Латиноамериканские композиторы
Альберту Непомусену и европейская школа
Непомусену в полной мере освоил европейские музыкальные традиции и пропускал все национальные мотивы через призму своего видения. Посмотрим, что из этого вышло.
Обратимся к творчеству еще одного латиноамериканского композитора — Альберту Непомусену. Давайте послушаем его симфонию соль минор.
👤 Музыкальное образование Альберту Непомусену было гораздо шире и разнообразнее, чем у Хулиана Агирре. Он любил обращаться к большим формам и совершенно свободно ими владел. Его симфония соль минор, которую он написал в 1893 году, не является совсем оригинальной, но вполне соответствует всем стандартам европейской симфонии. Он освоил школу и все народное в музыке — мотивы, попевки, все это всегда строго проходило через огранку.
🎵 По звучанию эта симфония напоминает Брамса. Для 1893 года она не то чтобы устарела, но не находится в музыкальном авангарде. С точки зрения и мелодики, и композиции, и гармонии — в ней мало индивидуального. Можно сказать, что кто-то в симфонической музыке напоминает, например, Брамса — но не Непомусену. Тем не менее, у симфонии есть замечательное достоинство — здесь слышен мелодический дар, умение обращаться с оркестром и полноценное освоение лучших образцов европейской музыкальной традиции.
👥 Противопоставляя этих двух композиторов, мы не говорим, что Непомусену был мастером, а Агирре неучем. У них были совершенно разные творческие интересы, они ставили перед собой совершенно разные задачи, и каждый с успехом их достигал.
→ Альберту Непомусену. «Sinfonia em Sol menor».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/uEL-le1AHRdSkA
⏱ Время прослушивания: 33 минуты.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Альберту Непомусену за фортепиано
2. Элизеу д’Анжелу Висконти. Портрет Альберту Непомусену
🎼 Мастерством оркестрового письма Альберту Непомусену можно насладиться, послушав небольшую вещицу, которая называется «Batuque». Это тоже жанр музыки и танца, своими размерами он похож на куэку — это 3/4 или 4/8.
💃 Интересно, что этот танец имеет достаточно распространенный в народной музыке жанр вопроса и ответа. И эти вопросы и ответы можно услышать в музыке. В ней есть одновременно и европейская умеренность, и рафинированность, и латиноамериканская страсть.
→ Арнальдо Эстрелла. «Batuque».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jLOfxyElGdz0vQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
Давайте послушаем вальс и ноктюрн Альберту Непомусену.
🎵 Это два разных произведения, но их роднит влияние... Да, Фридерика Шопена! В вальсе оно меньше: несмотря на достаточно характерные замирания, внутренняя моторика все равно очерчена гораздо четче, и неустойчивая мелодия вьется, как кружащиеся в танце пары.
🎶 Если говорить о ноктюрне, то первые его такты можно спутать с Шопеном, но, слушая чуть дальше, замечаешь, что здесь какой-то другой оттенок грусти. Эта грусть менее загадочна, менее таинственна, она прямее. И темперамента в этой музыке гораздо больше — этого латиноамериканского огня, за который мы в том числе и любим музыку танго.
→ Арнальдо Эстрелла. Valsa.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XBPc97cr24mPPw
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
→ Ana Candida. Nocturne in B flat minor, op. 33.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F0oiqiz52nXrLQ
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Напоследок послушаем, наверное, самое удивительное сочинение Альберту Непомусену — его античную сюиту. В ней, как и в любой европейской сюите, есть прелюдия, менуэт, ария, ригодон.
❓ Почему она удивительна?
🎶 Предыдущие сочинения, даже «Batuque», мог написать абсолютно любой композитор с европейским образованием, который приехал в Латинскую Америку и услышал латиноамериканскую музыку. В них нет ничего специфически национального, это взгляд из большой и сложной культуры на культуру не смыслово, но структурно более простую.
🎼 А стиль Непомусену был обусловлен во многом модой того времени. Когда он писал свои большие оркестровые произведения и оперы, то неизбежно ориентировался на популярные в Европе образцы. Это было лучшее из того, что он знал, и внутренне он соревновался с европейскими композиторами. Любая симфоническая музыка требует существенных затрат для своего исполнения. Ориентироваться нужно на то, что скорее всего будет популярно.
🎹 А в музыке фортепианной простор для эксперимента шире. Даже если публика что-то не поймет, это не страшно — можно сыграть другую фортепианную вещь. Непомусену изучал и хорошо знал и Генделя, и Баха, и Гайдна, и Моцарта, и Бетховена. И когда он взял старую форму — это произвело удивительный эффект.
🔉 С одной стороны, когда слушаешь эту сюиту, какие-то такты просто неотличимы от Баха или Генделя. Особенно финальный пассаж прелюдии по структуре похож на некоторые пассажи генделевской соль-минорной сюиты. С другой стороны, дальше вступает полуромантическая, полународная мелодика, и она наполняет всю эту музыку невероятной внутренней силой.
⭐️ Более того, эта сила находит свой выход в такой фортепианной музыке, которая не подразумевает большой мощи, большой звучности, сравнимой с оркестром. И точки схода европейской школы, народной музыки и личного темперамента Непомусену прекрасно слышны именно здесь.
→ Альберту Непомусену. Suite Antiga.
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/KYTyMzai-VU8mA
⏱ Время прослушивания: 13 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день