Густав Климт
Аллегорические работы: «Философия», «Три возраста женщины», «Смерть и жизнь»
Аллегорические работы Климта наполнены символами о забвении, жизни и смерти, неидеальном мире. Узнаем, почему картины были так противоречивы и скандальны.
Картины для украшения потолка Большого зала («Aula Magna») для Венского Университета:
1. Философия (фото), 1907
2, 3. Медицина (фото), 1907
4. Медицина (вариант 1897)
5. Юриспруденция (фото), 1907
6. Nuda Veritas (Обнаженная истина), 1899
Поговорим об аллегорических работах Климта.
💭 Аллегория (от греч. «другими словами») — жанр в искусстве, в котором абстрактные философские понятия художник выражает через реальные образы. Этот жанр был популярен во все времена, но в символизме и модерне получил новый импульс, новые смыслы.
🎓 «Университетские» картины. Проект достался Климту в 1894 году, когда он еще выполнял заказы вместе с Францем Мачем. Нужно было создать пять панно для украшения потолка большого зала Венского университета. Три панно должен был написать Климт, два — Матч. Выполнение заказа в итоге растянулось на 10 лет.
🧩 Философия. В левой части картины в космическом пространстве течет поток жизни, который несет людей разных возрастов. Справа — планета или сфера с человеческим лицом, тайна бытия. Внизу — голова женщины, окутанная облаком черных волос. Это Гносеология, женская персонификация познания.
▪️ Работа была представлена на выставке Сецессиона 1900 года и вызвала жуткий скандал в университетской среде. Более 80 профессоров подписали петицию о том, что госзаказ у Климта надо отозвать. Они хотели видеть в картине торжество знания и разума. А Климт в духе эпохи показал мир непостигаемым: люди безвольны и несчастны, и фигура Познания играет в картине очень второстепенную роль.
▪️ В 1900 году «Философия» получила Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Такое признание немного успокоило общественность, и все стали ждать другие картины цикла.
🧑⚕️ Медицина. Справа снова поток жизни. Среди людей мы видим скелеты, черепа: жизнь смешивается со смертью. Смерть втягивает в общий поток прекрасную девушку — никто не может противостоять року. В нижней части картины персонификация медицины — греческая богиня здоровья Гигиея. Она показана отстраненной, то ли молится богам, то ли занимается ворожбой. Сострадания на ее лице не видно, и вообще веры в медицину это полотно не вселяет.
🗡 Юриспруденция. В центре — тело старого человека в покаянной позе, преступника или грешника. Его щупальцами обвивает странное морское существо. Рядом три женские фигуры, опутанные волосами или водорослями. Они безразличны и не стремятся защитить несчастного. Вдалеке — три аллегорических женских образа: слева Истина, с табличкой в руках Закон, а в центре — Правосудие с мечом.
🔥 Когда все увидели картины, разразился еще больший скандал. Университет не хотел принимать работу. В итоге Климту предложили выкупить картины, но не размещать в университете. Тот отказался, вернул аванс и продал работы частным коллекционерам. К сожалению, все три погибли во время пожара в замке Иммендорф в 1945 году. Сохранились только фото и первая версия «Медицины».
📚 В этих картинах видно, как меняется художественный язык Климта. В его творчестве появляются темы жизни, смерти и любви. Ощутимо влияние идей Ницше и Шопенгауэра.
👩 «Обнаженная истина» — еще одна переломная работа для Климта. Он тогда только отходил от академической традиции, искал собственную стилистику и подвергался мощной критике. Свое отношение к ситуации он выразил в картине: мы видим обнаженную женщину с неидеальным, но прекрасным телом, непохожую на фарфоровых богинь академизма. В руках она держит зеркало — зерцало истины, божественный атрибут, в котором можно увидеть правду обо всем. Ее голова увита цветами райских кущей, а у ног — змей-искуситель.
▪️ Климт снова сделал широкую золотую раму, написав внизу название произведения, а сверху — цитату из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Густав Климт. Три возраста женщины, 1905
2-3. Огюст Роден. Старая куртизанка, 1884–1885
4. Ганс Бальдунг. Три возраста женщины и смерть, 1540
5. Ганс Бальдунг. Семь возрастов женщины, 1544
6. Эдвард Мунк. Четыре возраста в жизни, 1902
Рассмотрим картину «Три возраста женщины», в которой Климту тоже удалось по-новому раскрыть популярный аллегорический образ.
👥 Аллегория разных возрастов известна со Средних веков. Обычно художники изображали мальчика, мужчину в расцвете и старика. Женские образы были скорее исключением. Но модерн сместил фокус внимания на женщин — и Климт не стал исключением.
🤱 На условном орнаментальном фоне находятся три фигуры. Прекрасная женщина держит девочку. Обе спят — возможно, Климт имел в виду, что мы все существуем в забытьи, не осознаем, что происходит вокруг. Цвета фона этой группы свежие, нежные и холодные — как сама молодость. Поток фона — восходящий.
⌛️ Рядом с ними старуха, которая резко контрастирует с молодостью. Она написана на скупом фоне, у нее грубая дряблая кожа. Цвет ее фона — насыщенный, красный с вкраплениями золота и черноты — это цвета зрелости и осеннего увядания. Общий поток фона — нисходящий. Возможно, на этот образ художника вдохновила скульптура Родена «Старая куртизанка», где тоже без прикрас показаны возрастные изменения. Женщина стыдливо отвернулась от зрителей, прикрывая лицо поредевшими седыми волосам.
🚫 Интересно, что образ матери и ребенка часто используют как символ красоты и материнской любви — но фигуру старухи в этом случае обрезают. Даже в наше прогрессивное и толерантное время старости стыдятся — можно представить, как картину восприняли в эпоху Климта.
1. Густав Климт. Смерть и жизнь, 1908–1915
2. Пюви де Шаванн. Девушка и Смерть, 1872
3. Эдвард Мунк. Девушка и смерть (гравюра), 1894
4. Эдвард Мунк. Две женщины на берегу (литография), 1906
В завершение части посмотрим на картину Климта «Смерть и жизнь». Сюжет, который восходит еще к средневековым «Пляскам смерти», вновь приобретает актуальность в эпоху символизма — художники часто обращаются к образам Девы и Смерти.
👨🎨 Однако Климт разрабатывает более сложный вариант: здесь смерти противостоит целый поток жизни. Сначала художник создал первый вариант полотна, однако после ряда выставок переписал его, внеся некоторые коррективы и по-новому расставив акценты.
👥 Справа снова поток жизни. В нем плывут тела — мужские, женские, детские. В первом варианте людей в потоке было меньше.
🔹 Поток наполняет сложный орнамент. Круглые формы — символ клеток, зарождения жизни. Треугольники, квадраты — более агрессивная мужская символика.
😴 Практически у всех людей в потоке закрыты глаза — кроме одной девушки. Снова тема забытья и жизни во сне.
💀 Справа, в параллельном темном потоке — скелет, традиционный образ Смерти. Сначала череп был опущен, словно в молитве, над ним сиял нимб. Затем Климт пересмотрел отношение к смерти — возможно, из-за начавшейся Первой мировой войны. Череп приобрел хищные черты, в руках у Смерти появилось что-то вроде жезла — она будто примеряется, чтобы нанести удар, вырвать жертву из потока.
🎨 Интересна цветовая символика. Внутри потока смерти есть проблески цветов из потока жизни, и наоборот.
История создания картины «Надежда»
Густав Климт
1. Надежда. Вариант 1903 года
2. Надежда. Вариант 1908 года
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день