angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Братья Карамазовы»: Достоевский в одном романе

Значение романа и история создания

Замысел будущих «Братьев Карамазовых» появился задолго до первых черновиков — для Достоевского типично возвращаться по кругу к важным для него идеям. Давайте поговорим о создании романа и его месте в творчестве автора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

«Абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге „Братья Карамазовы“ писателя Достоевского», — говорит один из персонажей Курта Воннегута.

📝 Вернемся к моменту создания романа. В 1878 году, когда началась работа над рукописью, Достоевский — влиятельный писатель со сложной творческой историей и противоречивой репутацией. Он вошел в литературу в 1845 как «новый Гоголь», воплощение надежд Белинского и Некрасова на сильную социальную прозу. Четырехлетняя каторга за участие в социалистическом кружке Петрашевского прервала литературную карьеру и глубоко изменила писателя.

📖 В 1857 году Достоевский вернулся в литературу. Только публикация «Записок из Мертвого дома» в 1861 году позволила ему заново завоевать статус ведущего современного автора.

🗞 Достоевский был также выдающимся публицистом, издавал литературно-политические журналы «Время» и «Эпоха». В художественных произведениях, как и в статьях и «Дневнике писателя», он касается самых острых и трудных вопросов, от актуальных социальных проблем до религиозных.

📚 В центре наследия Достоевского — «великое пятикнижие»: пять романов, связанных общей проблематикой и уникальным стилем.

«Преступление и наказание»
«Идиот»
«Бесы»
«Подросток»
«Братья Карамазовы»

🖋 Их объединяют экстремальные сюжеты и персонажи: герои Достоевского всегда находятся в предельном напряжении и отличаются мучительной, лихорадочной рефлексией. Достоевский напрямую вводит в тексты романов философские, политические, религиозные споры. В то же время он использует приемы популярной литературы — детектива, мелодрамы, злободневного памфлета.

⚫️ «Братья Карамазовы» — завершение «пятикнижия». От предыдущих романов текст отличается усложненной композицией и разветвленным сюжетом.

👇 Самые необычные черты романа:

Соединяются несколько совершенно разных жанров: детектив, трагедия, фарс, социальный роман, житие, исповедь, трактат, притча.

В романе нет одного главного героя, и все основные персонажи представляют категорически разные типы. Алеша, Иван и Дмитрий не просто братья с непохожими характерами: они написаны в духе несовместимых литературных традиций.

Эксцентричность стиля Достоевского в «Братьях Карамазовых» достигает максимума. Название одной из частей — «Надрывы» — передает психологическую атмосферу всего текста.

Читателя ждут резкие перепады в масштабе и степени серьезности: от бытовой грязи и глумления до жития потенциального святого.

Давайте узнаем, какие источники повлияли на Достоевского в процессе написания романа и как он публиковался.

👇 В случае «Братьев Карамазовых» истоков несколько:

Проекты книг «Атеизм» (1868) и «Житие великого грешника» — варианты сюжета о духовном путешествии. В «Атеизме» герой должен был пройти через все формы религиозного опыта. У «Жития...» был уже более определенный сюжет о преодолении искушений и встрече со святым.

📖 Давайте прочитаем фрагмент черновика-плана «Жития великого грешника». Обратите внимание на то, как работает мысль Достоевского: сначала внутренние свойства, мотивация персонажей, даже их фразы, и только потом появятся события, имена, детали. Сюжета романа здесь еще нет, но основные темы прекрасно знакомы читателям «Карамазовых»:

Накопление богатства.
Зарождающиеся сильные страсти.
Усиление воли и внутренней силы.
Гордость безмерная и борьба с тщеславием.
Проза жизни и страстная вера, беспрерывно ее побеждающая.
«Чтоб все поклонились, а я прощу».
Чтоб ничего не бояться. Жертвы жизнию.
Действие разврата; ужас и холод от него. Желание всех марать.
Поэзия детских лет.
Обучение и первые идеалы.
Тайно выучивается всему.
Один, ко всему приготовиться.
(Все приготовляется беспрерывно к чему-то; хотя и не знает к чему — и странно — об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется).

Дело об отцеубийстве. Уже в «Записках из Мертвого дома» есть отсылка к реальной истории, глубоко задевшей Достоевского. В Омском остроге писатель познакомился с Дмитрием Ильинским, несправедливо обвиненным в убийстве отца. Позже Достоевский изучал дело Ильинского, а также множество материалов криминальной хроники.

Оптина пустынь. В мае 1878 года, когда Достоевский уже начал писать роман, случилась трагедия — умер его трехлетний сын Алеша. В июне писатель посетил Оптину пустынь — мужской монастырь, где селились старцы-пустынники, к духовному учительству которых обращались в 19 веке многие русские писатели и философы. Опыт был продуктивен: Достоевский нашел новые силы для работы над романом и материал для линии Алеши и старца Зосимы.

📓 Роман печатался в журнале «Русский вестник» два года, 1879–1880. Пока выходили первые части, Достоевский продолжал работу над следующими — этот процесс отразился на композиции книги, в которой части сильно различаются по тону и тематике.

📕📕 В конце 1880 года «Братья Карамазовы» вышли отдельной книгой в двух томах. Роман сразу вызвал огромный интерес критиков и читателей. Достоевский планировал написать продолжение — историю Алеши Карамазова после событий романа, но писатель скончался в январе 1881 года.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как известно, Достоевский в зрелые годы был убежденным «почвенником», верил в особую роль русского народа и русской культуры. Давайте рассмотрим, какая литература на него повлияла.

🤜🤛 Достоевский противопоставлял хаотичную, но живую и страстную русскую веру западной рациональности. Однако стоит помнить, что Достоевский также один из самых начитанных русских писателей, и в его круге чтения преобладала западноевропейская литература. Его первой литературной публикацией был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», он переводил Жорж Санд и Эжена Сю.

👇 В «Братьях Карамазовых» собран весь читательский опыт Достоевского. Из чего он складывается?

Религиозные тексты. Библия, жития святых, богословие — писатель был хорошо знаком не только с каноном, но и с апокрифами, читал мистические тексты Сведенборга и исторические изыскания Эрнеста Ренана, общался с Владимиром Соловьевым. В образе Зосимы собраны мотивы христианской литературы разных эпох и традиций.

Шекспир. Персонажи «Братьев Карамазовых» и сами упоминают шекспировских героев. Трагедийная сторона преступления, катастрофические семейные конфликты, сосуществование трагедии и фарса — то, что Достоевскому близко в шекспировских сюжетах.

Вольтер и Руссо. В позднем творчестве Достоевского много отсылок к литературе Просвещения. Среди возможных истоков сюжета Алеши Карамазова — идея написать «русского Кандида», ответ на вольтеровскую повесть. Достоевский возвращается к писателям-философам 18 века, для которых было естественно решать глобальные задачи в художественных текстах.

Фридрих Шиллер. Драма Шиллера «Разбойники» прямо использована в «Карамазовых» (отцеубийство, обвинение невиновного сына, любовный треугольник с участием братьев). Этот и другие тексты Шиллера упоминают все Карамазовы — отец и сыновья. Сверхчеловеческая гордость, богоборческий бунт, страстные исповеди — многие характерные свойства героев Достоевского связаны с его увлечением Шиллером.

В литературе 19 века Достоевский среди своих ориентиров чаще всего называет четыре имени — Гоголь, Бальзак, Диккенс, Гюго. Общее у них с Достоевским — сочетание гротеска с реалистической точностью, стремление придать конкретной социальной проблематике универсальный общечеловеческий масштаб. Для «Братьев Карамазовых» особенно значимы романы Гюго «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные».

Задание.

📖 Начнем с того, что прочитаем оглавление романа. Все критики обращали внимание на необычные названия глав, а Владимир Набоков (совсем не поклонник Достоевского) в своей лекции так характеризует впечатление от них:

«Достаточно бросить хотя бы беглый взгляд на оглавление. Как я уже сказал, названия глав необычны и приводят в замешательство, человек, незнакомый с романом, может быть легко введен в заблуждение, вообразив, что перед ним не роман, а скорее либретто какого-то эксцентричного водевиля».

👇 А какие ассоциации возникают у вас?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;