angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Климт

Густав Климт: знакомство

Первые художественные опыты Климт начал в 17 лет, занявшись творчеством с другом и братом. Проследим становление великого художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Густав Климт

1. Идиллия, 1888
2. Афиша I выставки Венского сецессиона: Афина Паллада, Тесей и Минотавр, 1898
3. Враждебные силы: Тифон в окружении Болезни, Безумия и Смерти слева и Похоти, Порочности и Невоздержанности справа. Центральная часть «Бетховенского фриза», 1902
4. Юдифь и Олоферн, 1901
5. Поцелуй, 1907–1908
6. Портрет Эмилии Флёге, 1902
7. Маковое поле, 1907

Давайте разберемся, почему о Густаве Климте интересно и важно говорить.

👨‍🎨 Один из самых известных художников в мире. Даже далекие от искусства люди знакомы с его самыми знаменитыми работами. Интересно не только рассмотреть популярные вещи Климта, но и разобрать его творчество с разных сторон: Климт был глубоким художником, который постоянно искал новое и экспериментировал.

❤️ Эстетически приятно изучать. Климт считал, что искусство должно быть прекрасным, и не отступал от этого кредо. Даже в самых эротичных работах, говоря на очень откровенные темы, он умел балансировать на тонкой грани и не нарушать своего эстетического принципа.

🏠 У Климта интересны не только станковые произведения. Он также был прекрасным художником-оформителем и чутко отражал дух венского искусства своего времени. Вена тогда была не только столицей классической музыки, но и городом с современной архитектурой модерна. Поэтому творчество Климта плотно связано с музыкой и архитектурой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Густав Климт в 25 лет, фото 1887 года
2, 3. Густав Климт в своей знаменитой рабочей блузе, фото 1915 года
4. Густав Климт и Эмилия Флёге, фото 1899 года
5. Густав Климт и Эмилия Флёге, фото 1910 года

Узнаем биографию Климта. Он прожил всего 55 лет, но успел многое сделать и оставил о себе память как о добром, отзывчивом, хотя и странном человеке.

👥 Родился в 1862 году недалеко от Вены в многодетной семье. Отец был не слишком успешным гравером и ювелиром, поэтому жили бедно: не могли платить за аренду, переезжали с места на место, иногда даже не хватало на еду. Это продолжалось, пока Климт и его братья не стали сами зарабатывать.

👨‍🎨 Семья была художественной. Мать увлекалась музыкой и в молодости мечтала стать профессиональной музыканткой. Многие из братьев и сестер Климта тоже были связаны с искусством.

🎓 Рано решил стать художником. В 14 лет поступил в Венское художественно-ремесленное училище, где проучился до 21 года. Это было прогрессивное для того времени заведение без сильного давления академизма. Климт быстро обратил на себя внимание и стал получать стипендию. В этом же училище занимался брат и близкий друг Густава — Эрнст. Подробнее об их совместных проектах мы поговорим дальше.

🎨 Постоянно экспериментировал со стилем. Начал с вполне себе «канонического» академизма, попробовал себя в символизме, потом перешел к модерну и возглавил художественную революцию в Вене.

🧩 Стал соучредителем и первым президентом Венского Сецессиона. Это объединение ведущих архитекторов и художников, которые хотели отказаться от академического искусства и исповедовали идеи модерна.

Во главу угла ставил искусство. Не любил общества, хотя и не был изгоем или затворником. Много времени тратил на работу, его натурщицы дежурили в специальном помещении рядом, потому что могли понадобиться в любой момент — а могли и нет. За это ожидание Климт порой платил больше, чем другие за позирование. Вообще был щедрым, ко всем относился с большим уважением, старался помочь. Особая заслуга Климта — следующее поколение молодых художников, которых он обучал и которым оказывал поддержку: Эгон Шиле и Оскар Кокошка.

💴 Жил скромно, не любил роскошь. Носил блузу из простой грубой ткани. Держал много кошек, но семьи не создал — хотя, по слухам, был любвеобилен и не пропускал хорошенькой натурщицы. Официально Климт признал троих детей, после смерти доказали его отцовство еще для одного — но по некоторым сведениям у художника было от 14 до нескольких десятков детей от разных женщин.

❤️ Несмотря на романы, главными женщинами в жизни Климта были его мать и Эмилия Флёге. С материю Климт был очень близок, жил с ней до ее смерти, поддерживал — а она обеспечивала его быт. А с Эмилией у Климта была тесная дружба. Одни говорили, что это роман, другие считали, что просто платонические чувства. Климт и Эмилия вместе проводили лето — но снимали при этом разные дома. Эмилия не была постоянной моделью художника, спутницей жизни.

🏠 Не любил путешествовать, был домоседом. Даже когда добился известности и приглашений от ведущих музеев мира, старался от этого отказаться. Однако благодаря поездке в Париж Климт познакомился с символизмом, а путешествие в Равенну в Италии привело к его «золотому периоду».

✍️ Не любил говорить о себе. Все сведения о нем приходится собирать по крупицам. У художника есть биографы, в том числе его сестра, но сам он не оставил мемуаров.

⬛️ Умер в 1918 году, через три года после смерти матери.

Эмилия Флёге — главная женщина в жизни Густава Климта

1. Густав Климт. Эмилия Флёге в 17 лет, 1891
2. Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге, 1893
3. Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге, 1902
4. Эмилия Флёге в платье дизайна Густава Климта, 1906
5–8. Эмилия Флёге в платьях модного дома «Сестры Флёге»

1–3. Экспонаты из текстильной коллекции Эмилии Флёге
4–6. Коллекция Валентино осень-зима 2015/2016, вдохновленная эстетикой работ Эмилии Флёге
7. Обратите внимание, как принты платьев Эмилии Флёге повлияли на орнаменты Климта

Густав Климт

1. Занавес Карлсбадского городского театра (Карловы Вары), 1886
2, 3. Карандашные портреты, выполненные по фотографии, 1879

Поговорим о первых опытах Климта-художника. Они связаны с его братом Эрнстом и их общим приятелем Франсом Матчем, который тоже учился в Венском художественно-ремесленном училище.

🤝 Еще не доучившись, друзья создали художественное товарищество — Климту тогда было всего 17 лет. Они получали заказы через преподавателей, по знакомству. В основном это были оформительские работы в театрах, дворцах, общественных учреждениях.

🖼 Все трое работали в общей академической манере. Вместе трудились над эскизами, картонами, потом могли свободно заменять друг друга. Им быстро удалось добиться популярности и признания.

📷 Одна из частых подработок — недорогие портреты по фотографиям. Этот опыт дал Климту точность, умение всматриваться в натуру, особо внимательное отношение к лицу и рукам модели, которые останутся в его творчестве до конца.

⬛️ Затем последовала целая череда трагедий. Умер отец Климта, и забота о семье целиком легла на его плечи. Позже умер любимый брат Эрнст. Он оставил семью, о которой также начал заботиться Климт.

🔀 С Францем Мачем начались разногласия. Тот продолжал писать в академической манере, а Климт хотел искать новое. Товарищество распалось.

1. Зрительный зал старого Королевского театра (Бургтеатра) в Вене, 1889

Росписи интерьеров венского национального Бургтеатра (Королевского театра)
2. Театр «Глобус» в Лондоне, 1888
3. Колесница Фесписа, 1888
4. Алтарь Диониса, 1886
5. Театр Таормины, 1886

Роспись для музея истории искусства в Вене, 1890

1–2. Египетское искусство
3. Флорентийский ренессанс
4. Древняя Греция. Девушка из Танагре
5. Старое итальянское искусство

1. Идиллия, 1888
2. Портрет пианиста Йозефа Пембауэра, 1890
3. Портрет актера Йозефа Левински в роли дона Карлоса, 1995
4. Любовь, 1895
5. Две девушки с олеандром, 1890–1892

В завершение части поговорим о ранних работах Климта, в которых еще не угадывается его узнаваемый стиль. Товарищество Климта, его брата Эрнста и их приятеля Франца Мача занималось росписями в разных имперских учреждениях — дворцах и театрах.

Вот несколько примеров 👇

🎭 Росписи интерьеров венского национального Бургтеатра (Королевского театра). Темы выбраны в духе академического историзма: театр Шекспира, античный театр, алтарь бога Диониса, праздники в честь которого со временем превратились в театральные представления. За эту работу художники получили награды от императора.

▪️ На картине «Театр „Глобус“ в Лондоне» можно увидеть автопортрет Климта — уникальный случай, больше он не вводил себя в свои картины. В правой части зала позади дамы в белом сидят трое мужчин. Сам Климт показан в накрахмаленном пышном воротнике, его брат в красном камзоле, а Матч — в старинной шляпе без полей.

👏 Зрительный зал старого Королевского театра (Бургтеатра) в Вене. Еще одна «театральная» работа Климта. Выполняя заказ изобразить зрителей в театре, он выбрал необычный ракурс со стороны сцены. Желающих попасть на полотно было больше 500, пришлось проводить отбор — в итоге Климт с портретным сходством изобразил около 200 венских театралов. Работа стала очень популярной, многие хотели копию, и Климт обзавелся полезными связями.

👩 Роспись для музея истории искусства в Вене. Художникам поручили украсить стены между колоннами у входов в залы темами, соответствующими экспозиции: египетское, греческое искусство, Ренессанс. Получилась блестящая стилизация под разные эпохи с прекрасными девушками. Все красиво, академично, но не совсем то, что мы привыкли видеть у Климта.

⏳ После смерти брата и разлада с Матчем Климт стал экспериментировать — и начал с символизма.

🟤 «Идиллия». Аллегория в академическом духе: видим исторические отсылки к Высокому Возрождению: образ Богоматери, круглая форма картины — тондо, анатомически точные фигуры, напоминающие созданные Микеланджело статуи Дня и Ночи в капелле Медичи.

👤 Портреты. Здесь Климт отходит от классического прочтения: мы видим фотографически точное лицо и условный фон, сам портрет будто заключен в широкую раму.

️Портрет пианиста Йозефа Пембауэра. Тема музыкального таланта раскрывается через золотую лиру, театральный софит. Рама покрыта различными символами, орнаментом в духе росписей античных ваз.

️Портрет актера Йозефа Левински в роли дона Карлоса. Актер во время игры: на раме снова софит, из тумана возникает фигура девушки с маской в руках, отсылающей к символу театра — двум маскам, смеющейся и плачущей.

️Любовь. Здесь Климт уходит в чистый символизм. Изображение снова в «раме» из бордюров, но теперь это не портрет, а символическая композиция. Из-за тумана не ясно до конца — явь перед нами или сон. У девушки закрыты глаза, что может указывать на грезы или смерть. Над ней — аллегорические женские образы, будто лица-маски: ребенка, женщины и старухи. Что это, призраки будущего или воспоминания о прошлом? Ответа нет.

🌱 Две девушки с олеандром. Ранняя работа Климта. Две девушки внимательно рассматривают соцветие, не обращая внимание на зрителя. Олеандр — символ соблазна, и они настолько поддались искушению, что не замечают ничего вокруг.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;