angle-down facebook instagram vkontakte warning

Латиноамериканские композиторы

Альберту Непомусену и европейская школа

Непомусену в полной мере освоил европейские музыкальные традиции и пропускал все национальные мотивы через призму своего видения. Посмотрим, что из этого вышло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обратимся к творчеству еще одного латиноамериканского композитора — Альберту Непомусену. Давайте послушаем его симфонию соль минор.

👤 Музыкальное образование Альберту Непомусену было гораздо шире и разнообразнее, чем у Хулиана Агирре. Он любил обращаться к большим формам и совершенно свободно ими владел. Его симфония соль минор, которую он написал в 1893 году, не является совсем оригинальной, но вполне соответствует всем стандартам европейской симфонии. Он освоил школу и все народное в музыке — мотивы, попевки, все это всегда строго проходило через огранку.

🎵 По звучанию эта симфония напоминает Брамса. Для 1893 года она не то чтобы устарела, но не находится в музыкальном авангарде. С точки зрения и мелодики, и композиции, и гармонии — в ней мало индивидуального. Можно сказать, что кто-то в симфонической музыке напоминает, например, Брамса — но не Непомусену. Тем не менее, у симфонии есть замечательное достоинство — здесь слышен мелодический дар, умение обращаться с оркестром и полноценное освоение лучших образцов европейской музыкальной традиции.

👥 Противопоставляя этих двух композиторов, мы не говорим, что Непомусену был мастером, а Агирре неучем. У них были совершенно разные творческие интересы, они ставили перед собой совершенно разные задачи, и каждый с успехом их достигал.

→ Альберту Непомусену. «Sinfonia em Sol menor».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/uEL-le1AHRdSkA
⏱ Время прослушивания: 33 минуты.

Альберту Непомусену (1864–1920)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Альберту Непомусену за фортепиано
2. Элизеу д’Анжелу Висконти. Портрет Альберту Непомусену

🎼 Мастерством оркестрового письма Альберту Непомусену можно насладиться, послушав небольшую вещицу, которая называется «Batuque». Это тоже жанр музыки и танца, своими размерами он похож на куэку — это 3/4 или 4/8.

💃 Интересно, что этот танец имеет достаточно распространенный в народной музыке жанр вопроса и ответа. И эти вопросы и ответы можно услышать в музыке. В ней есть одновременно и европейская умеренность, и рафинированность, и латиноамериканская страсть.

→ Арнальдо Эстрелла. «Batuque».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jLOfxyElGdz0vQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

Давайте послушаем вальс и ноктюрн Альберту Непомусену.

🎵 Это два разных произведения, но их роднит влияние... Да, Фридерика Шопена! В вальсе оно меньше: несмотря на достаточно характерные замирания, внутренняя моторика все равно очерчена гораздо четче, и неустойчивая мелодия вьется, как кружащиеся в танце пары.

🎶 Если говорить о ноктюрне, то первые его такты можно спутать с Шопеном, но, слушая чуть дальше, замечаешь, что здесь какой-то другой оттенок грусти. Эта грусть менее загадочна, менее таинственна, она прямее. И темперамента в этой музыке гораздо больше — этого латиноамериканского огня, за который мы в том числе и любим музыку танго.

→ Арнальдо Эстрелла. Valsa.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XBPc97cr24mPPw
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

→ Ana Candida. Nocturne in B flat minor, op. 33.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F0oiqiz52nXrLQ
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

Напоследок послушаем, наверное, самое удивительное сочинение Альберту Непомусену — его античную сюиту. В ней, как и в любой европейской сюите, есть прелюдия, менуэт, ария, ригодон.

❓ Почему она удивительна?

🎶 Предыдущие сочинения, даже «Batuque», мог написать абсолютно любой композитор с европейским образованием, который приехал в Латинскую Америку и услышал латиноамериканскую музыку. В них нет ничего специфически национального, это взгляд из большой и сложной культуры на культуру не смыслово, но структурно более простую.

🎼 А стиль Непомусену был обусловлен во многом модой того времени. Когда он писал свои большие оркестровые произведения и оперы, то неизбежно ориентировался на популярные в Европе образцы. Это было лучшее из того, что он знал, и внутренне он соревновался с европейскими композиторами. Любая симфоническая музыка требует существенных затрат для своего исполнения. Ориентироваться нужно на то, что скорее всего будет популярно.

🎹 А в музыке фортепианной простор для эксперимента шире. Даже если публика что-то не поймет, это не страшно — можно сыграть другую фортепианную вещь. Непомусену изучал и хорошо знал и Генделя, и Баха, и Гайдна, и Моцарта, и Бетховена. И когда он взял старую форму — это произвело удивительный эффект.

🔉 С одной стороны, когда слушаешь эту сюиту, какие-то такты просто неотличимы от Баха или Генделя. Особенно финальный пассаж прелюдии по структуре похож на некоторые пассажи генделевской соль-минорной сюиты. С другой стороны, дальше вступает полуромантическая, полународная мелодика, и она наполняет всю эту музыку невероятной внутренней силой.

⭐️ Более того, эта сила находит свой выход в такой фортепианной музыке, которая не подразумевает большой мощи, большой звучности, сравнимой с оркестром. И точки схода европейской школы, народной музыки и личного темперамента Непомусену прекрасно слышны именно здесь.

→ Альберту Непомусену. Suite Antiga.

Аудио-пример: https://yadi.sk/d/KYTyMzai-VU8mA
⏱ Время прослушивания: 13 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;