Архитектура в кино
Переосмысление классики
Архитектура может вплетаться в сюжет фильма и становиться декорацией для личной драмы героев. Узнаем, как это возможно, на примере двух классических картин.
1. Афиша фильма
2-4. Открывающие кадры фильма.
5-7. Виды парка, включая знаменитый вид с неправильными тенями.
8-10. Сцены с диалогами, а также игрой Ним, которая тоже становится символом фильма.
Закончим нашу тему архитектуры в кино двумя фильмами, которые помогают нам по-новому взглянуть на классику.
🇫🇷 «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) — фильм режиссера Алена Рене по сценарию писателя Алена Роб-Грийе. Главное свойство фильма, которое сделало его знаменитым — сложная структура повествования, напоминающая план классического дворца или парка с большим количеством комнат или лабиринтом боскетов.
🏛 С первых кадров архитектура играет в фильме одну из центральных ролей. Мы оказываемся во дворце: камера медленно путешествует по потолкам, стенам, сквозь анфилады. Чей-то голос повторяет фрагмент текста, который описывает тоже самое — путешествие по коридорам дворца.
👥 Фильм — это серия диалогов между мужчиной и женщиной. Находясь в каком-то европейском дворце (роскошное немецкое барокко) на отдыхе, они обсуждают — встречались они или нет в прошлом году в Мариенбаде. Они постоянно проговаривают детали предполагаемой встречи, постепенно понимая, что если встреча и была, то закончилась трагедией. Именно поэтому ее так трудно вспомнить.
📽 Все диалоги происходят в помещениях дворца или в парке. Разговор часто существуют отдельно от картинки: губы героев не двигаются. Иногда и люди на картинке замирают, двигается только камера, или только один или два человека. Так что мы никогда не понимаем, что на экране — «этот» год или «прошлый», реальное событие, воспоминание о нем или ложное воспоминание.
🕸 Сюжет не развивается линейно. Он как бы размещен в бесконечном количестве комнат, в которые мы заглядываем, как герои заглядывают в дальние уголки своей памяти. Герои пытаются вспомнить события прошлого года так, как мы вспоминаем здание. Ведь мы тоже помним отдельные фрагменты: какие-то комнаты и коридоры, встречи и виды из окна. Но очень трудно вспомнить большое здание или большой парк целиком, со всеми деталями.
🌳 К пространству дворца добавляется пространство регулярного парка. Встреча «в прошлом году» происходила в самом парке. Но существует ли парк, если возможно, что и встречи не было? Туманность этого воспоминания подчеркивается знаменитыми кадрами, в яркий солнечный день люди в парке отбрасывают длинные тень, а боскеты — нет.
В следующем посте мы обсудим «Живот архитектора» Питера Гринуэя.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Афиша фильма «Живот архитектора»
2–3. Приветственный ужин на фоне Пантеона. Гостю приносят торт в виде сферы (кенотафа Ньютона) — мрачное предсказание.
4–10. Кадры из фильма
Последний фильм в нашем обзоре — «Живот архитектора» (1987) Питера Гринуэя. Здесь архитектура становится декорацией для личной драмы главного героя, который тоже — архитектор.
🏛 Главный герой, американский архитектор Сторли Крэклайт, приезжает в Мекку для всех архитекторов — в Рим. Здесь он должен завершить работу последних 10 лет — подготовить выставку, посвященную французскому архитектору-неоклассицисту Этьену-Луи Булле.
🤯 В Риме Крэклайт сталкивается сперва с уважительным и гостеприимным отношением, но потом — с многочисленными трудностями. Итальянский архитектор, партнер по проекту, крадет деньги и постепенно выдавливает американца из проекта. Жена, хотя только что узнает, что беременна, уходит к нему. Но самое страшное — Крэклайт узнает, что постепенно усиливавшиеся боли в животе — не трудности пищеварения, а рак желудка.
📐 Оператор фильма, Саша Верни, снимавший также и «В прошлом году в Мариенбаде», снова делает чудеса. Его манера съемки идеально подходит для архитектуры. Он любит статичные кадры с четкими горизонталями и вертикалями, симметрией и перспективой, как в архитектурной фотографии. Античные памятники, барочный Рим, архитектура эпохи Муссолини прекрасно вписывается в эти кадры.
⚗️ В центре фильма — отношения архитектора с животом, как метафорой вместилища жизни, сферой, в которой все рождается или умирает. Животы окружают его со всех сторон: он видит их в скульптурах, в куполе Пантеона и собора Св.Петра, в главном здании Булле — утопическом кенотафе Ньютона, который представляет собой гигантскую сферу. «Родить» проект, как и выносить ребенка — оказывается очень мучительным делом, даже смертельным.
✉️ На фоне громадных зданий герой кажется маленьким (хотя вообще-то довольно крупный мужчина). Он чувствует себя окруженным враждебными людьми и пространствами и погружается в переписку с Этьеном-Луи Булле (давно умершим), которому пишет письма на открытках с римскими видами. В них он жалуется на жизнь, жену, интриганов-итальянцев. Архитектура постепенно подавляет героя, окружая со всех сторон, отрезая его от реальных проблем в его жизни.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день