«Братья Карамазовы»: Достоевский в одном романе
Система персонажей
Братья в романе Достоевского — это особая система персонажей со своей типологией, реальными и литературными прототипами и логикой развития в сюжете. Давайте разберем каждого героя отдельно и узнаем, какое место он занимает в этой системе.
📗 В первой книге «Карамазовых» «История одной семейки» рассказчик ведет хронику семьи, напоминающую сказочные ситуации: семья — отец и трое непохожих сыновей. Наследуют все они что-то вроде родового проклятия, но совсем не романтического: каждый из трех братьев в романе размышляет о том, что значит быть Карамазовым, и с отвращением находит в себе отцовские черты.
👱♂️ У старшего брата Дмитрия все основания ненавидеть отца — хотя бы за неблагополучное детство, когда Митя оказался никому не нужным ребенком. Ко времени основного сюжета отец и сын оказываются сторонами фарсового любовного треугольника, напоминающего скорее анекдот, чем трагедию. Но у Достоевского на прозрачную картину кризиса семьи накладывается сложная личность героя.
❤️ Из всех братьев больше всего романтических черт в Мите: он во всем доходит до предела. Начальный образ дикого, постоянно взвинченного, отягощенного обидой и яростью героя усложняется за счет его саморефлексии.
📝 Митя вводит в роман жанр исповеди. Вопреки обычной логике, «Исповедь горячего сердца» предшествует преступлению, в котором обвинят героя: в последней из трех исповедальных глав Митя говорит о желании убить отца. Исповедь включает саморазоблачение, но не раскаяние.
⛓ Как мы уже знаем, Митя отчасти повторяет реальную судьбу осужденного за убийство отца Дмитрия Ильинского: буйный нрав, ссоры с отцом и при этом своеобразная наивность — все это было в деле Ильинского. Еще один возможный прототип — поэт Аполлон Григорьев (1822–1864). Достоевский был с ним хорошо знаком и не раз помогал Григорьеву, запутавшемуся в долгах. С Григорьевым Митю сближает не только пьянство и долги, но и исступленное стремление к идеалу.
📜 В черновиках романа упоминается также «Повесть о Горе Злосчастии» 17 века. Ее герой — молодец, погубивший себя в кабаке: избавиться от привязавшегося к нему Горя удается только уйдя в монастырь. Митя ощущает себя «злосчастным», он обречен попадать в одни и те же ловушки, но самостоятельно найти выход не может.
🗣 Речь Мити — больше, чем хаотический поток сильных эмоций. «Горячее сердце» выражает себя с помощью стихов Гете и Шиллера, и в сбивчивом тексте «исповедей» читается сложившаяся картина мира. Она состоит только из крайностей: ангел и насекомое, Мадонна и Содом, и их нельзя разделить: «Я иду и не знаю: в вонь ли я попал и позор или в свет и радость».
💥 Персонажи «Братьев Карамазовых» произносят яркие формулы, которые позже стали воспринимать как слова самого Достоевского. Именно Мите принадлежат слова: «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» и «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Давайте узнаем, какие прототипы есть у Ивана Карамазова, и разберем характерные черты его образа.
👨 Средний брат, 23-летний Иван Карамазов, воплощает в романе интеллектуальное начало, рациональность и скептицизм. Принцип крайностей повторяется и в его образе: самый умный персонаж романа ближе всех к безумию.
👥 У Ивана тоже есть прототипы среди знакомых Достоевского. Это друг писателя Иван Шидловский, поэт-романтик и ученый, а также знаменитый философ Владимир Соловьев. Достоевский отдает своему герою черты мыслителей, которыми восхищался. Первое, что мы узнаем об Иване — он с детства проявляет исключительные способности к наукам.
👁 В Иване сразу после выхода романа стали видеть «русского Фауста», а позже эту мысль развил и популяризовал философ Сергей Булгаков в лекции «Иван Карамазов как философский тип». По Булгакову, так же, как Фауст одновременно и мировой образ, и немец 18 века, в Иване те же универсальные свойства обрели национальную и историческую формы: «Иван есть русский интеллигент, с головы до ног, с его пристрастием к мировым вопросам, с его склонностью к затяжным разговорам, с постоянным самоанализом, с его больной, измученной совестью».
📍 Иван отличается от Фауста прежде всего молодостью: его нигилизм нельзя объяснить разочарованием ученого, всю жизнь проведшего за книгами. Как и Митя, он стремительно входит в истерическое состояние, хотя есть версия, что по первоначальному замыслу Иван должен был убить отца: в некоторых набросках он обозначен как «Убийца».
⚡️ Соперничество с Дмитрием тоже должно было быть более резким. В окончательном варианте все намного сложнее: Иван — косвенный виновник, невольный вдохновитель убийства, но его сюжетная функция ограничена словами.
🕶 Ивана характеризуют закрытость и загадочность, исповедь — не его жанр. Он проговаривает свой внутренний кризис с помощью аллегорий, почти ничего не рассказывает прямо о себе — но по мере раскрытия героя его голос звучит все более эмоционально.
💧 Ивану Достоевский отдает один из своих главных вопросов — о «слезинке ребенка». Стоит вспомнить, как он возникает в тексте. В главе «Бунт» Иван решает проблему, стоит ли благая цель страданий, однозначно: «…от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к „боженьке“!»
💬 Образ этот не придуман Иваном: он пересказывает некий рассказ из старого журнала о том, как еще при крепостном праве генерал спустил стаю собак на маленького мальчика.
🗣 Дальше Иван обобщает свою мысль и говорит обо всем человеческом страдании, которые невозможно искупить, но без конкретного, эмоционально заряженного рассказа тема звучала бы совершенно иначе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Младший Карамазов должен был быть главным героем, но неизвестно, каким получилось бы продолжение романа, посвященное только Алеше. В «Братьях Карамазовых» его роль — воплощение всех долгих поисков Достоевским по-настоящему «положительно прекрасного» героя. Давайте узнаем прототипы этого Алеши Карамазова.
👦 Прототипы Алеши — это персонажи других романов Достоевского: Тихон в «Бесах», Макар Долгорукий в «Подростке», а в первую очередь — князь Мышкин из «Идиота». Новизна «Карамазовых» в том, что Достоевский решил показать праведника в начале пути, еще не реализованного, сомневающегося и просто совсем юного.
✍️ Двадцатилетний Алеша в первом его описании в глазах рассказчика наделен необычной мудростью и твердостью: «…он, казалось, всю жизнь жил, совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простячком, ни наивным человеком. Что-то было в нем, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он все допускал, нимало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошел, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости». В этом портрете принципиально, что герой определяется не через личные свойства (как ум Ивана или буйство Мити), а через отношение к другим.
➡️ Так устроен весь путь Алеши в романе. Он присутствует в большинстве эпизодов — но чаще всего в роли слушателя. Все другие персонажи раскрываются в разговорах с ним. Исповеди Дмитрия и манифест «бунта» Ивана — это обращения к младшему брату.
💭 Корень отличия Алеши от братьев рассказчик видит в воспоминаниях о матери из раннего детства: память о сострадании к матери увеличивает дистанцию между сыном и отцом. Алеша говорит, что он тоже Карамазов, и разделяет с братьями чувство унаследованного порока, но только он сознает другую, материнскую сторону.
🗣 Один из моментов, когда Алеша перестает быть участливым слушателем и прямо вмешивается в диалог — в разговоре с Иваном в «Бунте». После рассказа Ивана о затравленном генералом мальчике Алеша вдруг инстинктивно соглашается с братом — по крайней мере в том, что генерала надо расстрелять — говорит он это «с бледною, перекосившеюся какою-то улыбкой».
📖 Немного позже он находит ответ Ивану: искупление возможно, потому что есть Христос. Но в романе важно, что Алеша — все-таки не символическое воплощение Христа, а один из братьев Карамазовых, с той же спонтанностью и страстью.
🌀 Вероятно, что Достоевский собирался провести Алешу через сложный путь. По свидетельству журналиста и писателя Алексея Суворина, Алеша должен был из монаха стать революционером, и его бы казнили за политическое преступление. Черновиков этого сюжета, однако, не сохранилось: из романа ясно только, что характер Алеши не сводится к спокойной кротости.
В названии романа скрывался сюрприз, который большинству современных читателей известен заранее. Братьев не трое, а четверо. Давайте узнаем, чем интересен образ Смердякова и как он эволюционирует в тексте.
📖 Из фрагментов информации, которую собирает рассказчик, следует, что Павел Смердяков, лакей Федора Карамазова — скорее всего, еще один его сын. Роль Смердякова в романе растет с развитием сюжета отцеубийства. В системе персонажей он большую часть романа присутствует как «слепое пятно»: его не принимают всерьез, с ним ведут диалоги, но только чтобы спровоцировать на смешные для всех рассуждения.
💥 Все самые гротескные способы описания персонажа Достоевский собирает в первом же описании героя в главе «Смердяков» в третьей книге — когда рассказчик как будто нехотя решает все-таки обратить на него внимание. Первое, что мы узнаем о его детстве — что он «очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией. Он надевал для этого простыню, что составляло вроде как бы ризы, и пел и махал чем-нибудь над мертвою кошкой, как будто кадил. Все это потихоньку, в величайшей тайне».
➡️ Сочетание жестокости с пафосом выливается в профанацию, и это ключ ко всей линии Смердякова. Смердяков — поначалу, с точки зрения героев, комический, затем зловещий двойник Ивана: он не обладает собственным мышлением, все его идеи заимствованы.
🗣 В сценах с участием Смердякова мелькают мрачные предсказания, которые персонажи игнорируют. В главе «Смердяков с гитарой» он на вопрос о том, где Дмитрий, отвечает практически словами Каина об убитом Авеле, переведенными на странный «смердяковский» язык: «Почему ж бы я мог быть известен про Дмитрия Федоровича; другое дело, кабы я при них сторожем состоял?» Удивительно, что Алеша, внимательный к речам всех остальных героев, не слышит даже библейскую цитату.
🙅 Ускользает Смердяков и из-за его статуса слуги, и из-за свойств его речи, смысл которой трудно уловить за косноязычием: это деформация серьезного, «книжного» языка, который он безуспешно пытается воспроизвести, не владея контекстом.
✨ Другое свойство Смердякова — маниакальная любовь к чистоте: стерильность отделяет его от «грязных», сумбурных, но живых Карамазовых.
📚 Смердяков оставил заметный след в русской литературе: в нем видят прообразы, например, лакея Яши в чеховском «Вишневом саде» и Шарикова из «Собачьего сердца» Булгакова.
Задание.
📖 В Толковом словаре Ушакова слово «карамазовщина» определяется так:
«Крайняя степень моральной безответственности, сопровождающаяся безудержными страстями и постоянными колебаниями от нравственных падений к возвышенным душевным порывам, как бытовое, национальное или психологическое явление. (По имени героев романа Достоевского „Братья Карамазовы“)».
👇 Встречалось ли вам это слово за рамками обсуждения романа Достоевского? Для каких еще авторов или явлений культуры оно может быть актуально?
О том, почему среди персонажей «Карамазовых» нашлось место черту
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день