Латиноамериканские композиторы
Астор Пьяццолла: бандонеон и новое танго
Пьяццоллу на родине называют «Великий Астор». Посмотрим, как он изменил жанр танго и создал новый, современный стиль.
И в завершение нашего латиноамериканского урока мы поговорим о ярком Асторе Пьяццолле.
👤 Астор Пьяццолла — аргентинский композитор. Он родился в аргентинском городе Мар-дель-Плата в 1921 году, умер в 1992. Пожалуй, его музыка наиболее известна среди непрофессионалов. Он как будто считается несерьезным композитором, этнически окрашенной «попсой». Есть расхожее, но совершенно неверное мнение, что любовь к его музыке является признаком плохого вкуса. Это в большинстве случаев проявление снобства. Давайте немного поговорим об истории этого термина.
📌 Сноб, или же «sine nobilitas» — «без благородства», то есть без аристократического титула. Так в 19 веке в салонах и в высшем обществе часто объявляли тех, кто не принадлежал к аристократии. И естественно, многие из этих людей пытались доказать, что они не то, что не хуже, они даже лучше, образованнее, и у них вкус тоньше, и внутренний мир богаче, и знания обширнее. И такой типаж стал обозначаться словом «сноб», которое сейчас пишется без точки (s.nob).
🎵 Не будем забывать, что Астор Пьяццолла учился у Хинастеры, а в Париже у Нади Буланже, у которой учились практически все современные ему авангардные композиторы. А так как Надя Буланже прожила очень долгую жизнь, то даже была такая шутка: «В каждом маленьком американском городке есть одна церковь и один ученик Нади Буланже». Педагогом она действительно была совершенно выдающимся, и Пьяццолла получил очень хорошее образование. Пьяццолла сам всю жизнь был концертирующим исполнителем, и основным инструментом для него был бандонеон — это инструмент, родственный аккордеону, который был очень популярен в Аргентине.
🎶 Пьяццолла был чрезвычайно плодовитым композитором. Он создал целый новый жанр танго, с которым поступил приблизительно так, как Шопен поступил с вальсами и мазурками. Давайте сравним известное танго Кумпарсита в исполнении Тито Скипы и танго Астора Пьяццолла.
→ Тито Скипа. «Кумпарсита».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Wdo8jwfZzXv15w
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
→ Астор Пьяццолла. «Tango Apasionado».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/I63eXe0pKuY94Q
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
1. Астор Пьяццолла (1921–1992)
2. Астор Пьяццолла и Надя Буланже
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📽 Давайте поговорим о том, как устроена «Fuga y Misterio» Астора Пьяццоллы.
→ Астор Пьяццолла. «Fuga y misterio».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pPSNqgPdoYJrVg
⏱ Время для прослушивания: 3 минуты.
📽 Давайте послушаем «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы и сравним их с «Русскими сезонами» Леонида Десятникова.
→ Астор Пьяццолла. «The Four Seasons of Buenos Aires».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WIM8D4L8HUJ16w
⏱ Время для прослушивания: 26 минут.
→ Леонид Десятников. «Русские сезоны».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/uu58UA6EwkHdnQ
⏱ Время для прослушивания: 40 минут.
📽 В завершение разговора о Пьяццолле давайте послушаем танго «Vuelvo al Sur» — «Я возвращаюсь на Юг», и «Balada para un loco» (пока что мы специально не переводим название баллады, чтобы вы смогли выполнить небольшое задание).
→ Астор Пьяццолла. «Vuelvo al Sur».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/o8HsWgRXPmzNQQ
⏱ Время для прослушивания: 4 минуты.
→ Amelita Baltar. «Balada para un loco».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/KEm3gmEDKFOMeQ
⏱ Время для прослушивания: 5 минут.
👇 Послушайте эти две песни и, если вы не знаете языка, попробуйте представить, о чем они. Ниже мы приведем текст, и вы сможете проверить, насколько сойдется ваше впечатление с тем, что вложил автор.
🎵 Balada para un loco
«Баллада для сумасшедшего»
Сумерки спустились над Буэнос Айресом, и знаешь что я увидел,
выйдя из твоего дома, на ул. Ареналес?
Все было как обычно, и с улицей, и с тобой.
Но вдруг за деревом
что-то появилось странное…
Смесь удивительная последнего бродяги
и первого пассажира, отправляющегося на Венеру:
дыня у него вместо шляпы,
рубашка в полоску - нарисована прямо на теле.
Подошвы ботинок прибиты прямо к ногам,
а в руках у него — флажки от такси.
Ты смеешься! Но только ты меня видишь:
потому, что манекены подмигивают мне,
а светофоры мне горят тремя синими огнями
и апельсины в лавке на углу
зацветают.
Давай! Вот так, полу-танцуя, полу-летя,
я приподнимаю дыню, как шляпу,
дарю тебе один из флажков и говорю:
Я знаю что с ума сошел..., сошел с ума…
Ты видишь как луна вращается над портом?
что дети с астронавтами, везде вокруг меня…
танцуют вместе вальс… Танцуй, давай, лети!
Я знаю что с ума сошел..., сошел с ума…
Я вижу Буэнос Айрес, из воробьиного гнезда.
я вижу ты в тоске… Лети и ощути!
желанье сумасшедшее, что у меня в груди:
Cума.. Сума.. сшедший!
И только сумерки портеньо в тишине,
коснутся берегов твоей постели,
с поэмами приду я и тромбоном,
чтоб твое сердце больше не спало.
Cума.. Сума.. Сшедший!
Скакать я буду словно акробат больной,
над бездной декольте, пока свободой,
не одурманю сердце все твое.
И там посмотрим!
Пойдем летать, любимая моя,
спорт — тот кто сильней мечтает — победил,
давай вприпрыжку бегать по карнизам,
С мотором в сотни ласточкиных сил.
Потом мы будем хлопать "Браво, браво!"
безумцам, что любовь изобрели,
а ангел и ребенок, и солдат
станцуют вальс безумства и любви.
Выходим мы, чтобы с ними повстречаться,
и сумасшедшие с тобою мы вполне,
все колокольни смехом засмущали,
и ты вполголоса тогда запела мне:
Люби меня вот так, сойдя... сойдя с ума…
кипя безумной нежностью, безумною мечтою,
надень перо от жаворонка, и давай, лети,
Иди, лети, лети!, Лети давай со мною!
Люби меня вот так, сойдя... сойдя с ума…
Попробуем с тобой открыться для любви,
безумие волшебное, с тобою воскресим,
Траля ля ля ля! Лети, давай, лети!
Браво! Браво! Браво!
Ты безумна, я безумен!
все безумцы все безумцы!
Ты безумна, я безумен!
🎶 Танго «Vuelvo al Sur»
«Я возвращаюсь на Юг»
Я возвращаюсь на Юг,
как всегда возвращаются к любви,
я возвращаюсь к тебе,
с желанием и страхом.
Я несу в себе Юг
как цель к которой стремится сердце
я родом с Юга,
как мелодии бандонеона.
Я мечтаю о Юге,
об огромной луне, о небе вывернутом наизнанку,
я ищу Юг,
распахнутое время, и его вечное «потом...».
Я люблю Юг,
его добрых людей, его достоинство
я чувствую Юг,
как твое тело в момент близости.
Я люблю тебя Юг,
Юг, я люблю тебя.
Я возвращаюсь на Юг,
как всегда возвращаются к любви,
я возвращаюсь к тебе,
с желанием и страхом.
Я люблю Юг,
его добрых людей, его достоинство
я чувствую Юг,
как твое тело в момент близости.
Я возвращаюсь на Юг,
я несу в себе Юг,
я люблю тебя Юг,
я люблю тебя Юг…
В этом уроке мы изучали творчество латиноамериканских композиторов. Давайте повторим, что мы узнали.
👥 Мы поговорили об Альберту Непомусену и Хулиане Агирре. Этих композиторов роднит общий мелодический дар, умение обращаться с оркестром и полноценное освоение лучших образцов европейской музыкальной традиции.
🎵 Музыка Агирре несет в себе печать обреченности и необходимости жить несмотря на эту обреченность.
🔉 У Агирре мы послушали 👇
▪️ фортепианное Triste, которое несет в себе следы гитарной музыки
▫️ куэку —народный групповой танец
▪️ «Gato» — танец, где гитара слышна буквально с первых звуков.
🔉 Мы послушали у Непомусену 👇
▫️ «Intimas»
▪️ симфонию соль минор, в которой есть одновременно и европейская умеренность, и рафинированность, и латиноамериканская страсть
▫️ «Batuque».
▪️ вальс и ноктюрн, в которых слышны влияния Шопена
▫️ «Suite Antiga» — самое сильное произведение Непомусену.
🪕 Мы познакомились с гитарной музыкой вместе с бразильским композитором Радамесом Ньятали, который в своей гитарной музыке совместил простоту гитары и ее близость к народу.
🔉 У Ньятали мы послушали 👇
▫️ Suite Retratos
▪️ Sinfonia Popular, то есть «Народная симфония», это аллегория борьбы добра со злом, но не мистическим злом, а социальным
▫️ первый концерт для гитары с оркестром
▪️ бразильский танец, в гармонии которого слышно влияние джаза
👤 Мы познакомились с Карлосом Густавино, который был блестящим пианистом и создал достаточно произведений для фортепиано. Его великий дар — поразительно удобно писать произведения для голоса.
🔉 У Карлоса Густавино мы послушали 👇
▪️ песню «Pampamapa»
▫️ 10 народных песен для фортепиано
▪️ песню «Aromito, flor de tusca»
▫️ песню «Bailecito», которую Ксавье де Местр исполнил на арфе, которая имитирует гитару
▪️ три романса для фортепиано в исполнении Марты Аргерих и Маурисио Валлины
👤 Мы узнали об Альберто Хинастере — одном из самых авангардных композиторов, чья музыка совершено аргентинская и народная.
🔉 У Хинастеры мы послушали 👇
▫️ балет «Панамби», который был поставлен в театре «Колон»в 1940 году
▪️ первый фортепианный концерт
▫️ сонату для гитары
▪️ концерт для скрипки, где слышно искусство Хинастеры строить музыку, то заполняя ее нотами, то насыщая ее паузами
👤 Мы поговорили о бразильском композиторе Эйторе Вила-Лобосе. Его интересовала народная музыка и большое внимание уделял обработке и записи песен. Он известен своим циклом бахиан — это девять произведений, которые были написаны композитором в течение 15 лет для совершенно разных инструментов и ансамблей.
🔉 У Вила-Лобоса мы послушали 👇
▪️ Пятую бахиану, которая написана для сопрано и нескольких виолончелей
▫️ Первую из бахиан, в которой особенно интересен взгляд на фугу — несовременный, довольно старый, еще баховских времен
▪️ Вторую бахиану Вила-Лобоса, которая по своему составу очень напоминает оркестровую сюиту.
▫️ Первый этюд для гитары, в котором можно услышать сочетание Баха, народной музыки и романтизма на очень большом музыкальном материале, который причудливо, совершенно непредсказуемо меняется.
👤 Мы познакомились с Астором Пьяццоллой — аргентинским композитором, который учился у Хинастеры. Его основным инструментом был бандонеон — это инструмент, родственный аккордеону, который был очень популярен в Аргентине.
🔉 У Пьяццоллы мы послушали 👇
▪️ сентиментальную мелодию для скрипки, гитары и струнного оркестра
▫️ «Кумпарситу»
▪️ «Tango Apasionado»
▫️ «Fuga y misterio»
▪️ «Времена года в Буэнос-Айресе», которые мы сравнили с «Русскими сезонами» Леонида Десятникова
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день