Латиноамериканские композиторы
Радамес Ньятали и музыка для гитары
Концерты для гитары с оркестром Ньятали — важное наследие всей латиноамериканской музыки 20 века. Познакомимся с творчеством композитора поближе.
Поговорим о гитаре и начнем знакомство с гитарной музыкой вместе с бразильским композитором Радамесом Ньятали.
👤 Радамес Ньятали родился в Бразилии в 1906 году и умер там же в 1988, прожив долгую и весьма насыщенную жизнь. Он родился в семье итальянских эмигрантов, которые переехали в Бразилию под конец 19 века. Для итальянцев, ищущих лучшей жизни, было два варианта: это США, где была достаточно большая эмигрантская община — например, «Little Italy», и Латинская Америка, которая была куда менее популярна. Жизнь там, с одной стороны, была труднее, с другой — там было больше свободы и простора для кипучей и бурной деятельности.
👨 Отец Радамеса, который был плотником и музыкантом-любителем, получил возможность заниматься музыкой и только музыкой. Радамеса назвали именем героя оперы Джузеппе Верди «Аида», также у него были сестра Аида и брат Эрнани (в честь героя оперы Верди «Эрнани»).
🎵 Радамес рано проявил музыкальные способности, играл на фортепиано и учился в консерватории в Порту-Алегри — в 20 веке музыкальное образование как в Аргентине, так и в Бразилии встало на хорошие рельсы. Он концертировал как пианист с большим успехом и имел хорошую виртуозную технику, например, исполнял первый концерт Чайковского.
➡️ Почему Радамес стал известен как композитор, который пишет произведения для гитары? Дело в его политических взглядах. Его отец был анархистом по своим убеждениям, значит, левым, значит — за народ. И Радамес впитал эти убеждения, и сам совершенно намеренно совместил простоту гитары и ее близость к народу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы начнем знакомство с музыкой Радамеса Ньятали с «Suite Retratos», то есть «Сюиты в картинках» для двух гитар.
🎶 Структура здесь взята из классической сюиты, но каждая часть — это музыкальный оммаж одному из бразильских композиторов — своеобразное попурри из их музыки. Здесь мы можем услышать джазовые интонации — у Ньяталли были периоды увлечения джазом, за что его критиковали сторонники и чистой народной музыки, и высокого академизма.
🪕 В 20 веке гитара продолжала оставаться преимущественно народным инструментом, только распространилась гораздо шире. Для гитары уже создали столько всего, что игнорировать этот вклад было никак нельзя, иначе звучание оказалось бы слишком ретроградным, простым или слишком заумным. По большому счету, это популярная классическая музыка, популярная — не в смысле низости жанра или простоты, а в том, что она написана чрезвычайно легко.
🎼 Приближение к народу часто означает выход из некой башни из слоновой кости, в которой сидят многомудрые академисты, и здесь этот выход произошел крайне удачно. Если сравнить это со античной сюитой Непомусену (сравнение не вполне правомерно, там фортепиано, а здесь гитара), то слышно, насколько большой путь может пройти музыка в отношении стиля, формы и того, на что она опирается — а именно народной музыки.
→ Радамес Ньятали. «Suite Retratos».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/whPuxgpmT3LH4A
⏱ Время прослушивания: 17 минут.
«Sinfonia Popular», то есть «Народная симфония» была написана Радамесом Ньятали в 1856 году, когда композитору было 50 лет. Это его первая симфония, и она посвящена народу.
❓ Что происходило в стране в момент создания симфонии?
🇧🇷 Тогда Бразилия переживала один из многочисленных сложных периодов и находилась в том же состоянии неизвестности, в каком мы находимся сейчас. Неясно, что будет через месяц, неясно, что будет через год. Незадолго до того, в 1954 году закончилась одна из диктатур — Варгаса. Страна находилась в глубочайшем кризисе. Варгас застрелился, осознав, что теряет контроль над страной и что его ждет судьба куда более страшная, чем просто смерть. Не вдаваясь в политические вопросы. отметим только, что народ Бразилии, особенно рабочий класс, находился в ужасающем положении. Инфляция была как в Веймарской республике, когда рабочий с утра договаривался с фабрикантом о деньгах, которых ему хватило бы на оплату буханки хлеба и бутылки молока, а к вечеру курс менялся настолько, что ему хватало только на половину буханки и половину бутылки. Положение было отчаянное.
🎵 Ньятали пишет народную симфонию, которая открывается тревожными струнными, звучащими в унисон, которые в первой же части сменяются мелодией нежной и просветленной — мелодией флейты. Вся эта симфония — это аллегория борьбы добра с о злом, но не мистическим злом, а социальным. Она даже не про рабочий класс в его стереотипном понимании, а просто про тяготы и боль людей, которые вынуждены работать много, тяжело и получать за это очень небольшие деньги. Несмотря на это, в их жизни все равно есть какая-то радость и свет надежды. Именно эти чувства и рождает симфония.
🎼 По своей структуре она почти классическая, в ней четыре части. В середине 20 века достаточно трудно было сказать новое слово в симфонии, если вы, конечно, не Шостакович или не Шнитке. Учитывая, что музыкальный язык Ньятали вполне конвенционален, здесь используется ставший немного декоративным романтический словарь приемов с большими и серьезными вкраплениями народной музыки.
🎬 Отчасти это производит впечатление музыки из кино — то, что мы можем слышать в саундтреках, сопровождающих прекрасный старый Голливуд. Но все-таки если знать контекст и обстоятельства создания симфонии, то некоторая декоративность этой музыки не должна никого смущать здесь, это о другом. С точки зрения уровня эта симфония менее совершенна, чем симфония Шостаковича или Брамса. но это не делает ее менее прекрасной и содержательной.
→ Радамес Ньятали. «Sinfonia Popular».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WfmivHBwexoE_Q
⏱ Время прослушивания: 24 минуты.
Первый концерт для гитары с оркестром — один из важных и действительно больших концертов, которые были написаны за 20 век для этого инструмента. Мы знаем романтический концерт для гитары, но этот от них отличается довольно сильно. Давайте узнаем, чем он интересен.
🎹🪕 Концерт для гитары с оркестром предъявляет весьма строгие требования к виртуозности, к владению инструментом. Специфика концертов для гитары и оркестра в том, что гитара с оркестром не должны пересекаться. Поскольку звук гитары не такой громкий, не такой полетный, как у скрипки. Даже если это концертная гитара в совершенном, с акустической точки зрения, зале, все равно ее достаточно легко перекрыть даже небольшим струнным ансамблем, если задаться такой задачей. Потому музыку для гитары нужно писать, учитывая этот факт.
🎻 Когда речь идет о солирующем инструменте, будь то голос, или скрипка, или контрабас, всегда необходимо учитывать его специфику. Этот концерт наполовину джазовый, с гармонией, характерной для джаза, сложными сочетаниями ритмов, и вместе с тем он остается совершенно бразильским по духу. Это музыка солнечная, музыка, которая говорит об удовольствиях, о яркой уличной жизни — в ней нет и следа от того трагедийного пафоса, который можно услышать в симфонии Ньятали.
🎼 По духу он отчасти напоминает те светлые темы, которые Ньятали использовал в симфонии. Мы послушаем две записи этого концерта — одну старую, где партию оркестра исполняет рояль, а за роялем сидит сам Радамес, она понравится любителям шипящих и трещащих звуков старины. А вторая запись более современная, с полноценным симфоническим оркестром — ее мы послушаем, чтобы оценить то, как это произведение задумывал автор.
→ Радамес Ньятали. 1-й концерт для гитары с оркестром (старая запись).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WC1jrFMEvNbQSw
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
→ Радамес Ньятали. 1-й концерт для гитары с оркестром (новая запись).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/CSqGwqIJrRKwKQ
⏱ Время прослушивания: 21 минута.
Закончим наш разговор о Радамесе Ньятали его небольшим гитарным произведением — бразильским танцем.
🪕 Здесь в гармонии слышно влияние джаза, хотя вся мелодика остается вполне народной, а ритм такой, чтобы под него можно было танцевать. Там есть и синкопы, и перемены ритма, но все-таки упреки в том, что Ньятали привносит какой-то джаз в народную музыку, несправедливы. Поскольку Ньятали именно так чувствовал эту музыку, именно так пропускал ее через себя — результат получился совершенно прекрасный.
→ Рафаэл Рабело. Бразильский танец.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/HLngta0_6MzTtg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
👇 Прослушайте это 3-минутное произведение и подберите к нему иллюстрацию. С чем оно у вас ассоциируется?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день