Латиноамериканские композиторы
Хулиан Агирре и влияние народной музыки
Агирре — первый аргентинский композитор, который взял за основу народную музыку. Познакомимся с ним поближе и послушаем его произведения.
Будем говорить о латиноамериканской музыке. Невозможно объять необъятное, поэтому мы остановимся на двух странах Латинской Америки — Бразилии и Аргентине.
🇦🇷🇧🇷 Бразилия — бывшая португальская, Аргентина — испанская колония. У обеих стран очень сложная судьба с революциями, диктатурами, а население небогатое и сейчас. Нельзя назвать эти страны очень благополучными — однако дух дышит, где хочет, и там тоже создавалась прекрасная музыка.
👥 В первых двух частях урока мы поговорим о двух композиторах — Альберту Непомусену и Хулиане Агирре. Они почти ровесники: Агирре родился в 1868 году в Буэнос-Айресе, Непомусену в 1864 в городе Форталеза, который на тот момент был очень небольшим. Оба умерли в 1920-х: Агирре в 1924 в Буэнос-Айресе, Непомусену в 1920-м в Рио-де-Жанейро.
🎼 В Буэнос-Айресе в середине 19 века открылась консерватория, но национальной композиторской школе неоткуда было взяться. В Бразилии с этим было еще хуже: консерватории в полном смысле там появились лишь в 1920-е годы, поэтому оба композитора учились в Европе. Хулиан Агирре — в Мадридской консерватории, а Непомусену учился в Риме, затем в берлинской Консерватории Штерна, а после в Париже, и его творческие интересы были шире.
✏️ Хулиан Агирре, учась в Мадридской консерватории в 1880-е годы, впитал там атмосферу расцвета и одновременно излома романтизма. Альберто Нипомусену учился в Европе приблизительно в те же годы, но оба они, вернувшись на родину, начали пытаться создать национальную музыку.
🎶 Если испанцам немало помог Глинка, то латиноамериканцам помочь было некому. В обеих странах была импортирована музыкальная традиция, которая испытывала некоторое влияние народной музыки. Но часто эта народная музыка воспринималась как что-то совершенно неинтересное, непрофессиональное, и сознательно создавать композиторскую школу брались далеко не все.
1. Консерватория в Буэнос-Айресе
2. Консерватория в Рио-де-Жанейро (первое здание)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Давайте начнем наше знакомство с Хулианом Агирре с жанра народной музыки — triste.
🌀 «Triste» трудно перевести буквально на другие языки, так же как португальский «sodade» или русскую «тоску» или «авось». По своим свойствам этот жанр похож на романс. Только если европейский городской романс рубежа веков впитал в себя классическую музыку того времени, то triste шел из народа, и его инструментом чаще всего была гитара — инструмент дешевый, легкий, выносливый, относительно простой в изготовлении и страшно популярный. И triste для фортепиано несет в себе следы гитарной музыки, гитарных переборов, которые, конечно, считывались современниками в музыке Агирре.
🎵 Легкие диссонансы, которые встречаются в этой музыке, тоже гитарны по своей природе. Если перекладывать какую-нибудь фортепианную музыку для гитары, то нужно ее адаптировать, потому что на гитаре, как и на любом струнном инструменте, есть удобные и неудобные тональности, и далеко не все последовательности аккордов можно сыграть технически, а triste Агирре на гитару ложится совершенно легко.
🎼 Эта музыка печальна, здесь сразу слышны шопеновские ассоциации. Этих композиторов роднит общий мелодический дар, но у Агирре музыка — не только tristes, но и вообще почти все произведения — несет в себе печать обреченности и необходимости жить несмотря на эту обреченность.
🗣 Сюда очень подходят слова, которые сказал Ван Гог перед смертью: «La tristesse durera toujours» — «Печаль будет длиться вечно». Но это совершенно не декадентская, не модернистская мрачность и не депрессия 20 века, это грусть, которая очищает.
→ Нелида Санчез. «Tristes» (No. 1, 2, 3, 4, 5).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ge5aCZg7_mOw_w
⏱ Время прослушивания: 14 минут.
Давайте поговорим о народном танце куэка, который написал Агирре для голоса и фортепиано.
💃 Куэка — это народный групповой танец, примерно то же самое, что полонез для Польши. Это общий для большей части Латинской Америки танец, но его происхождение принято относить к Перу. На ум сразу приходят шопеновские мазурки, хотя куэка больше похож ритмом на вальс — это 3/4, а если подробнее, то 6/8.
🎵 На уроке о Шопене мы говорили о том, что не под все его вальсы можно танцевать, это какие-то живописания состояний или сцен. И когда мы говорили о мазурке, то сразу подразумевали, что это какая-то национальная тема, воспоминания о светлых днях юности в Польше. Не под все мазурки Шопена можно поплясать, так же и под эту мелодию особо не потанцуешь.
🔉 Сначала мелодия строго сохраняет ритм, и кажется, что в аккордах фортепиано слышны звуки небольшого оркестра. Но потом вступает певица, и картина этого танца начинает восприниматься через призму ее голоса. Появляется рассказчик, и случается эффект киномонтажа. Одно дело, когда мы зрители, которые наблюдают, другое — когда мы участники этого танца. Время в обоих случаях течет одинаково, но когда мы попытаемся выразить свои чувства, мы будем делать это совершенно в другом временном модусе.
♥️ Чувства очень сильно влияют на переживание нами времени. Один и тот же час, проведенный в ожидании возлюбленной или в суете рутины дня, воспринимаются нами по-разному. В первом случае час кажется вечностью, а во втором — пролетает незаметно. Здесь происходит похожий фокус. Чувства, которые испытывает певица, играют с временем, а когда она заканчивает петь, все снова возвращается в привычный ритм танца.
→ Роберто Кааманьо за фортепиано, поет Диана Арзуманян. «Cueca para voz y piano».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Dl0krIJiAGmjmg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
Следующая композиция Агирре для фортепиано называется «Gato» — это танец, и здесь гитара слышна буквально с первых звуков.
🎹 Здесь мы слышим специфически гитарное арпеджио. Когда еще не было столь совершенных по конструкции роялей, а были клавесины, способность которых длить звук была не очень большой, арпеджио было способом продлить звучание аккорда. Сейчас на фортепиано это может быть и композиторская задумка, или просто технические ухищрения, чтобы пианисту взять особенно большой аккорд.
❓ Что занимательного в этом танце?
🎶 Здесь пианист делает небольшие изменения ритма. И эти небольшие, но заметные изменения ритма чрезвычайно оживляют музыку. Дело в том, что народная музыка практически никогда не ложится в принятые в классической музыки ритмы — 2/4, или 3/4, или 7/8 — они все очень сложные, постоянно меняются, текучие. А здесь изменения ритма придают музыке удивительную живость.
→ Олинда Алессандрини. «Gato».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/57WwsfMj7sNqoQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
🎵 Послушаем еще одно произведение Хулиана Агирре — «Intimas». Это вещь чрезвычайно близкая к шопеновским ноктюрнам, но с своеобразными оттенками грусти, о которых мы говорили в разговоре о «Triste».
→ Лия Чималья Эспиноса. «Intimas».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/85srbeuWH2JYtA
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день