Латиноамериканские композиторы
Альберто Хинастера и авангардная музыка
Работы Хинастеры холодно встречали на родине, зато они становились сенсацией за рубежом и теперь считаются лучшими образцами музыки 20 века. Посмотрим, почему так произошло.
Поговорим об Альберто Хинастере — одном из самых авангардных композиторов в нашей подборке. Давайте узнаем, как складывался его творческий путь.
👤 Альберто Хинастера родился в 1916 году в Буэнос-Айресе и умер в 1983 в Женеве. Всю вторую половину жизни он провел в эмиграции. Отчасти по политическим причинам, отчасти потому, что выиграл престижную стипендию. В 1940-х он уехал на учебу в США, где учился у американского композитора Аарона Копленда. Вдобавок ко всему, ту музыку, которую он хотел писать, на родине не очень понимали и одобряли.
🎵 Ранние произведения Хинастеры нам не известны — он уничтожил все, что написал до и во время учебы в консерватории в Бэунос-Айресе. Самое крупное произведение из раннего творчества — это балет «Панамби» (1937). Здесь совершенно очевидно влияние Стравинскго и его «Петрушки», а также логико-структурных взглядов Игоря Федоровича на музыкальное искусство.
🩰 В музыке к этому балету трудно найти мелодию. Это сочетание звуков, ритмические и мелодические кластеры и вообще все то, что сейчас принято ассоциировать с авангардом периода 1920–1930-х годов. Вместе с тем, по духу эта музыка совершено аргентинская.
❓ Что же ей придает это качество?
💬 Мы уже обсуждали в теме о Чайковском и его четвертой симфонии, что все народное, с музыкальной точки зрения, делается приблизительно одинаковым способом. Латиноамериканская музыка к 20 веку — это испанская и португальская музыка, которая скрестилась с музыкой местных племен. И она стала ровно такой же народной, как норвежская, или цыганская. или русская. Другой здесь разве что колорит. который придается путем использования различных инструментов.
🔉 Впервые балет «Панамби» был поставлен в театре «Колон» в 1940 году. Хореография не сохранилась, и эту музыку чаще исполняли как отдельное произведение для оркестра, чем подбирали к ней хореографию. Давайте ее послушаем.
→ Альберто Хинастера. «Панамби».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xjwsSYIRA5JhOA
⏱ Время прослушивания: 39 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
✍️ Перед тем как мы обсудим первый концерт для фортепиано, предлагаем попробовать себя в роли музыкального критика. Послушайте 4-ю часть концерта и составьте на нее свою рецензию. Это может быть небольшое эссе, история или даже поток сознания.
→ Альберто Хинастера. Первый концерт для фортепиано.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/fxMxMHfNZzd_HQ
⏱ Время прослушивания: 5 минут (с 18:46).
Мы уже послушали четвертую часть первого фортепианного концерта, теперь давайте поговорим про него целиком.
🎵 Если смотреть чисто с аудиальной стороны, то можно отметить, что это концерт довольно сильно похож на фортепианные концерты Прокофьева или Шостаковича. Для примера мы берем музыку советских композиторов, объединяя их не по принципу школы, а по принципу идеологии, работы с большой формой. Идеология применительно к музыкальному языку может быть разной: Брукнер был ультраконсервативен, в то же время Шопен для своего времени был умеренным модернистом, а Шарль Валантен Алькан — крайне левым художником вне зависимости от того, какие у него были политические взгляды.
☄️ Здесь есть некоторая общность направления, которая стала частью космоса Хинастеры. Услышав Прокофьева, через минуту разочаруешься, потому что не совсем это и Прокофьев. Услышав Шостаковича, ошибешься: посмотришь на структуру самого концерта и увидишь яснейшую математически выстроенную форму. Хинастера — это одинокий айсберг, который 60 лет плавал в теплом мировом океане и ничуть не растаял, сохранив форму.
→ Альберто Хинастера. Первый концерт для фортепиано.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/5hkr2cJCpT1p1Q
⏱ Время прослушивания: 23 минуты.
Давайте послушаем сонату для гитары Альберто Хинастеры, которую он написал в американский период.
🎼 Пройдя обучение у Копленда, Хинастера освоился не только с современными техниками композиции, но и с современными техниками нотации. В видеопримере будет несколько кадров с нотоносцами, на которых обозначены весьма необычные знаки. Что это?
➡️ Дело в том, что авангардная музыка шла в том числе и по пути расширения возможности звучания инструмента. Мы можем вспомнить «Подготовленного пианино» — «Prepared piano» Джона Кейджа, которое у нас принято переводить как «Препарированное пианино», что, конечно, неправильно. Что делал Кейдж? Он вставлял в фортепианные струны болтики, резинки, кусочки бумаги, обертки по совершенно четкой и продуманной схеме. Результат мог напоминать какофонию, но все-таки структура музыки, которую он писал, и учет производимых необычных эффектов — это достаточно большая работа.
🎶 В этой сонате от гитары требуется не просто звук колеблющейся струны, который вибрирует на одной ноте, не просто аккорды, а удары, микровибрации струн. Здесь есть ноты, которые нужно исполнить столь быстро, что нельзя указать их точную высоту. И это все еще латиноамериканская музыка: в ней есть какие-то реминисценции о родном континенте, она вполне соответствует его духу, но форма ее выражения совершенно другая и очень необычная.
→ Альберто Хинастера. Соната для гитары.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/rSG304dm81IP9w
⏱ Время прослушивания: 13 минут.
Напоследок давайте послушаем концерт для скрипки.
🎵 Нотации здесь вполне традиционны. Обратите внимание на структуру концерта. Совершенно не зря Хинастера увлекался Стравинским и его манией архитектурного совершенства музыкальной формы. Здесь для описания формы используется романтическая метафора 19 века. Но само слово «форма» тоже пришло из архитектуры и живописи, как и «метафора». И искусством ее строить, то заполняя музыку нотами, то насыщая ее паузами — Хинастера владел совершенно удивительно.
➡️ Можно сказать, на кого ориентировался Хинастера, даже можно найти какие-то острые диссонирующие интервалы,как в первом концерте для скрипки Шостаковича, но нельзя сказать, кому он наследовал. Это одинокий странник в мире музыки авангарда, который одними был принят и понят, другими отвергнут, но, по большому счету, всегда творил сам по себе и строил свои музыкальные структуры.
→ Альберто Хинастера. Концерт для скрипки.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/oG0EdqP7O5JloQ
⏱ Время прослушивания: 26 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день