Архитектура в кино
Немецкий экспрессионизм
После Первой мировой войны в немецком искусстве появляется новое направление — экспрессионизм. Посмотрим, как архитектура в фильмах помогала передать ужас и растерянность людей после войны.
1. Кадр из фильма «Метрополис», реж. Фриц Ланг, Германия, 1927
2. Кадр из фильма «Любить человека», реж. Сергей Герасимов, СССР, 1973
3. Кадр из фильма «Время развлечений», реж. Жак Тати, Франция, Италия, 1967
4. Кадр из фильма «В прошлом году в Мариенбаде», реж. Ален Рене, Франция, 1961
1, 2. Постеры фильма «Кабинет доктора Калигари»
3–9. Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари», реж. Роберт Вине, 1920
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Немецкое искусство ярко высказалось об ужасах Первой мировой войны, что привело к появлению целого направления — экспрессионизма. В кино этого направления архитектура играла заметную роль. Яркий пример — «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.
☮️ «Кабинет доктора Калигари» вышел в 1920 году. Авторы сценария — Ханс Яновиц и Карл Майер — были пацифистами и не хотели участвовать в войне. Яновицу все-таки пришлось служить, что еще больше укрепило его во взглядах. Майер пытался симулировать безумие, чтобы «откосить», и подвергся жестким тестам со стороны врачей.
▪️ Сценарий Яновиц и Майер написали сразу после войны и революции, когда в Германии царил хаос в политике, экономике и во всем остальном.
👻 Сюжет фильма очень запутанный — там есть духи, таинственные убийства, ярмарочный балаган с ясновидцем. И не вполне понятно, происходит ли все это в реальности или в бреду безумного главного героя.
🔝 Чтобы создать атмосферу напряженного безумия, художники Герман Ворм, Вальтер Райман и Вальтер Рориг предложили снимать фильм в декорациях, далеких от реального пространства. Сперва продюсеры отнеслись к этой идее осторожно, так что режиссер Роберт Вине построил тестовую декорацию и снял в ней одну сцену. Менеджеры кинокомпании были в восторге и дали зеленый свет.
👁 В декорациях искажаются геометрия и оптика, чтобы зрителю казалось, что перед ним не реальные события, а кошмарный сон. Этот эффект достигается за счет острых углов, кривых линий, резких эффектов светотени.
▪️ Все вместе — запутанный сюжет и нереалистичные декорации — прекрасно отражали тот ужас и растерянность, которые испытывали люди после Первой мировой войны.
1. Постер фильма «Метрополис»
2–6. Кадры из фильма «Метрополис», реж. Фриц Ланг, 1927
7–9. Создание декораций к фильму
Теперь поговорим о «Метрополисе» Фрица Ланга. Это один из первых крупнобюджетных фильмов в истории, в котором архитектура играет важную роль — в том числе метафорическую.
✊ Фильм вышел в 1927 году. Его сценаристы — сам Фриц Ланг и актриса Теа фон Харбоу. История рассказывает о будущем, в котором расслоение между рабочими и буржуазией достигло пика.
⚙️ Метрополис поделен на три уровня. На верхнем уровне в футуристичном городе радуется жизни буржуазия. В центре — гигантские машины, которые обеспечивают весь город. На нижнем уровне под землей живут рабочие, обслуживающие машины.
▪️ В мире Метрополиса сосуществуют и конфликтуют три архитектурных направления, актуальных для 1920-х годов: ар-деко, экспрессионизм и функционализм.
💰 Ар-деко — стиль верхнего города, буржуазии. За основу взяли Нью-Йорк, добавив ему несколько уровней, чтобы между небоскребами появились мосты и летали самолеты.
🔨 В городе рабочих — бедная и простая архитектура. Нижний уровень Метрополиса застроен одинаковыми «коробками». Интересно, что такая безликая массовая застройка в реальности появилась только во второй половине 20 века, так что вдохновением были рабочие трущобы 1910-х — 1920-х.
➰ Центральный архитектурный образ Метрополиса — циклопическая Вавилонская башня. В ее облике можно найти отсылки к архитектурному экспрессионизму — «Башне Эйнштейна» в Потсдаме, созданной Эрихом Мендельсоном, второму Гётеануму Рудольфа Штайнера или Стеклянному павильону Бруно Таута.
▪️ Именно экспрессионизм позволяет выразить те неуправляемые силы, которые в итоге нарушат хрупкое равновесие города и чуть не приведут к его гибели.
🧩 Для съемок фильма были построены особые декорации, которые позволяли снимать большой город, а также помещать в него с помощью системы зеркал актеров. Над фильмом работали несколько художников — Отто Хант, Эрих Кеттельхут, за спецэффекты отвечал Эжен Шюфтан, а костюм робота сделал Вальтер Шульце-Миттендорф из особого пластика.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день