Густав Климт
«Золотой период» Климта
«Золотой период» творчества Климта примечателен не только золотым оттенком, доминирующим в картинах, но и созданием самых знаменитых работ, вершиной стиля художника.
Византийские мозаики Равенны, 5–7 века
1. Мозаики Сан-Витале
2–3. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
4. Мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово
5. Мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе
6. Мозаики Баптистерия православных
7. Мозаики капеллы Святого Андрея
Обсудим «золотой период» в творчестве Климта. Можно сказать, что он золотой не только из-за основного оттенка полотен, но и как самый узнаваемый и прославленный, вершина в творчестве художника.
🎨 Климт вводил золотой оттенок в свои работы и прежде, однако максимальной концентрации золото достигает в его творчестве 1905–1909 годов — этот период и принято называть «золотым». Позднее (начиная с 1910 года) Климт практически отказывается от использования золота в своей живописи.
Истоки «золотого периода» можно найти в следующих фактах 👇
💍 Отец Климта был ювелиром, пусть и не совсем удачливым. Поэтому художник с детства сталкивался с эстетикой драгоценных металлов.
🇮🇹 Климт совершил в 1903 году два путешествия в Италию, где познакомился со знаменитыми византийскими мозаиками Равенны. Это комплекс зданий 5–6 веков, украшенных мозаиками в прекрасной сохранности. Мастерство византийцев того времени достигло вершины, их мозаики лучатся золотом.
✨ Если римская мозаика гладкая, все кусочки один к одному, то в византийской они специально кладутся неровно. Это дает большую экспрессию и светоносность: лучи отражаются под разными углами, создавая удивительное сияние, которое наполняет все помещение.
🔶 Климт был в восторге от мозаик Равенны. Считается, что это стало для него источником вдохновения, когда он приступил к работе с золотом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДворец Стокле, арх. Йозеф Хоффман, Волюве-Сен-Пьер, Бельгия, 1905–1911
1–5. Экстерьер
6–8. Интерьеры
Густав Климт. Мозаичный фриз для дворца Стокле, 1905–1909
1. В интерьере
2. Картон для фриза «Древо жизни»
3. Картон для торцевой части «Рыцарь»
Давайте посмотрим на крупную и последнюю из монументальных работ Климта, которую он выполнил по заказу бельгийского промышленника Адольфа Стокле. Над фризом для его особняка Климт работал как раз в 1905–1909 годы. Можно сказать, он и стал лейтмотивом всего «золотого периода» творчества художника.
💰 Стокле был банкиром, меценатом и коллекционером восточного искусства. Он заказал Венскому Сецессиону особняк в Волюве-Сен-Пьере, Бельгия. Его взялся строить архитектор Йозеф Хоффман. Стокле не ограничивал Хоффмана ни в идеях, ни в бюджете — и тот создал лучший свой проект.
⬜️ Строгий, «структурный» Дворец Стокле выделяется на фоне сложного, «растительного» ар-нуво, к которому была привычна бельгийская публика той эпохи.
🟡 Архитектурное решение главного фасада очень лаконично. Со стороны французского ровно подстриженного парка — фасад более легкий, отсылающий к загородным домам. Образ дополняет башня со скульптурой и завершением в виде золотого шара — привет от дома Венского Сецессиона.
🪑 Внутри особняк продуман и функционален. Стокле собирал восточное искусство и попросил оформить интерьер в таком же стиле. Тут и пригодился талант Климта.
🌳 Климт создал длинный фриз для столовой особняка. В центре —орнаментальное древо жизни, древнейший символ единения трех миров. Корни уходят под землю, ствол проходит через наш мир, а ветви исчезают в небесных сферах.
▪️ Слева возле дерева — фигура восточной танцовщицы, с другой стороны — одна из вариаций знаменитого «Поцелуя». В торцевой части зала — очень условная фигура «Золотого рыцаря», отголосок «Бетховенского фриза».
🔶 Фриз состоит из мраморных панелей с инкрустацией эмалью, золотом и самоцветами. Обилие золота создает необыкновенный эффект вечером, когда фриз освещают свечи или лампы.
🏡 Особняк сохранил все интерьеры. В 2009 году Дворец Стокле был включен в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако он до сих пор находится в частном владении семьи Стокле, которые не открывают дом для публичного посещения.
Густав Климт
1. Фрагмент Бетховенского фриза — «Объятия», 1902
2. Фрагмент фриза из Дворца Стокле — «Поцелуй», 1905–1909
3. Поцелуй, 1907–1908
Мы добрались до, пожалуй, самой узнаваемой картины Климта — его знаменитого «Поцелуя». Художник создал его параллельно с фризом для Дворца Стокле, интерпретируя тот же сюжет. В работе Климт использовал масло, золотую фольгу, сусальное золото, платину и серебро.
👨🎨 Есть версия, что Климт изобразил самого себя. А женщина, которую он целует — его возлюбленная Эмилия Флёге. Подтвердить или опровергнуть версию нельзя, потому что лица мы не видим. Но одеяние мужчины действительно напоминает халат художника, в котором он ходил не только в мастерской.
🔶 Орнаменты играют символическую роль. На мужской одежде видим ровную геометрию, на женской — цветочные орнамент, напоминающий круги. Мужчина закрывает женщину плащом, а может быть, от влюбленных исходит такое яркое сияние. В этот декоративный фон вписаны очень реалистичные лица.
🌸 Фон картины условный, как часто бывает в «золотом периоде», но не однообразный. Кажется, что все искрится мириадами звезд. Мужчина и женщина стоят на коленях на лугу, на краю обрыва — это вносит ощущение тревоги.
🟨 Как и многие станковые работы Климта, «Поцелуй» квадратного формата. Верхняя граница холста как бы давит на фигуры влюбленных, не дает им встать.
👩❤️💋👨 Положение героев напоминает «Поцелуй» Мунка. Но там, где у Мунка болезненные отношения, в которых один пожирает другого, у Климта — гимн вечной любви.
1. Портрет Адели Блох-Бауэр («Золотая Адель»), 1907
2. Портрет Адели Блох-Бауэр, 1912
3. Фото Адели Блох-Бауэр
4–6. Эскизы к «Золотой Адели»
Завершим часть портретом Адели Блох-Бауэр, известным под названиями «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза».
💰 Адель Блох-Бауэр была замужем за очень богатым человеком и сама происходила из высших кругов венской буржуазии. Брак Адели с мужем был династическим, чтобы объединить две семьи (ее сестра также была замужем за его братом).
👫 Адель дружила с Климтом. Как и всегда в случае дружбы Климта с женщиной, ходили слухи об их романе. Есть версия, что муж Адели узнал о романе и решил дождаться, пока любовники наскучат друг другу. Чтобы ускорить это, он якобы даже поставил Климту условие: сделать не менее сотни эскизов, прежде чем приступить к портрету. Эта история ничем не подтверждена, но Климт действительно оставил много эскизов будущего портрета Адели.
👩🦰 Портрет содержит все фирменные признаки Климта. Руки и лицо детально проработаны, все остальное условно и утопает в золоте. Орнамент содержит всю любимую символику Климта: часть платья заполнена «глазами Гора» — символами древнеегипетского бога неба и солнца, а также христианской, античной, иудейской символикой.
⛓ Адель кажется заключенной в золотую клетку. Она настолько стиснута со всех сторон роскошью, что ей будто не хватает воздуха. Такая пресыщенность высшего венского общества часто приводила к неврозам: недаром Фрейд начинал карьеру, помогая богатым дамам.
👁 У Климта получился образ престарелой Европы, которая умирает от пресыщенности. На истощенном теле остался шлейф бывших увлечений с символикой древних верований и цивилизаций.
🎨 Адель — единственная светская дама, для которой Климт создал целых два парадных портрета. Второй портрет он написал в 1912 году в совсем другой стилистике. Если муж Адели действительно надеялся, что им надоест общаться, его план не сработал.
О драматичной судьбе «Золотой Адели»
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день