Латиноамериканские композиторы
Карлос Густавино: песни для голоса и инструмента
Густавино — блестящий пианист, который к тому же писал выдающиеся произведения для голоса. Посмотрим на самые знаменитые из них и познакомимся с композитором поближе.
Поговорим об аргентинском композиторе и пианисте Карлосе Густавино и послушаем несколько его произведений. Давайте узнаем его биографию.
👤 Карлос Густавино прожил весьма долгую жизнь. Он родился в 1912 году, умер в 2000-м и всю жизнь провел в городе Санта-Фе в центральной Аргентине. Это не слишком большой город, сейчас там около полумиллиона жителей, и он достаточно развит культурно.
🎹 Карлос Густавино был блестящим пианистом и создал достаточно произведений для фортепиано. Но мы сосредоточимся на его песнях, которые охватывают весь спектр испаноязычной поэзии, которая была создана за многие века ее существования. В отношении музыкального языка Густавино был ретроградом в хорошем смысле: его взгляд был обращен в прошлое и связан с народной музыкой. Он не воспринял достижения авангарда — они его просто не интересовали. Наверное, это и хорошо, ведь достаточно большое количество авангардной музыки отказывается от таких вещей, как мелодия, и если бы Густавино увлекся такой музыкой, он бы просто не проявил свой замечательный мелодический дар. С другой стороны, это во многом способствовало его славе как композитора именно для голоса, поскольку его песни изобилуют техническими сложностями, чрезвычайно мелодичны и очень удобно написаны.
🎼 Сам Карлос Густавино не был профессиональным певцом, но удобно писать для голоса — это великий дар, доступный не каждому великому композитору, даже если он берется за оперную музыку. Давайте начнем знакомство с его творчеством с песни «Pampamapa». Обратите внимание на то, что вся гармоническая сложность и необычность находится в партии фортепиано. А мелодия, которую поет голос, если ее исполнить отдельно, будет напоминать, с одной стороны, полуречитатив, который можно услышать в опере, с другой стороны — народную песню.
→ Мария Вальдес (сопрано), Хавьер Аребола (фортепиано). «Pampamapa».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/gzAKreOoOhPceA
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎶 Впрочем, песни можно создавать не только для голоса, но и для инструмента. Вспомним песни Мендельсона без слов. В 1974 году уже в достаточно зрелом возрасте Густавино пишет 10 народных песен для фортепиано. С песнями Мендельсона у них мало общего, но можно провести интересную параллель с «Буковинскими песнями» Леонида Десятникова, которые были изданы в 2019 году и блестяще исполнены Алексеем Гориболем. Да, это разная стилистика и совершенно разные композиторские языки, и сравнивать произведения, которые были написаны с разницей в 46 лет, может быть, не совсем правильно, но сам принцип достаточно общий.
❓ Чем похожи эти два цикла?
🎼 Принцип в том, чтобы взять мелодию настоящей народной песни, которую можно услышать в этнографических записях или на улице какого-нибудь аргентинского городка. Культура народного музицирования в Латинской Америки чрезвычайно развита. К слову, у нас она уже, к великому сожалению, утеряна. И эту мелодию надо пересобрать или немножко дополнить, обтесать так, чтобы она ложилась в русло академической музыки и в результате представить музыку классической формы и народного духа.
→ Карлос Густавино. 10 народных песен для фортепиано.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Yw7fGSpLsATLnQ
⏱ Время прослушивания: 20 минут.
Теперь давайте послушаем миниатюру — песню длиной около 2 минут. Это очаровательная, легкая, игривая композиция — здесь особенно видна позиция Густавино в отношении музыки и исполнения. Давайте поговорим про разность академического и эстрадного пения.
🎹 Есть композиторы, которые пишут произведения в расчете на свою собственную виртуозность — это такие гастролирующие пианисты, как Тальберг или Лист. А есть те, которые пишут конкретно под исполнителя — так создавалось большинство опер, а некоторые арии специально добавлялись. Вся классическая музыка подразумевает некоторый профессионализм. Даже 10 народных песен для фортепиано Густавино: они не архисложны для того, чтобы их сыграть, но для них нужна некоторая подготовка.
🎵 У песен Густавино есть одно удивительное качество. Их принято исполнять в академической манере, ведь Густавино — академический композитор. Но по большому счету эти песни может спеть даже не профессионал с хорошим слухом и хорошим голосом в совершенно обычной манере — и они не станут от этого хуже.
➡️ Многие слышали попытки эстрадных певцов спеть какую-нибудь классику итальянского репертуара. Но эстрадное пение при всех своих достоинствах не подходит репертуару, который рассчитывался на академическую манеру и подразумевает большой звук, поэтому такие попытки часто выглядят достаточно нелепо, как бы одарен артистически ни был певец. А песни Карлоса Густавино написаны так, что петь их можно абсолютно в любой манере, и они все равно не потеряют своей легкости и своего очарования.
→ Долтон Болдуин (фортепиано), Дезире Халас (голос). «Aromito, flor de tusca».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/D2vZ6uD4nxy2mg
⏱ Время прослушивания: 1 минута.
🎼 Песни Густавино можно даже исполнять на любом инструменте. Ксавье де Местр исполнил «Bailecito» на арфе, которая имитирует гитару. В этой удивительно прекрасной нежной лирической песне можно услышать, что певец совсем нестрого следует академической манере. Если в начале его пение отчасти напоминает пение Тито Скипы, то когда мелодия идет в нижнем регистре, если и слышна академическая выучка, то это просто рассказ, выражение чувств с использованием голоса.
→ Ксавье де Местр. «Bailecito».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/G4N9qL6OanePqw
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
А напоследок послушаем три романса для фортепиано в исполнении Марты Аргерих и Маурисио Валлины.
🎹 Это романс без слов, но слова здесь и не нужны, музыка очень ясно говорит о чувствах. В ней нет двойного дна, нет никаких скрытых потаенных смыслов, глубокого и тяжелого символизма. Этот тот язык, на котором сердце общается с сердцем.
→ Марта Аргерих и Маурисио Валлина. Три романса Карлоса Густавино.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/YQFrN58JCHdyzw
⏱ Время прослушивания: 17 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день