«Братья Карамазовы»: Достоевский в одном романе
Влияние романа на мировую литературу, интерпретации в театре и кино
Влияние Достоевского на мировую литературу нельзя переоценить: большинство великих авторов 20 века так или иначе на него ссылаются. Обсудим место романа в мировой литературе, его экранизации и постановки в театре.
У «Братьев Карамазовых» особое значение: о последней книге Достоевского чаще всего говорят как об откровении, источнике сильных впечатлений. Этот роман также больше всего привлекает философов. Давайте обсудим, на каких авторов повлиял роман.
📗 На рубеже веков в русской религиозной философии «культовым» текстом стал «Великий инквизитор»: мы уже упоминали книгу Розанова, о «поэме» Ивана размышляли также Николай Бердяев, Лев Карсавин, Дмитрий Мережковский.
🎩 О «Карамазовых» как об источнике вдохновения говорили почти все лидеры модернизма — Франц Кафка, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Томас Манн, Вирджиния Вулф. Никого из них нельзя назвать единомышленником >Достоевского, но в сложной структуре романа, в непредсказуемости сюжетных поворотов и в экстремальных персонажах они находили много общего с поисками литературы 20 века.
🗣 Джеймс Джойс говорил, что роман произвел на него глубокое впечатление. У Достоевского он ценит то, что называет «экзальтацией»: исступление может доходить до безумия, но в нем же секрет гениальности.
👀 А Герману Гессе то же «безумие» казалось не гениальностью, а предвидением новой эпохи: он увидел в Достоевском пророка «азиатского идеала», хаоса вне морали.
💬 Размышления о Достоевском и особенно о линии Ивана Карамазове занимают важное место в философии и литературе экзистенциализма. Свои интерпретации «бунта» Ивана и легенды о Великом Инквизиторе предложили Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.
👥 «Карамазовых» часто называют среди любимых романов многие современные писатели. Приведем свидетельство Орхана Памука, которое точно суммирует, в чем сила воздействия романа:
«„Братья Карамазовы“ с первых же страниц вызывали двоякое чувство. Я понимал, что я не одинок в этом мире, но ощущал оторванность от него и беспомощность. <…> Какую тайну хотел открыть мне Достоевский? Неужели он хотел сказать, что я всегда буду испытывать потребность в боге, вере? Доказать, что мы не в состоянии до конца верить ни во что? Может, он призывал меня согласиться с тем, что в нас живет дьявол, жаждущий уничтожить веру и извратить самые искренние мысли? А может быть, он хотел показать, что человек легко и безвольно меняет свои взгляды — гораздо быстрее, чем мне тогда казалось? Ошеломляло и пугало, что Достоевский облек эти жизненные истины не в абстрактные мысли, а наделил ими живых людей из плоти и крови. Читая „Братьев Карамазовых“, мы пытаемся понять, как люди могут так быстро меняться».
Объем романа не смущает театральных и кинорежиссеров: есть десятки инсценировок и экранизаций — давайте обсудим самые интересные.
⭐️ Вехой стала постановка 1910 года на сцене МХТ: спектакль Вл. Немировича-Данченко и В. Лужского вызвал волну дискуссий о том, можно ли вообще перевести на язык театра большой роман. Немирович-Данченко видел общность романа с жанром трагедии, но не стремился превратить текст в классическую пьесу: в спектакле была роль Чтеца, а действие, как и в романе, составляли разнородные фрагменты.
❇️ Режиссеры многих успешных постановок выбирали из романа отдельные линии или темы 👇
🔹 В 1997 году спектакль Юрия Любимова назывался «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», что подчеркивало доминирование мира карамазовщины над героями.
🔸 Кама Гинкас в 2006 году воплотил на сцене МТЮЗа диалоги Ивана и Алеши в спектакле «Нелепая поэмка».
🔹 Анатолий Эфрос поставил спектакль только о младшем брате — «Брат Алеша», а Сергей Женовач о среднем — «Брат Иван Федорович».
🔸 В новейшей стадии сценической истории романа Лев Додин предпочел противоположный путь. В конце 2020 года состоялась премьера его «Карамазовых» в МДТ — Театре Европы.
🗣 В интервью режиссер подчеркивает, что видит роман как плотное целое: «Все братья мои, я во всех братьях, все братья во мне. Мне кажется искусственным само разделение сюжета на части про Ивана, про Дмитрия и про Алексея. Каждый из них абсолютно зависим от другого, и только вместе они составляют что-то, что является „братьями Карамазовыми Достоевского“».
🎬 Киноверсий «Карамазовых» уже почти два десятка, начиная с фильма Виктора Туржанского 1915 года. Классической остается трехсерийная картина Ивана Пырьева 1968 года (ее досняли после смерти Пырьева Михаил Ульянов и Кирилл Лавров).
📽 Самый известный голливудский опыт — фильм Ричарда Брукса 1958 года с Юлом Бриннером в роли Мити и Уильямом Шетнером в роли Алеши. Грушеньку в нем могла сыграть Мэрилин Монро, но помешали студийные конфликты. В этой версии изобретен «счастливый конец» с побегом Мити.
🎞 «Мальчики» Рениты Григорьевой (1990) — экранизация десятой книги «Карамазовых».
🎥 Среди вариаций на тему романа интересен фильм чешского режиссера Петра Зеленки «Карамазовы» (2008). Персонажи фильма — труппа пражского театра — ставят спектакль по роману Достоевского и параллельно проживают личные сюжеты.
📺 Телесериалов по «Карамазовым» тоже несколько: кроме отечественного сериала 2008 года, уже есть японские «Карамазовы» (2013) и турецкие (2010).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Сцены из спектакля Льва Додина
Что почитать о романе:
📚Собрания текстов и исследований:
▪️ https://fedordostoevsky.ru/
▫️ http://dostoevskiy-lit.ru/
🎓 Научные книги:
▪️ Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 1963
▫️ Бэлнеп Р. Генезис романа «Братья Карамазовы». 2003
▪️ Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых». 1997
▫️ Жирар Р. Достоевский: от двойственности к единству. 2013
▪️ Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». 1977
▫️ Долинин А. С. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». 1963
▪️ Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. 1983
🌐 7 секретов «Братьев Карамазовых» на Арзамасе
Что посмотреть о романе Федора Достоевского:
🔹 Лекция Татьяны Касаткиной🔸 Лекция Дмитрия Быкова «Кто убил Федора Павловича?»
О том, как в «Братьях Карамазовых» отражено все творчество Достоевского
В этом уроке мы обсуждали последний роман Достоевского — «Братья Карамазовы». Давайте вспомним главное и подведем итог.
⚫️ «Братья Карамазовы» — завершение «пятикнижия» Достоевского. От предыдущих романов текст отличается усложненной композицией и разветвленным сюжетом. В романе соединяются несколько совершенно разных жанров: детектив, трагедия, фарс, социальный роман, житие, исповедь, трактат, притча, нет одного главного героя, а также ярко проявляется эксцентричность стиля Достоевского
📓 Роман печатался в журнале «Русский вестник» два года, 1879–1880. Пока выходили первые части, Достоевский продолжал работу над следующими — этот процесс отразился на композиции книги, в которой части сильно различаются по тону и тематике. В конце 1880 года «Братья Карамазовы» вышли отдельной книгой в двух томах. Роман сразу вызвал огромный интерес критиков и читателей.
👤 В «Братьях Карамазовых» собран весь читательский опыт Достоевского: религиозные тексты, Шекспир, Вольтер и Руссо, Шиллер, Гоголь, Бальзак, Диккенс, Гюго.
✍️ Все повествование в «Братьях Карамазовых» ведет некий рассказчик. У него нет ни имени, биографии, но он находится «внутри» вымышленного мира — такой рассказчик помогает создать интригу. Другая функция рассказчика — обозначить дистанцию между ним и автором.
👥 Братья в романе Достоевского — это особая система персонажей со своей типологией, реальными и литературными прототипами и логикой развития в сюжете. Из всех братьев больше всего романтических черт в Мите: он во всем доходит до предела. Митя вводит в роман жанр исповеди. Средний брат, 23-летний Иван Карамазов, воплощает в романе интеллектуальное начало, рациональность и скептицизм. Роль Алеши — воплощение всех долгих поисков Достоевским по-настоящему «положительно прекрасного» героя.
⚖️ В композиции романа нарушен баланс между стадиями криминального сюжета. Достоевский сводит расследование к намекам, а разоблачение — к частному признанию. Зато подробно разворачиваются сцены суда. В главах о суде описание процесса выполняет функцию «театра в театре»: заново разыгрываются события, о которых мы уже читали, но в противоположных интерпретациях.
📖 С развитием сюжета в «Братьях Карамазовых» появляется все больше отходов от него, а герои все больше выражают себя в длинных монологах или даже текстах. Самый оригинальный вставной текст принадлежит Ивану — «Легенда о Великом инквизиторе». Сделав поэму частью диалога братьев, писатель сместил акцент с аллегорического размышления о христианстве на личное общение. Иван чувствует, что поэма не должна быть текстом: хотя он уже публиковал статьи, свое главное сочинение ему надо выговорить, и не любому собеседнику.
👨 В «Братьях Карамазовых» на первом плане мужские персонажи: в сюжете о том, как братья символически и буквально убивают отца, очевиден дисбаланс между мужскими и женскими ролями. Женских персонажей с самостоятельными сюжетными линиями в романе нет, появляются они либо в острых эпизодах (скандалы, суд), либо в воспоминаниях или фантазиях.
👥 Об этом романе Достоевского много говорили и писали философы, а также писатели-модернисты. «Карамазовых» часто называют среди любимых романов многие современные писатели.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день