Хороший плохой вкус
Что такое китч
Сумка с котиками с рынке за копейки и точно такая же, но от именитого брренда и за тысячи долларов — вещь китчевая. Узнаем, как китч стал важной эстетикой для современной моды и чем плохой отличается от хорошего.
Давайте начнем с определения — что же такое китч?
🧝 Понятие китча возникло в Германии в 1860–1870-х годах. Оно олицетворяло предметы, которые объединяют в себе:
▫️ массовость производства;
▫️ невысокую художественная ценность, противопоставленную настоящему искусству;
▫️ безыскусность, банальность;
▫️ нарочитую сентиментальность, простоту эмоциональной реакции;
▫️ претензию на статусность.
🗿 Китч долго ассоциировался с предметами, состряпанными кое-как на скорую руку и предназначенными для уюта в доме людей с невзыскательным вкусом. В противопоставление аристократической изысканности он часто понимался как бытовой, обыденный и бедный. Поэтому предметами китча чаще всего были статуэтки, открытки, картины и другие подарки и украшения для дома.
💸 Со временем под китчем стали понимать эстетически бедные объекты, предназначенные скорее для обозначения социального статуса, чем для пробуждения подлинного эстетического чувства. В китче красивость подменяет собой красоту, а вызываемые чувства сводятся к банальной сентиментальности. Котики с сердечками, аляповатые цветочные букеты, не слишком художественные картины с пасторальным сюжетом — вот примеры китча.
Узнайте больше о стиле на двухчасовой лекции с экспертом.
Посмотрите вебинар прямо сейчас или запишитесь и посмотрите в удобное время:
Шкаф полон, а надеть нечего: многие сталкиваются с этим парадоксом. Собирать интересные комплекты по утрам становится всё сложнее, и никак не складывается собственный стиль. На лекции разберемся с логикой гардероба, научимся создавать базовый гардероб и гардеробные капсулы для себя, и сделаем шаг к гардеробу, в котором есть наряд на любой случай.
Больше примеров китча
Как же получилось, что «низкий жанр» и массовое искусство из чего-то порицаемого превратились в двигатель современной моды?
🐱 Китч изображает объекты или темы, которые обычно считаются симпатичными или милыми — этим объясняется его массовая привлекательность. В китче нет тревоги и неприятного, он не ставит под сомнение чувства и убеждения зрителя.
😼 Предмет, изображенный китчем, легко узнаваем и представляет из себя универсальный образ, а значит понятен для большинства. Скука и банальность позволяют ему быть успешным и тиражируемым, то есть популярным.
💭 Китч не обогащает наши ассоциации, связанные с изображаемым предметом, и в этом его отличие от высокого искусства, которое трансформирует и усиливает наш опыт, раскрывает новые аспекты.
⛩ Например, типичный сувенир миниатюрной копии памятника архитектуры напоминает об испытанном опыте, но не добавляет ничего к этому впечатлению. Привлекательность китча как бы паразитирует на объекте, который он изображает.
🙃 Все это не позволило бы китчу перевернуть мир искусства с ног на голову, если бы художники середины 20-го века не поставили под сомнение все, что было сказано о природе искусства и эстетики до них.
🥫 Энди Уорхол, который превратил в дорогой арт-объект изображение банки супа — идеальный пример тектонического сдвига в восприятии китча и популярного искусства. Уорхол превратил китч в искусство, сделав его намеренным, осознанным и сатирическим.
🤡 Уорхол иронизировал над элитарностью высокого искусства, которое изо всех сил противопоставляло себя низким жанрам. Будучи успешным и признаваемым критиками, он смеялся над обществом потребления, которое падко на яркую картинку с изображением лица популярного певца или актрисы, а не на их работы и достижения в музыке и кино.
Работы Энди Уорхола стали целой вехой в искусстве 20-го века
В наше время существует понятие «хорошей» безвкусицы — правильного и одобряемого китча. В чем его отличие от того китча, который принято ругать?
🤪 Все дело в иронии и self-awareness — осознанности, многозначности китчевого объекта. Обсудим это на конкретном примере.
🐹 Сумки из пластика с искаженным изображением Нью-Йорка или китчевыми домашними питомцами можно найти на рынке или в сувенирной лавке аэропорта и купить за очень небольшие деньги. А можно приобрести почти точь-в-точь похожую сумку у модного дома Баленсиага — за почти 2 тысячи долларов, из самой качественной кожи и с брендовым логотипом. Ирония ситуации в том, что «копия» обойдется вам в сотни раз дороже «оригинала».
🐷 Идея эстетики «так плохо, что даже хорошо» в основе почти всегда имеет хлесткую шутку — над несовершенством индустрии, снобизмом, элитизмом, пустотой бездумного потребления. Это банальность и красивость (а не красота), созданные намеренно, чтобы вызывать у нас возмущение, смех или злость. В этом и главное отличие от условно плохого китча — он как раз не эпатирует зрителя, а стремится ему понравиться.
Китчевые сумки Баленсиага — когда так плохо, что даже хорошо
💬 Как вы относитесь к китчу? Возможно, ваше мнение о нем сформировалось годы назад, когда граница между «хорошим» и «плохим» вкусом была гораздо более явной.
🤡 Или, может, вы открыли в себе неожиданную любовь ко всему наигранному, чрезмерно сентиментальному, массовому или безыскусному? Или вам нравится ирония и сатира, которые кроются в современном китче?
Практический курс со стилистами поможет разобрать шкаф и наконец создать гардероб мечты. За 2 месяца занятий соберем комплекты для разных случаев: на работу, праздник и прогулку. Теперь не нужно думать, что надеть — все вещи будут сочетаться между собой, и под рукой будет несколько красивых аксессуаров, чтобы разнообразить образ.
10200₽ 5100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день