angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Братья Карамазовы»: Достоевский в одном романе

Образ рассказчика и структура романа

«Братья Карамазовы» включают десятки разрозненных эпизодов, не всегда связанных с основной сюжетной линией, а повествование ведет некий рассказчик. Попробуем разобраться в структуре романа, а также поговорим о времени и пространстве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

👤 У рассказчика нет ни имени, ни биографии, но он находится «внутри» вымышленного мира, а не наблюдает со стороны: живет в одном городе с персонажами, присутствует на суде, с частью героев лично знаком и довольно настойчиво напоминает о себе: «Я знаю, что...», «Я слышал, что...»

👀 Такой рассказчик помогает создать интригу. Не всегда понятно, каким объемом информации он владеет. Иногда он проявляет абсолютную проницательность, описывает внутреннее состояние героев и анализирует ситуации. Но во многих эпизодах рассказчик признается, что знает о событиях только из вторых рук или даже по слухам.

⚡️ Вершина этой неопределенности — знаменитый эпизод, когда рассказчик произвольно прерывает повествование на самом интересном месте.

📖 В главе с говорящим названием «В темноте» Митя Карамазов готов убить отца. Рассказчик, как будто он был свидетелем, показывает все мелкие детали и передает все, что Митя в полубредовом состоянии говорит сам себе: «„Я ведь не знаю, не знаю, — сказал он тогда, — может, не убью, а может, убью. Боюсь, что ненавистен он вдруг мне станет своим лицом в ту самую минуту. Ненавижу я его кадык, его нос, его глаза, его бесстыжую насмешку. Личное омерзение чувствую. Вот этого боюсь, вот и не удержусь...“ Личное омерзение нарастало нестерпимо. Митя уже не помнил себя и вдруг выхватил медный пестик из кармана...»

▪️ Далее следует отточие, словно из текста вырезан фрагмент, и вместо продолжения нас переносят вперед во времени: «„Бог, — как сам Митя говорил потом, — сторожил меня тогда“».

🖋 При этом Достоевского не так уж заботил эффект сюрприза: о том, что Митя невиновен, он рассказывал читателям в переписке задолго до публикации финала, и уже писал раньше о деле Ильинского, на котором основан этот сюжет. Важнее не буквально заставить читателя волноваться, кто убил Федора Карамазова, а создать впечатление общей вины и разлитой по всему тексту агрессии.

Другая функция рассказчика — обозначить дистанцию между ним и автором. Исследователи сравнивали его с пушкинским Белкиным и летописцем из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина — хотя у Достоевского дистанция не такая резкая. Достоевский на последнем этапе жизни был слишком хорошо знаком читателям как публицист, вокруг него сложились определенные идеологические стереотипы. В романе писатель создает более наивного, провинциального повествователя, не отягощенного литературной и политической борьбой.

💦 По мере развития романа повествование словно ускользает от рассказчика и становится все более непредсказуемым. Вначале подразумевается, что в главной роли должен быть Алеша Карамазов, но рассказчик постоянно переключается на его отца и братьев и поневоле создает сложную композицию романа без центрального героя.

Давайте попробуем разобраться, как составлен роман.

❇️ Такие части романа, как книга шестая «Русский инок» или десятая «Мальчики», вполне могли бы быть самостоятельными произведениями. Если читать «пятикнижие» Достоевского в хронологическом порядке, видно, что это общая тенденция: в первом романе, «Преступлении и наказании», доминирует Раскольников и события, связанные с его преступлением, а с каждым последующим романом все больше внесюжетных вставок.

Важно, что все отклонения от линейного сюжета мотивируются особенностями мышления и поведения самих героев, а не отступлениями рассказчика или автора. Три «Исповеди горячего сердца» порождает Митя, «поэму» о Великом инквизиторе и разговор с чертом — Иван, части о Зосиме — Алеша, шутовскую дискуссию «За коньячком» — Карамазов-отец и Смердяков. Значит, хаотическая композиция романа прямо связана с персонажами.

📌 Сравним с «Войной и миром»: в романе Толстого тоже много отходов от основного повествования, но почти все они, кроме коротких фрагментов — например, снов героев, выражают авторскую рефлексию.

Как Достоевскому удается сохранить целостность текста при таком разнообразии побочных линий? Он использует напоминания, повторы, предсказания, которые возвращают читателя к сюжету. Американский славист Роберт Бэлнеп в книге «Структура „Братьев Карамазовых“» (1997) проанализировал, как текст «Карамазовых» управляет читательской памятью — оказалось, что здесь тоже все дело в системе персонажей. Давайте прочитаем фрагмент из книги:

1️⃣ «Однажды введенные, персонажи „Братьев Карамазовых“ могут быть разделены на две группы: те, которые должны постоянно оставаться в памяти читателя, и те, которые вызываются к жизни, когда в них есть необходимость. Вряд ли кто-нибудь из читателей станет беспокоиться о том, что происходило все это время с Миусовым, Григорием, Калгановым, Максимовым, отцом Паисием, Ракитиным, Поленовым, Снегиревым, Самсоновым, Смуровым, Герценштубе, Фетюковичем или еще какими-нибудь второстепенными персонажами. Они делают свое дело и исчезают…»

2️⃣ И наоборот — есть «персонажи, которых читатель должен постоянно держать в уме: Федор Павлович, Смердяков, трое братьев, Катерина Ивановна, Лиза, Грушенька и старец Зосима, которого во второй половине романа заменяет Алеша как собеседник Коли Красоткина. Достоевский должен не только рассчитать время участия каждого персонажа в действии, но должен также удерживать их в сознании читателя, когда они не участвуют в действии».

👤 Например, Митя, главная фигура всех остросюжетных эпизодов романа, в пяти книгах вообще отсутствует среди действующих лиц, а в трех появляется только на одну главу. Однако его вспоминают почти в каждом эпизоде, и даже само его имя все время мелькает на страницах, не позволяя читателю отвлечься от интриги.

🔄 Повторяются в разных частях, в том числе вставных, и ключевые мотивы и даже отдельные слова. В основном они связаны с «карамазовщиной» и с темой насилия: слова «подлость», «сладострастие», «насекомое», «кровь». Отметим, что исчезают они только в третьей и последней части эпилога «Похороны Илюшечки».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Действие «Братьев Карамазовых» происходит в вымышленном городке Скотопригоньевске. У него несколько реальных образов — давайте посмотрим, каких, и поговорим о пространстве в романе.

🏡 Прежде всего прообразом города является Старая Русса, где жил Достоевский во время работы над романом. Другие претенденты — Козельск, рядом с которым находится Оптина Пустынь, а также Омск, Тобольск, Семипалатинск. Из всех вариантов основного пространства в «пятикнижии» Скотопригоньевск — наиболее разнообразная и объемная картина.

💫 Несмотря на почти гоголевское название, город выглядит менее гротескным, чем Петербург в «Преступлении и наказании» и губернский город в «Бесах». В романе упоминаются все составляющие провинциального города: храмы и трактиры, парки и рощи, улицы и переулки.

🏠 Некоторые детали точно воспроизводят реалии Старой Руссы: дом Федора Карамазова похож на дом самого Достоевского, Митя делает покупки в реально существовавшем магазине купца Плотникова. А вот трактир «Столичный город», где встречаются Иван и Алеша, вымышленный.

👛 Название города тоже связано со Старой Руссой: в 19 веке скотопригонный рынок располагался рядом с Торговой площадью и с собором: вся публичная жизнь города была сосредоточена вокруг этих ориентиров.

✍️ В романе нет панорамных описаний: мы знакомимся с местами действия, следуя за персонажами. Пространство отражает устройство самого текста: множество закоулков, изгибов, темных мест, непредсказуемых поворотов.

📖 Прочитаем один такой фрагмент. В главе «Исповедь горячего сердца. В стихах» Алеша идет к Катерине Ивановне, и нам подробно объясняют его маршрут:

«Дом ее он знал. Но если бы пришлось пойти на Большую улицу, потом через площадь и пр., то было бы довольно не близко. Наш небольшой городок чрезвычайно разбросан, и расстояния в нем бывают довольно большие. При том его ждал отец, может быть не успел еще забыть своего приказания, мог раскапризиться, а потому надо было поспешить, чтобы поспеть туда и сюда. Вследствие всех этих соображений, он и решился сократить путь, пройдя задами, а все эти ходы он знал в городке, как пять пальцев. Задами значило почти без дорог, вдоль пустынных заборов, перелезая иногда даже через чужие плетни, минуя чужие дворы, где впрочем всякий-то его знал и все с ним здоровались. Таким путем он мог выйти на Большую улицу вдвое ближе. Тут в одном месте ему пришлось проходить даже очень близко от отцовского дома, именно мимо соседского с отцовским сада, принадлежавшего одному ветхому маленькому, закривившемуся домишке в четыре окна».

🏚 Ветхий домишко — повод для очередного ответвления сюжета: рассказывается небольшая история о бедной старухе, которая там жила с дочерью и заходила к Федору Павловичу. Алеша погружается в воспоминания, дойдя до ее сада, а подняв голову, натыкается «вдруг на самую неожиданную встречу» — с братом Дмитрием.

📝 Текст переполнен такими моментами. Знакомый, наполненный детскими воспоминаниями героев городок все время провоцирует неожиданности. Поэтому Скотопригоньевск кажется одновременно маленьким и чуть ли не бесконечным, правдоподобным и невозможным.

Дом Достоевского в Старой Руссе

Задание.

📖 Прочитаем начало первой книги, главу «Федор Павлович Карамазов».

Время прочтения 〰️ 7 минут

👇 Как проявляет себя рассказчик — что он комментирует, оценивает, а что просто сообщает?

О времени у Достоевского, хронологии в «Карамазовых» и слове «вдруг»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;