Густав Климт
«Вечные сюжеты» картин в интерпретациях Климта
Климт интерпретировал мифологические сюжеты в своем отличительном стиле: на фоне орнаменты, а персонажи — голые, в экстазе или любовной идиллии. Узнаем, какой смысл закладывал в это художник.
1. Густав Климт. Юдифь, первый вариант, 1901
2. Густав Климт. Юдифь, второй вариант, 1909
3. Андреа Мантенья. Юдифь и Олоферн, 1495
4, 5. Боттичелли. Диптих: Возвращение Юдифи в Ветулию и Нахождение тела Олоферна, 1470
6. Рубенс. Юдифь с головой Олоферна, 1616
7. Караваджо. Юдифь и Олоферн, 1599
8. Франц фон Штук. Юдифь и Олоферн, 1927
В этой части мы обсуждаем «вечные сюжеты», которые были любимы художниками разных эпох, однако в разное время интерпретировались по-разному — порой прямо противоположным образом.
Начнем с темы Юдифи и Олоферна 👇
📖 Сюжет о Юдифи взят из ветхозаветной неканонической книги Юдифи. Она была благочестивой вдовой, которая жила в иудейском городе Ветулии. Когда город осадили ассирийские войска, Юдифь пошла в их лагерь под видом гадалки и предсказала предводителю ассирийцев Олоферну победу. Тот устроил пир и после него повел Юдифь в свой шатер. Там Олоферн уснул, и Юдифь отрубила ему голову. С этой головой она вернулась в Ветулию, а ассирийцы наутро отступили, оставшись без военачальника.
🙏 В Средние века и в эпоху Ренессанса Юдифь была спасительницей города, символом патриотизма и гражданственности. Такой ее видят Боттичелли и Мантенья во второй половине 15 века.
▪️ В работе Мантеньи нет ничего «кричащего»: отрубленная голова отвернута от зрителей, сама Юдифь в белом платье и голубом плаще — эти цвета символизируют чистоту и духовность. Меч, которым она убила Олоферна, сломан: совершив убийство, она остановила войну.
▪️ Боттичелли написал диптих с двумя сценами, которые происходят параллельно. В первой находят убитого Олоферна: тут много золота, красного цвета, страсти и роскоши. На второй створке Юдифь несет в руках ветвь как символ мира. Женщина очень спокойная, нежная, вокруг много зеленого и голубого, все гармонично.
🗡 Художники барокко добавили драмы и страсти. Это хорошо заметно по картинам Рубенса и Караваджо: в обеих работах сложное барочное освещение, усиливающее напряжения.
▪️ У Рубенса Юдифь — роскошная соблазнительная женщина с открытой грудью. Старая служанка будто специально написана рядом, чтобы подчеркнуть контраст с молодостью и красотой.
▪️ Караваджо показал не сцену после убийства, а сам момент обезглавливания. Олоферн с густой копной волос и черной бородой олицетворяет дикое, животное начало. На его фоне хрупкая нежность Юдифи не столько демонстрирует ее добродетели, сколько усиливает этот контраст.
👩 Символизм трактовал образ Юдифи на свой лад. В эту эпоху Юдифь — страшная и прекрасная женщина, которая убивает вожделеющего ее мужчину его же собственным оружием. Климт создал два варианта этого образа в разной стилистике.
▪️ Первый вариант очень натуралистичен. Когда зрители увидели картину, то многие, несмотря на подпись, решили, что перед ними Саломея — своеобразная «альтер эго» Юдифи, которая в обмен на страстный танец попросила у царя Ирода Антипы голову Иоанна Крестителя.
▪️ Юдифь изображена изнеженной и сексуальной, с прикрытыми глазами, утопающей в золоте. Но если опустить взгляд, внизу мы увидим пугающую отрубленную голову, в чьи волосы женщина с наслаждением запустила прекрасные пальцы.
▪️ В 1909 году Климт создал второй вариант «Юдифи» — более орнаментальный, условный и оттого еще более пугающий. Некоторые исследователи склонны думать, что во втором варианте перед нами все же не Юдифь, а Саломея, поэтому данное полотно может фигурировать под разными названиями.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Густав Климт. Даная, 1907–1908
2. Антонио да Корреджо. Даная, около 1531
3. Тициан. Даная, 1564
4. Тинторетто. Даная, около 1570
5. Артемизия Джентилески. Даная, около 1612
6. Рембрандт. Даная, 1636–1647
Мы добрались до одной из самых прославленных и неоднозначных картин Климта — «Данаи». Давайте посмотрим, что это за сюжет и почему его интерпретация Климтом получилась скандальной.
✨ Даная — героиня древнегреческих мифов. Ее отцу, царю Акрисию, предсказали, что сын Данаи станет причиной его смерти. Испугавшись, Акрисий спрятал дочь от всех (со средних веков считается, что заточил в башне) — но не смог спрятать от Зевса. Тот прельстился красотой юной девушки и явился к ней в виде золотого дождя. От этого союза родился великий герой Персей, который действительно убил дедушку — через много лет случайно метнул в него диск во время спортивных состязаний.
👩 Для Возрождения и барокко сюжет стал поводом изобразить прекрасную обнаженную женщину. Даная как правило лежит на кровати, и сверху на нее просыпается золотой дождь.
▪️ И у Тинторетто, и у Тициана, и у Джентилески рядом находится служанка, которая пытается поймать капли дождя в подол или чашу: дождь показан в виде золотых монет. Так возникает тема проституции, которая с давних времен была одной из интерпретаций легенды о Данае.
🔞 Климт убрал из картины все лишнее: ничего кроме самой Данаи и золотого дождя. Дождь тоже напоминает поток монет, однако это также могут быть и крупные брызги золота. Даная находится в экстазе, сладостном забытьи — и не стесняется этого. Климт пишет ее, казалось бы, с не самого комплиментарного ракурса: положение тела напоминает позу эмбриона. На драпировке видим круглый орнамент — по Климту, символ женственности и зарождения жизни.
▪️ При всей откровенности образа и не самом «удачном» ракурсе работа оставляет мощнейшее впечатление. В то же время Климт очень деликатен: это гимн женственности, красоте, эротике в самом высоком ее проявлении.
1. Климт. Адам и Ева (неоконч.), 1917–1918
2. Ганс Бальдунг. Адам и Ева, ок. 1531–1535
3. Лукас Кранах. Адам и Ева, 1526
4. Рубенс. Адам и Ева, 1628–1629
5. Андрей Иванов. Адам и Ева, 1803
6. Гоген. Адам и Ева, 1902
7. Гюстав Моро. Адам и Ева, 1885
Завершим тему о «вечных сюжетах» в интерпретации Климта разговором о картине «Адам и Ева», которая осталась неоконченной. К счастью, большую часть полотна художник завершил.
🍎 Адам и Ева — один из самых частых сюжетов живописи. Их изображают на алтарях и полиптиках. Обычно они стоят рядом или написаны на соседних досках, у Евы яблоко в руках или змея рядом.
▪️ Еще один вариант — диалог между Адамом и Евой в условном райском пейзаже. У Лукаса Кранаха Адам в ответ на предложение Евы попробовать плод с древа познания с сомнением чешет голову, у Рубенса даже пытается ее остановить.
▪️ У Иванова Адам и Ева показаны в духе классицизма: не в момент грехопадения, а как заботливые отец и мать, прародители человечества.
▪️ Этот сложный сюжет очень интересовал символистов. Например, Гоген в новаторской стилистике показал традиционный сюжет у древа познания, а Моро убрал Адама, интересуясь только красотой Евы.
❤️ Трактовка Климта очень близка с работой Ханса Бальдунга. Адам и Ева обнимаются. Ева на переднем плане со светлым, перламутровым телом, у Адама кожа более загоревшая. Но линии их тел рифмуются, они находятся в любовной идиллии. Весь пафос библейской истории отступает перед историей мужчины и женщины. Кукольное, невыразительное лицо Евы напоминает японские гравюры, которые повлияли на стиль Климта — мы об этом еще поговорим.
О серии «морских» работ Климта
1. Золотые рыбки (изначальное название: «Моим критикам»), 1901–1902
2. Серебряные рыбки, 1899
3. Течение, 1898
4. Водяные змеи, первый вариант, 1904
5. Водяные змеи, второй вариант, 1904–1907
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день