angle-down facebook instagram vkontakte warning

Артуровский миф в литературе

Поиски Святого Грааля

Поиски Святого Грааля — самый известный квест артурианы и проблематичная часть мифа: что такое Грааль, что он значит, зачем его искать. Каждая версия легенды дает новые ответы на эти вопросы. Давайте проследим за этим литературным мотивом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

🍷 Первый образ, который ассоциируется с Граалем сейчас, — чаша или кубок. Бретонское и старофранцузское слово graal действительно означает чашу, однако в описаниях Грааля встречается также блюдо. А в «Парцифале» Эшенбаха это камень — lapis exilis, то же, что философский камень алхимиков.

✍️ Кретьен де Труа описывает удивительный волшебный предмет, но не называет его «святым». В христианский контекст его немного позже вписал Робер де Борон, живший в 12–13 вв. Грааль у него стал чашей, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа.

🏰 Грааль хранится в далеком замке. В немецких версиях он называется Мунсальвеш или Монсальват (второй вариант популяризовал Вагнер), во французских и английских — Корбеник (Карбонек, Корбин).

🦇 Путь к Граалю лежит через мрачные и страшные места, отмеченные знаками распада и скверны. Во многих сюжетах, пока Грааль не откроется чистому духом рыцарю — Парцифалю в немецкой версии, Галахаду в английских, орден хранителей пребывает в упадке. Владения раненого Короля-рыбака, у которого нет подлинной духовной силы хранителя, стали «бесплодными землями». Другое странное место — «Гиблая часовня», в которой пропали многие недостойные искатели: у Мэлори через нее проходит Ланселот.

📝 В 1920 году вышло исследование Джесси Уэстон «От ритуала к роману». Уэстон предположила, что за сюжетами о Граале стоит древний языческий ритуал. Гиблая часовня, бесплодные земли и другие знаки смерти — следы утраченного культа мертвых, а Грааль восходит к обрядам инициации, символически посвящавшим в тайну жизни. Эту теорию не все принимают, и есть мнение, что Грааль, наоборот, позднее, чисто христианское изобретение — но для модернистских писателей 20 века книга Уэстон была привлекательнее.

👇 У поисков Грааля сложилось два значения, буквальное и аллегорическое:

1️⃣ Условная цель. Поиски — это приключение-квест, в котором проверяются способности героя. Грааль — просто артефакт, символизирующий победу. В награду герой получает вполне конкретные дары — неуязвимость, благополучие, славу.

2️⃣ Идеал. Грааль означает любую версию Абсолюта — Истину, Бога, Любовь. Он не от мира сего, им нельзя обладать, можно только стать свидетелем его явления, то есть пережить откровение. Этот смысл, который можно видеть уже у Эшенбаха, вкладывают в Грааль и Теннисон, и Вагнер, и их символистские продолжатели.

У этого сюжета, как и у всех поисков Абсолюта, есть другая сторона — в идеале всегда можно усомниться. Что если Грааль утрачен? Или это обманка? Или есть только вечная тоска по идеалу, но увидеть его нельзя даже в озарении? Что если подлинная история поиска всегда заканчивается в Гиблой часовне? А может быть, Грааль есть, но не «Святой» в христианском смысле? Самые оригинальные вариации сюжета в 20 веке вызваны этими сомнениями.

Сюжет о Граале появляется в необычных, полемических по отношению к традиции формах, в ряде знаковых произведений литературы 20 века. В отличие от пересказов и романов фэнтези, на первом плане здесь символический смысл Грааля и вопрос о том, сохранится ли он в современном мире. Давайте обсудим этот мотив у Элиота, Кафки и Томаса Манна.

📕 Томас Стернз Элиот в поэме «Бесплодная земля» прямо указывает на книгу Джесси Уэстон и заимствует из нее образы смерти и запустения, которые Уэстон акцентировала в артуровских романах. Но если в исследовании смысл был в поиске дохристианского прототипа Грааля, то Элиот создает постхристианскую версию. В поэме нет ни Грааля, ни достойных его рыцарей — остается открытым вопрос, исчез ли Грааль насовсем, или мы находимся на самой мрачной стадии квеста, в Гиблой часовне, из которой ушла магия:

В этой пустыне меж гор нет жизни
Месяц бессилен и трава поет
Над щебнем надгробий
Пустая часовня, жилище ветра.
Окна зияют, дверь скрипит на ветру
Мертвые кости чар не таят.

📖 Единственный намек на выход есть в конце поэмы, где Элиот цитирует стихотворение Верлена «Парсифаль», написанное под впечатлением от оперы Вагнера. Получается, что Грааль доступен только в отголосках, в цитате из цитаты.

📗 Роман Томаса Манна «Волшебная гора», целиком построенный на мифологических аллюзиях, цитирует среди прочих и миф о Граале. (Заглавная «волшебная гора» взята из другой средневековой немецкой легенды — о Тангейзере).

👤 Главный герой Ганс Касторп буквально сравнивается автором с Парцифалем, но на поверхности он не похож на легендарного рыцаря-шута: Касторп описан как подчеркнуто обыкновенный, «средний» человек. Сюжет кажется обыденным — общение скучающих персонажей в санатории — но за рутиной скрывается тайна.

В одном из ключевых эпизодов герой, заблудившийся в горах, испытывает не то галлюцинации, не то откровения. За сияющим видением счастья следует страшная картина: старый храм, в котором две ведьмы над чашей разрывают на части младенца. Придя в себя, герой приходит к выводу, что оба видения одинаково ценны: «Великая душа, частицей которой ты являешься, грезит — через тебя и по твоему — о вещах, которые извечно грезятся ей: о своей юности, своей надежде, своем счастье, о мире и… о своем кровавом пиршестве». У Манна откровение возможно, но оно совершенно иное, чем в исходных сюжетах.

📙 К деформациям средневекового квеста относят и «Замок» Франца Кафки. Приключения главного героя — зацикленная до бесконечности стадия блуждания, которая есть во многих рыцарских сюжетах и принципиально важна в истории Парцифаля.

❄️ Замок, как и Монсальват, окружен бесплодной землей, занесенной снегом у Кафки. Он притягивает героя, как цель квеста, но достичь его заведомо нельзя. Как и у Элиота, у Кафки невозможность традиционного завершения мотивируется скорее общим состоянием мира, чем несостоятельностью героя. Есть ли в Замке что-то подлинное, узнать нельзя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Есть еще один интересный, но менее знаменитый пример модернистского переосмысления легенды. В первом романе Жюльена Грака «Замок Арголь» (1938) прямые отсылки к сюжетам о Граале помещены в атмосферу сюрреалистической готики. Давайте посмотрим, как это выполнено в тексте.

🎭 Автор описывал роман как «демоническую» версию вагнеровского «Парсифаля». Сюжет, как легко догадаться с самого начала, не предполагает спасения, но главное отличие не в этом. Персонажи романа статичны, они словно разыгрывают предопределенные роли, искаженные отражения традиционных образов легенды.

🏰 Главный герой Альбер весь роман блуждает по своему замку в Бретани, который он купил по необъяснимому наитию. Арголь — синтез Монсальвата, проклятого замка готических романов, и мифологического лабиринта.

👥 К герою присоединяется его друг Герминьен, который привозит с собой девушку по имени Гейде: они окажутся двойниками раненого Короля-Рыбака Амфортаса и колдуньи-соблазнительницы Кундри: функции и имена указывают скорее на Вагнера, чем на средневековые романы. По ходу развития сюжета функции персонажей меняются, и все трое играют одновременно демонические и ангелические роли.

🩸 Грак, в отличие от последователей Джесси Уэстон, интересуется христианскими, а не языческими, смыслами Грааля. Но в христианской образности он подчеркивает болезненную и кровавую сторону, темы жертвы и искупления оборачиваются готической эстетизацией страдания.

➡️ Так устроено и самое прямое упоминание исходной легенды в тексте. Альбер находит гравюру, изображающую страдания Амфортаса. Жизнь и искусство, мука и избавление в его восприятии неразличимы: художник «заимствовал от самой крови Амфортаса, запятнавшей плиты своими тяжелыми каплями, то самое сверкающее вещество, что струилось в священном Граале, и именно от этой раны распространялись во все стороны лучи неугасимого огня, жар которого, словно неутолимая жажда, иссушал горло».

📖 Самое простое объяснение происходящего, на которое в тексте много намеков, — все разворачивается в подсознании, герои романа — архетипические составляющие одной личности. Скомбинировав жанры и превратив известный сюжет в психоаналитическую загадку, Грак показал, что о Граале можно написать не только квест.

Задание.

📖 Прочитаем рассказ Нила Геймана «Сказание о странствующем рыцаре» (1992).

Время прочтения: 〰️ 25 минут

👇 Как обыграна тема Грааля?

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;