angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Густав Климт

«Золотой период» Климта

«Золотой период» творчества Климта примечателен не только золотым оттенком, доминирующим в картинах, но и созданием самых знаменитых работ, вершиной стиля художника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анастасия Мамаева
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Византийские мозаики Равенны, 5–7 века

1. Мозаики Сан-Витале
2–3. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии
4. Мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово
5. Мозаики базилики Сант-Аполлинаре ин Классе
6. Мозаики Баптистерия православных
7. Мозаики капеллы Святого Андрея

Обсудим «золотой период» в творчестве Климта. Можно сказать, что он золотой не только из-за основного оттенка полотен, но и как самый узнаваемый и прославленный, вершина в творчестве художника.

🎨 Климт вводил золотой оттенок в свои работы и прежде, однако максимальной концентрации золото достигает в его творчестве 1905–1909 годов — этот период и принято называть «золотым». Позднее (начиная с 1910 года) Климт практически отказывается от использования золота в своей живописи.

Истоки «золотого периода» можно найти в следующих фактах 👇

💍 Отец Климта был ювелиром, пусть и не совсем удачливым. Поэтому художник с детства сталкивался с эстетикой драгоценных металлов.

🇮🇹 Климт совершил в 1903 году два путешествия в Италию, где познакомился со знаменитыми византийскими мозаиками Равенны. Это комплекс зданий 5–6 веков, украшенных мозаиками в прекрасной сохранности. Мастерство византийцев того времени достигло вершины, их мозаики лучатся золотом.

Если римская мозаика гладкая, все кусочки один к одному, то в византийской они специально кладутся неровно. Это дает большую экспрессию и светоносность: лучи отражаются под разными углами, создавая удивительное сияние, которое наполняет все помещение.

🔶 Климт был в восторге от мозаик Равенны. Считается, что это стало для него источником вдохновения, когда он приступил к работе с золотом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Дворец Стокле, арх. Йозеф Хоффман, Волюве-Сен-Пьер, Бельгия, 1905–1911

1–5. Экстерьер
6–8. Интерьеры

Густав Климт. Мозаичный фриз для дворца Стокле, 1905–1909

1. В интерьере
2. Картон для фриза «Древо жизни»
3. Картон для торцевой части «Рыцарь»

Давайте посмотрим на крупную и последнюю из монументальных работ Климта, которую он выполнил по заказу бельгийского промышленника Адольфа Стокле. Над фризом для его особняка Климт работал как раз в 1905–1909 годы. Можно сказать, он и стал лейтмотивом всего «золотого периода» творчества художника.

💰 Стокле был банкиром, меценатом и коллекционером восточного искусства. Он заказал Венскому Сецессиону особняк в Волюве-Сен-Пьере, Бельгия. Его взялся строить архитектор Йозеф Хоффман. Стокле не ограничивал Хоффмана ни в идеях, ни в бюджете — и тот создал лучший свой проект.

⬜️ Строгий, «структурный» Дворец Стокле выделяется на фоне сложного, «растительного» ар-нуво, к которому была привычна бельгийская публика той эпохи.

🟡 Архитектурное решение главного фасада очень лаконично. Со стороны французского ровно подстриженного парка — фасад более легкий, отсылающий к загородным домам. Образ дополняет башня со скульптурой и завершением в виде золотого шара — привет от дома Венского Сецессиона.

🪑 Внутри особняк продуман и функционален. Стокле собирал восточное искусство и попросил оформить интерьер в таком же стиле. Тут и пригодился талант Климта.

🌳 Климт создал длинный фриз для столовой особняка. В центре —орнаментальное древо жизни, древнейший символ единения трех миров. Корни уходят под землю, ствол проходит через наш мир, а ветви исчезают в небесных сферах.

▪️ Слева возле дерева — фигура восточной танцовщицы, с другой стороны — одна из вариаций знаменитого «Поцелуя». В торцевой части зала — очень условная фигура «Золотого рыцаря», отголосок «Бетховенского фриза».

🔶 Фриз состоит из мраморных панелей с инкрустацией эмалью, золотом и самоцветами. Обилие золота создает необыкновенный эффект вечером, когда фриз освещают свечи или лампы.

🏡 Особняк сохранил все интерьеры. В 2009 году Дворец Стокле был включен в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако он до сих пор находится в частном владении семьи Стокле, которые не открывают дом для публичного посещения.

Густав Климт

1. Фрагмент Бетховенского фриза — «Объятия», 1902
2. Фрагмент фриза из Дворца Стокле — «Поцелуй», 1905–1909
3. Поцелуй, 1907–1908

Мы добрались до, пожалуй, самой узнаваемой картины Климта — его знаменитого «Поцелуя». Художник создал его параллельно с фризом для Дворца Стокле, интерпретируя тот же сюжет. В работе Климт использовал масло, золотую фольгу, сусальное золото, платину и серебро.

👨‍🎨 Есть версия, что Климт изобразил самого себя. А женщина, которую он целует — его возлюбленная Эмилия Флёге. Подтвердить или опровергнуть версию нельзя, потому что лица мы не видим. Но одеяние мужчины действительно напоминает халат художника, в котором он ходил не только в мастерской.

🔶 Орнаменты играют символическую роль. На мужской одежде видим ровную геометрию, на женской — цветочные орнамент, напоминающий круги. Мужчина закрывает женщину плащом, а может быть, от влюбленных исходит такое яркое сияние. В этот декоративный фон вписаны очень реалистичные лица.

🌸 Фон картины условный, как часто бывает в «золотом периоде», но не однообразный. Кажется, что все искрится мириадами звезд. Мужчина и женщина стоят на коленях на лугу, на краю обрыва — это вносит ощущение тревоги.

🟨 Как и многие станковые работы Климта, «Поцелуй» квадратного формата. Верхняя граница холста как бы давит на фигуры влюбленных, не дает им встать.

👩‍❤️‍💋‍👨 Положение героев напоминает «Поцелуй» Мунка. Но там, где у Мунка болезненные отношения, в которых один пожирает другого, у Климта — гимн вечной любви.

1. Портрет Адели Блох-Бауэр («Золотая Адель»), 1907
2. Портрет Адели Блох-Бауэр, 1912
3. Фото Адели Блох-Бауэр
4–6. Эскизы к «Золотой Адели»

Завершим часть портретом Адели Блох-Бауэр, известным под названиями «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза».

💰 Адель Блох-Бауэр была замужем за очень богатым человеком и сама происходила из высших кругов венской буржуазии. Брак Адели с мужем был династическим, чтобы объединить две семьи (ее сестра также была замужем за его братом).

👫 Адель дружила с Климтом. Как и всегда в случае дружбы Климта с женщиной, ходили слухи об их романе. Есть версия, что муж Адели узнал о романе и решил дождаться, пока любовники наскучат друг другу. Чтобы ускорить это, он якобы даже поставил Климту условие: сделать не менее сотни эскизов, прежде чем приступить к портрету. Эта история ничем не подтверждена, но Климт действительно оставил много эскизов будущего портрета Адели.

👩‍🦰 Портрет содержит все фирменные признаки Климта. Руки и лицо детально проработаны, все остальное условно и утопает в золоте. Орнамент содержит всю любимую символику Климта: часть платья заполнена «глазами Гора» — символами древнеегипетского бога неба и солнца, а также христианской, античной, иудейской символикой.

Адель кажется заключенной в золотую клетку. Она настолько стиснута со всех сторон роскошью, что ей будто не хватает воздуха. Такая пресыщенность высшего венского общества часто приводила к неврозам: недаром Фрейд начинал карьеру, помогая богатым дамам.

👁 У Климта получился образ престарелой Европы, которая умирает от пресыщенности. На истощенном теле остался шлейф бывших увлечений с символикой древних верований и цивилизаций.

🎨 Адель — единственная светская дама, для которой Климт создал целых два парадных портрета. Второй портрет он написал в 1912 году в совсем другой стилистике. Если муж Адели действительно надеялся, что им надоест общаться, его план не сработал.

О драматичной судьбе «Золотой Адели»

курс Level One
Коллекция Морозовых: встреча с шедеврами: от ​​Ван Гога и Матисса до Васнецова и Левитана

За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3300₽ 1650₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;