Архитектура в кино
Жак Тати и критика модернизма
Жак Тати использовал архитектуру как инструмент сатиры. Узнаем, почему его фильмы так ценят архитекторы и что сам Тати думал о современных городах.
1, 2. Новый и старый Париж сталкиваются уже в титрах к фильму
3. Дом, в котором живет племянник Юло
4. Дом, в котором живет Юло — видно, как он проходит по всем лестницам и балконам к своей квартире
5. Пикник во дворе современного дома
6. Рынок у дома Юло
7. Рыба-фонтан, которую включают только для гостей
8. Рыба в портфеле Юло, которую собака приняла за живую
9. Машины на улицах современного Парижа
10. Повозка на улицах старого Парижа
Давайте поговорим о французском режиссере с русскими корнями — Жаке Тати.
👤 Жак Тати — урожденный Жак Татищев, внук русского генерала Дмитрия Татищева. Отец Жака был незаконнорожденным, поэтому семья жила в бедности.
🎬 Жак Тати выступал в кабаре. Участвовал во Второй мировой войне, после начал снимать кино. Перенес в фильмы своего персонажа из кабаре — господина Юло, немного рассеянного, неуклюжего и несовременного. Юло играет сам Тати, который снял о нем три картины: «Каникулы господина Юло», «Мой дядюшка» и «Время развлечений».
🏘 Стиль Тати называют «визуальной комедией»: следить надо не за героями, а за тем, что их окружает. Каждый фильм — коллекция наблюдений за тем, как все устроено и как мы используем пространство.
📐 Поэтому Тати так любят архитекторы: «Мой дядюшка» и «Время развлечений» входят в списки фильмов, рекомендуемых для просмотра студентам-архитекторам во всех школах мира.
Поговорим о фильме «Мой дядюшка», который получил специальный приз Каннского кинофестиваля и премию «Оскар» за «Лучший иностранный фильм»👇
〰️ Как и в других фильмах Тати, здесь в общем-то нет сюжета. Действие происходит в двух районах Парижа. В одном, современном, живет племянник Юло, с которым тот периодически ходит гулять. В другом живет сам Юло — это старый Париж, который постепенно доламывают и заменяют новыми домами.
🚗 В новом Париже все серое, автоматическое, заполненное автомобилями и странными устройствами. В старом Париже — все потрепанное, неуклюжее, но наполненное жизнью, людьми, собаками.
🚰 Дом, в котором живет племянник Юло, утрированно современный. В нем очень мало мебели, а та, что есть — странных форм и цветов. На кухне сложная техника, которая все время очень громко пищит. Перед домом есть сад, который тоже похож на абстрактную геометрическую композицию.
🚪 Юло живет в старинном доме, в котором множество дверей, окон, лестниц. В самом доме мы не оказываемся, но вокруг него — такие же старинные улицы, кафе, рынок на площади.
🔀 Рассеянный и неуклюжий Юло помогает почувствовать разницу между двумя мирами. Он постоянно что-нибудь портит, ломает или не может с чем-то справиться в современном Париже. А в старом сталкивается не с предметами, а с людьми — здесь его окружают такие же бестолковые люди, может случиться небольшая драка, но все всегда заканчивается хорошо.
😂 В каждом фильме Тати есть пара комических сцен, которые запоминаются надолго. Например, в «Моем дядюшке» — игра мальчишек, которые отвлекают внимание прохожих, чтобы те столкнулись с фонарным столбом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Время развлечений»
Теперь рассмотрим «Время развлечений» — третий фильм Жака Тати о господине Юло. В нем режиссер еще более явно критикует современный мегаполис.
✂️ Фильм состоит из нескольких эпизодов. Главный герой попадает в аэропорт, офисный центр, на выставку технических изобретений, в новые квартиры со стеклянными стенами, в ресторан и на автомобильную карусель. Во всех сценах очень много актерской импровизации.
🏗 Для фильма построили масштабные декорации — практически целый город. Тативиль — образец интернационального стиля, небоскребы из стекла и металла. Здания похожи друг на друга, вдоль улиц расставлены гигантские макеты-стены. Не зря художник-постановщик Эжен Роман в титрах указан как «архитектор».
🏢 Сам Тати утверждал, что взял за образец только лучшие примеры архитектуры этого времени — но все равно у него получилась сатира. Непонятно, действительно ли довольны герои среди этой модной архитектуры, или только делают вид.
🔲 В стерильном пространстве фильма столько серого и стального цвета, что его можно принять за черно-белый. Главные материалы — стекло, металл, синтетика, пластик. Из-за обилия стеклянных отражающих поверхностях герои дезориентированы и попадают в глупые ситуации.
👁 Тати удалось передать ощущение города с помощью языка ощущений: цвета, звука, касания, запаха. Разговорам постоянно мешает шум: ездят автомобили, хлопают двери, звенят лифты.
💬 Современный город, по представлению Тати, мешает людям коммуницировать. Они не могут найти друг друга в мегаполисе, спокойно поговорить, полюбоваться на достопримечательности. Собственно настоящий Париж в фильме появляется дважды: один раз Эйфелева башня мелькает в стеклянной створке двери, другой — Юло наблюдает ее с балкона.
🥂 Хотя не все так плохо: почти час фильма проходит в модном ресторане, где постепенно собираются гости, и веселье перерастает в небольшой хаос. В сцене заняты около сотни актеров: гости, официанты, музыканты, архитектор (заведение только открылось, и в нем все отваливается и не работает) и т.д. Здесь у каждого героя есть своя реприза, смешной жест или чудачество, а все вместе они складываются в отличную вечеринку.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день