Густав Климт
Творчество Климта в Венском Сецессионе
Климт был президентом и основателем Сецессиона — объединения молодых венских художников. Узнаем, как художник работал в этот период своего творчества.
1. Групповое фото Венских сецессионистов, 1902 (Климт в кресле)
2–4. Йозеф Мария Ольбрих. Дом Венского Сецессиона, 1897–1898
5. Густав Климт. Афиша первой выставки Венского Сецессиона, 1898
6. Коломан Мозер. Афиша 5-ой выставки Сецессиона, 1899
7. Густав Климт. Обложка для январского номера «Ver Sacrum», 1901
Архитектура Венского Сецессиона:
8. Отто Вагнер. Майоликовый дом, 1898
9. Йозеф Мария Ольбрих. Дом Эрнста-Людвига, Дармштадт, 1901
В этой части мы обсуждаем творчество Климта в Венском Сецессионе. Но прежде разберемся, что такое сам Сецессион.
👥 Сецессион — объединение молодых художников, архитекторов, писателей, которые не желали работать по академическим образцам и искали новые пути в искусстве. Слово secessio и означает «отделение, обособление». В конце 19 века такие объединения появились в Берлине, Мюнхене и, наконец, в Вене. Именно Венский Сецессион стал самым известным и влиятельным.
🏠 В Вене на искусство влияло появление яркой архитектуры модерна. Венский вариант модерна называется «сецессион» и очень своеобразен: богатым декором похож на франко-бельгийский, но по лаконичной и функциональной планировке предвосхищает конструктивизм.
🖼 Одной из главных задач Сецессиона была организация выставок. Для этого в 1897 году архитектор Йозеф Мария Ольбрих начал строить Дом Сецессиона — выставочный зал и штаб-квартиру новой организации. Через два года открылось великолепное здание со спокойными монументальными формами и золотым декором. Обыватели упражнялись в остроумии, называя его то «ассирийской уборной» из-за стен без окон, то «золотой капустой» из-за золотого шара наверху, сплетенного из ветвей.
✨ Дом Сецессиона очень продуман внутри. Стеклянная крыша давала естественный свет. Картины экспонировались в современном варианте развески, не шпалерным способом. Стены можно было передвигать, меняя планировку и создавая новые пространства.
〰️ Над центральным выходом разместили девиз Сецессиона: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Еще одна надпись — «Весна священная».
🟩 «Весна Священная» или Ver Sacrum — альманах Венского Сецессиона. Там публиковали теоретические работы, репродукции. Он выходил в необычном квадратном формате, в оформлении участвовали все — и художники, и архитекторы.
🗡 Ver Sacrum — римская традиция. Римляне обращались к богу Марсу за помощью, а взамен жертвовали все, что уродится весной. Животных приносили в жертву, а юношей растили до 20 лет, а после выгоняли из города, чтобы они пришли в другое место и основали там колонию. Участники Сецессиона тоже чувствовали себя такими изгоями, которые открывают новые земли, только в искусстве.
🪑 В 1903 году появились «Венские мастерские». Они развивали идеи прерафаэлитов о том, что искусство должно охватывать все сферы жизни. В этих мастерских занимались дизайном мебели и интерьеров, модой, посудой, открытками, украшениями — всем, что в результате создаст уникальный облик Вены первых десятилетий 20 века.
👨🎨 Климт был одним из основателей и президентом Сецессиона. После появления мастерских в группе начались споры, надо ли так смешивать искусство с реальной жизнью — и в 1905 году Климт покинул Cецессион.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Густав Климт. Афина Паллада, 1898 — Образ-символ Венского Сецессиона
Музыкальная тема в творчестве Климта
2. Музыка. Вариант 1895
3. Музыка. Вариант 1898 (полотно утрачено в 1945)
4. Шуберт за клавиром, 1898 (полотно утрачено в 1945)
Климт принимал активное участие в Сецессионе. Рассмотрим несколько его работ в рамках объединения.
👩🦱 «Афина Паллада». Вслед за мюнхенскими сецесиссонистами венские выбрали Афину своим символом. Климт представил картину на первой выставке. Здесь уже видна радикальная смена художественного языка, узнается творческий почерк Климта. Изменился образ женщины: Афина не утонченная и чувственная, а сильная, властная, брутальная, асексуальная. В правой руке Афина держит что-то вроде державы, на вершине которой — обнаженная изящная женщина. В этих двух образах сталкиваются мужское и женское начала.
Много работ Климта связано с музыкой, что неудивительно: Вена — музыкальная столица мира 👇
🎼 «Музыка». Снова узнаем Климта: он отказывается от глубины, условный плоскостный фон напоминает декоративную живопись. Прекрасная юная гречанка играет на лире, она целиком погружена в процесс, музыка превращается в священнодействие.
▪️ Есть второй вариант этой картины. Там девушка больше похожа на хищницу, крадущуюся за добычей. Образ женщины у Климта постоянно трансформируется, вбирая в себя все новые и новые оттенки.
🎹 «Шуберт за клавиром». Здесь чувствуется импрессионистская традиция: трепещущий мазок, сложное освещение. Есть и влияние символизма: на первый взгляд показан обычный музыкальный вечер, но слушатели будто стоят сами по себе, каждый погружен в сон или забытье, как в духовную медитацию.
🔥 Второй вариант «Музыки» и «Шуберта» Климт написал для музыкального салона греческого предпринимателя Николауса Думбы. К сожалению, обе работы погибли во время Второй мировой войны.
Бетховенский фриз, 1902
1. Фриз на выставке Сецессиона 1902 года
2, 3. Фриз в здании Венского Сецессиона, современное фото
4. Все части фриза — три стены
5. Левая стена: «Жажда счастья» и «Рыцарь»
6. Торцевая часть фриза «Враждебные силы»
7. Правая стена: «Поэзия / Искусство»
8. Правая стена «Ода к радости»: «Ангельский хор»
В завершение части поговорим об одном из шедевров Климта, где музыкальная тема «зазвучала» в полную силу. Это «Бетховенский фриз».
🧿 Фриз создан для оформления зала Дома Сецессиона к выставке 1902 года. Он задумывался как временная работа, которую не планировали хранить и экспонировать снова. Климт писал казеиновыми красками на гипсовой основе, добавлял пуговицы, инкрустировал полудрагоценными камнями — в каком-то смысле делал первые коллажи. Из-за этих экспериментов с техникой позже возникли сложности с сохранностью.
🎵 Климт хотел выразить в живописи конкретную музыку — 9 симфонию Бетховена. Такой синтез искусств был вполне в духе Сецессиона. В зале звучала музыка Бетховена, в центре зала стояли скульптуры Макса Клингера, в том числе бюст Бетховена — а на стенах располагался фриз Климта.
🔲 Фриз занимает три стены. Его длина — 34 метра, высота 2 метра. Климт тонко работает с пространством, оставляя пустые места — он как бы подражает музыкальным паузам. Весь фриз — единый рассказ, который «прочитывается» справа налево.
🙏 Левая стена. Обнаженные мужчина и женщина молят о счастье. Нагие, истощенные тела — символ духовной жажды и искренней боли. По их молитве в путь отправляется прекрасный рыцарь в золотых доспехах. Он должен сразиться с враждебными силами и добыть счастье. Над ним — две женские фигуры: Тщеславие держит венок, Сострадание молитвенно сложила руки. В трактовке Климта это две силы, которые толкают рыцаря на борьбу. Путь символизирует длинное пустое пространство до торцевой стены.
🐍 Торцевая стена. Расписана полностью: в центре Тифон — чудовище, великан из античной мифологии. Рядом три его дочери — горгоны, проклятия рода человеческого: болезнь, безумие и смерть. С другой стороны тоже несколько отталкивающих женских образов: похоти, порочности и невоздержанности. Но это еще не конец испытаний.
▪️ В правой части торцевой стены на пустом пространстве сидит одинокая изможденная фигура. Она изображена на фоне орнамента, напоминающего кожу змеи, которая свернулась в несколько колец — символ хтонических сил, грехопадения. Это гложущая тоска, депрессия: ты победил, но не достиг счастья — что дальше?
🎼 Правая стена. Ответ на вопрос: одинокий образ прекрасной девушки в греческом одеянии с лирой, символ искусства: по Климту, в пустоте, одиночестве мира только искусство может привести к счастью. Если мы последуем за девушкой, то попадем в рай.
▪️ В центре правой части композиции мужчина и женщина застыли в объятиях — это прообраз более позднего «Поцелуя». За ними стоят ангелы, которые сливаются в общий золотой фон. В музыкальном отражении 9 симфонии Бетховена здесь начинается знаменитый хор «Ода к радости» на стихи Шиллера:
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звездною страной, —
Бог, в любви пресуществленный!
⚡️ Мнения публики разделились. Климта обвиняли в порнографии, ругали за недопустимо отталкивающие женские фигуры. Один критик написал: «Климт в этот раз опять произвел искусство, доступное только троим: одному врачу и двум санитарам». Ну а кто-то, как Роден, был в восторге. Фриз до сих пор украшает Дом Сецессиона в Вене.
Дальнейшая судьба «Бетховенского фриза» Густава Климта
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день