Густав Климт
Женские портреты: чистая эстетика
Богатые женщины постоянно заказывали у Климта портреты, так что художник вывел формулу хорошего портрета: немного импрессионизма, легкость и презентабельность образа.
Ранние портреты:
1. Портрет Мари Бройниг, 1894
2. Портрет Сони Книпс, 1898
3. Портрет Серены Ледерер, 1899
4. Портрет Гертруды Штайнер (фото), 1898
1. Портрет Розы фон Ростхорн-Фридман, 1900
2. Портрет Гертруды Лёв, 1902
3. Портрет Эрмине Галлии, 1903
4. Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн, 1905
5. Портрет Фритцы Ридлер, 1906
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обсудим женские портреты, которые создавал Климт. Они обеспечивали художника на протяжении всей жизни.
👨🎨 Портреты — самая «прикладная» часть творчества Климта. В них он не экспериментировал, не искал новое, хотя какие-то результаты поисков туда все равно попадали. Здесь нет особенной психологической глубины — чистая эстетика.
💰 Женские портреты Климта пользовались огромной популярностью. Дорогие заказы позволяли содержать мастерскую и вести достойный образ жизни: Климт никогда не экономил, постоянно всем помогал и был настоящим гедонистом. Один портрет стоил 5000 гульденов — это около 50 000 евро.
✡️ Основными клиентами Климта были женщины из богатых еврейских семей. В Австрии процветал антисемитизм, многие художники отказывались брать заказы от евреев. При этом богатые заказчики были готовы дорого платить за парадные портреты для украшения своих шикарных особняков. Климт дружил с многими евреями, получая от них хорошие заказы.
🔎 Со временем Климт мог позволить себе выбирать моделей для портретов. Его героини были образованы, увлекались искусством, музыкой, благотворительностью, исповедовали феминистские взгляды.
✅ Климт вывел формулу женского портрета, которая всем нравилась. Позже он мало отходил от этого решения, только в поздний период добавил в него что-то новое.
Вот главные составляющие формулы Климта 👇
📸 Не мучил моделей. Он их фотографировал и потом писал по фотографии. Здесь ему, безусловно, очень пригодился его юношеский опыт рисования недорогих портретов с фотокарточек.
👩 Внимательно относился к лицам и физиогномическим характеристикам. Старательно перерисовывал, не обобщал, не добавлял от себя. Его героини всегда прекрасны и узнаваемы.
👁 Нашел стилистику, которая привлекала дам его времени. В ней есть и черты импрессионизма, и легкость, и презентабельность образа. Дама сидит или стоит в полный рост, дорогое платье подчеркивает статус. Оно показано обобщенно, лицо выделяется на его фоне.
🧚♀️ На ранних портретах героини похожи на нимф в струящихся платьях. Они будто выплывают из-за края полотна.
🔶 Постепенно портреты становятся орнаментальными. На портрете Маргарет Витгенштейн, написанном к ее помолвке, элементы интерьера за спиной девушки превращены в плоскостный орнамент.
Густав Климт
Ранний период
1. Портрет дамы, 1897
2. Портрет дамы в пелерине и шляпе, 1897
3. Женщина в кресле, 1898
Поздний период
4. Дама в шляпе и боа из перьев, 1909
5. Черная шляпа с пером, 1910
6. Дама с муфтой, 1916
Густав Климт
1. Портрет Меды Примавеси, 1912
2. Портрет Евгении Примавеси, 1913
3. Портрет Фредерики Марии Беер, 1916
4. Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет
Бахофен-Эхт), 1916
Неоконченные:
5. Портрет Амалии Цукеркандль, 1918
6. Портрет Иоганны Штауде, 1917
Густав Климт
1. Дама в хорьковой шубе (неоконч.), 1916–1918
2. Рисунок «Дама в кимоно», 1917
3. Дама с веером, 1917–1918
4. Подруги, 1916–1917 (утрачено в 1945)
Поговорим о поздних картинах Густава Климта. Поздним периодом творчества мастера считается время с 1909 года вплоть до его смерти в 1918 году. После завершения работ для Дворца Стокле Климт перестает использовать золото в своих полотнах и разрабатывает новую стилистику.
Давайте посмотрим, из чего она сложилась 👇
🇫🇷 Французская живопись. В 1909 году Климт совершил путешествие в Париж. Там он познакомился с французскими символистами, постимпрессионистами и фовистами. Тулуз-Лотрек, Ван-Гог, Матисс поразили Климта, в его работах появились яркие, насыщенные цвета.
🎎 Японская гравюра. Европейская мода на Восток не обошла и Вену. Климт увлекся японским искусством, у него была коллекция кимоно, самурайских мечей, доспехов — и гравюр, черты которых угадываются в его позднем творчестве.
🏡 Славянские мотивы. Австро-Венгрия объединяла Западную Европу и исконно славянские территории. Поэтому в искусстве империи отчетливо звучала и славянская нотка. Нарумяненные дамы с поздних портретов Климта несколько напоминают русских красавиц с картин Малявина.
▪️ Портреты Меды и Евгении Примавеси. Сначала Климт написал портрет дочери семьи Меды, а потом ее матери. В обоих портретах мы видим активные яркие цвета и насыщенный орнаментом фон.
▪️ Портрет Фредерики Марии Беер. Здесь уже появляются черты японского искусства — фигуры на фоне.
⛩ Тема Востока звучит не только в заказных парадных портретах, но и в авторских вещах Климта. Как, например, в работах «Дама в хорьковой шубе», «Дама в кимоно», «Дама с веером».
🐉 «Подруги». Картина раскрывает тему однополых отношений. Обнаженная женщина выражает женское начало, а в красном кимоно — мужское. Курица и дракон в орнаменте тоже имеют соответствующие символические значения.
Три посмертных портрета Марии Мунк
1. Мариа Мунк на смертном одре, 1912
2. Танцовщица (Мариа Мунк), 1916
3. Портрет Марии Мунк (неоконч.), 1918
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день