angle-down facebook instagram vkontakte warning

Латиноамериканские композиторы

Эйтор Вила-Лобос: бахианы

Вила-Лобос — один из самых знаменитых латиноамериканских композиторов. Его авторская манера — слияние бразильской музыки и европейской классики. Познакомимся с его стилем.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о бразильском композиторе Эйторе Вила-Лобосе и послушаем несколько его произведений. Давайте для начала узнаем его биографию и послушаем пятую бахиану.

👤 Эйтор Вила-Лобос родился в Рио-де-Жанейро в 1887 году и умер в 1959 году там же. Его взросление пришлось на то время, когда каждая из стран Латинской Америки искала свою идентичность, пыталась создать свою культуру. В консерватории тогда преподавали музыку исключительно европейскую, а Вила-Лобоса интересовала народная музыка. Освоившись с академической традицией, он большое внимание уделял обработке и записи песен, делая работу примерно такую же, как Валерий Гаврилин в своих экспедициях.

🎵 Мы начнем знакомство с творчеством Вила-Лобоса с жанра, который совместил, с одной стороны, строгую академическую форму, с другой — народную мелодику. Это бахиана, посвящение-приношение Баху, которого Вила-Лобос очень ценил. Сама выразительность этой музыки, конечно же, взята из бразильских народных песен. Бахиан было создано несколько, и нельзя сказать, что это какой-то программный цикл, как во времена романтиков. Это девять произведений, которые были написаны композитором в течение 15 лет для совершенно разных инструментов и ансамблей.

🎶 Самая известная из них — это 5 бахиана , которая написана для сопрано и нескольких виолончелей. Здесь трехчастная форма А-B-A, которая характерная для барочной арии. Часть А — это просто мелодия без слов, причем в конце исполнительница не поет, а будто напевает, а средняя часть — это драматический монолог. Здесь будет два исполнения. Одно Анны Моффо, а другое — Галины Павловны Вишневской. Сравните их между собой и напишите, какой из них вам ближе и почему.

→ Анна Моффо. Бразильская бахиана №5.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/KKBgnJG50QO4uQ
⏱ Время прослушивания: 7 минут.

→ Галина Вишневская. Бразильская бахиана №5.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F5WnKP6ubINhWg
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

Э́йтор Вила-Лобос (1887–1959)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь давайте послушаем первую из бахиан, которая была написана в 1930 году, когда был задуман сам цикл.

🎶 Она производит просто потрясающее впечатление и состоит из трех разных частей:

➖ интродукция,
➖ прелюдия,
➖ фуга.

🎵1️⃣ Интродукция наиболее интересна, поскольку начинается с синкопированного ритма виолончели. А первая бахиана написана как раз для ансамбля виолончелей. Здесь появляются совершенно народная по духу музыка и ее отрывки, которые переплетены друг с другом и нанизаны на этот строгий пунктирный ритм, и вдруг, чего совершенно нельзя ожидать, рождается тема в совершенно баховском духе. После буйства красок такое впечатление, что начинается ранее неизвестная часть из баховских партит.

🎶2️⃣ Вторая часть — прелюдия — это тоже напоминание о Бахе, который мог бы писать именно так, если бы родился в Латинской Америке. Эта медленная прелюдия тоже завершается пунктирным ритмом — точно таким же, какой мы слышали в начале. Но если тогда на него была нанизана музыка, то здесь сама мелодия идет в этом ритме, и начинается фуга. которая названа Вила-Лобосом «Беседа».

👁 Этот взгляд на фугу несовременный, довольно старый, он еще баховских времен. Именно в латиноамериканской музыке проявились новые возможности для столь старого жанра. Когда говорят об отмирании фуги как жанра, имеют в виду то, что правила ее строения достаточно строгие. Но как жанр, который подразумевает определенную стилистику, выходящую из сложной математики, фуга в 20 веке скорее мертва, чем жива. А здесь мы слышим лихую народную мелодию, которая становится основой со сложным пунктирным ритмом, с необычной, хотя все еще находящейся в русле классической, гармонии. Это чудо.

→ Эйтор Вила-Лобос. Бахиана №1.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Wus6JUwpOHrRPQ
⏱ Время прослушивания: 19 минут.

Давайте послушаем вторую бахиану Вила-Лобоса.

🎼 Вторая бахиана была написана тогда же, когда и первая, она по своей форме, по своему составу очень напоминает оркестровую сюиту. В ней, как и в сюите, есть прелюдия, ария, танец. В барочной сюите это мог бы быть гавот, менуэт, или ригодон. Здесь просто танец без обозначения специфики, а завершает эту сюиту токката.

🎵1️⃣ Первая часть — прелюдия. Каждая часть имеет название, и эта часть — «Песня крестьян». Простая, очень выразительная, благородная и полная достоинства мелодия звучит в обрамлении струнных, которые, вероятно, рисуют картины пейзажа. Далее музыка разгоняется, в ней появляется уже знакомый нам по первой бахиане пунктирный ритм, но начало арии уже снова медленно. Не только само произведение имеет структуру, сходную с баховской, но каждая из частей имеет сложное внутреннее устройство.

🎵2️⃣ Вторая часть — «Песни нашей земли» — мелодия удивительной красоты, которая отдана тромбону. С ним вступают в диалог струнные, ария имеет подзаголовок. Заглавие говорит о народе, о людях, которые занимались сельским хозяйством, для этого у них было достаточно сильное самосознание. Они не так уж много знали о глобальном мире, для них имело значение то, что происходило в их деревне, городке, области, а все остальное — далеко и непонятно.

➡️ Вспоминается легенда о миссионере, который приехал к индейцам пираха. В их языке не было числительных. Один предмет и назывался этим предметом, 2, 3, 4 — несколько, а от 5 — много. И когда миссионер пытался объяснить племени, что их 250 человек, а в мире — несколько миллиардов людей, он сказал, что «как хорошо, что вас много и нас много», то для них это ничего не значило.

🔉 Красота этой арии — камерная. Это не полотно большого масштаба, как мы можем услышать в симфониях Бетховена, но это и не выдающееся техническое мастерство в сочетании с удивительной простотой и глубиной музыкального материала, которое можно услышать у Баха. Здесь нечто другое, в этой музыке живое чувство красоты окружающего мира.

→ Эйтор Вила-Лобос. Бахиана №2.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pO8stvKjJVZfqg
⏱ Время прослушивания: 19 минут.

Послушаем первый этюд для гитары. Если, допустим, Шопен писал этюды для фортепиано, то Вила-Лобос, бразилец, конечно, писал этюды именно для гитары.

🪕 Это небольшое произведение, и в нем как раз можно услышать сочетание Баха, народной музыки и романтизма на очень большом музыкальном материале, который причудливо, совершенно непредсказуемо меняется. Ведь даже будучи хорошо знакомым со стилем Вила-Лобоса, слушая его новые произведения, чрезвычайно трудно предугадать, что в них будет дальше. Но по прошествии времени, когда мы уже все проанализировали и обдумали, мы поражаемся тому, насколько умно и тонко творчески все сделано.

→ Андрес Сеговия. Этюд Эйтора Вила-Лобоса №1.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/v5-K_GJgxB-cUw
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

Теперь давайте послушаем сентиментальную мелодию для скрипки, гитары и струнного оркестра.

🎼 Мы уже вполне знакомы со стилем Вила-Лобоса и понимаем, что если в начале звучит медленная прекрасная мелодия струнных, то вскоре у нас появится пунктирный ритм или какое-то моторное движение из струнных пиццикато, а на фоне этого будет петь голос, солировать какой-то инструмент. Так и происходит — скрипка и гитара ведут диалог друг с другом, комментируют, отвечают, спрашивают. Но все это оставляет чувство упоения красотой и музыкой будто бы из другой вселенной, которая богаче и сложнее, чем наша, и мы через эту музыку можем подглядеть туда, как в замочную скважину.

Как услышать истинную уникальность Вила-Лобоса?

🎹 Моцартом, Бетховеном, Бахом не принято не восхищаться. Допустим, можно сказать, что Моцарт написал много проходной музыки, и это правда, но общий уровень его гениальности был таков, что даже эта проходная музыка до сих пор очень интересна. Мы можем сказать о том, что сочинение кантат для Баха было рутиной — в одном из жалобных писем писал о том, что больше не может писать кантат, что он выгорел, он хочет писать другое. А из-за незнания подробного контекста его жизни Баха сделали чуть ли не религиозным фанатиком — хотя он, безусловно, был религиозен, но был гораздо шире, чем вот эти представления о нем. В этом ключе к музыке Вила-Лобоса принято относиться как к какой-то экзотике. Этому посвящены несколько музыковедческих работ, и все они замечательно написаны. Но на фоне других событий мало кто всерьез воспринимал Вила-Лобоса как большого и важного композитора. В Европе в это время уже авангард, и мы говорим про Шёнберга, мы говорим про Берга, про их достижения, про революции. А о совершенно тональной музыке Вила-Лобоса часто забывают, и зря, потому что она наполнена вот этой удивительной красотой и абсолютно упоительна.

→ Эйтор Вила-Лобос. Сентиментальная мелодия.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/nPgimNtmNFxl5g
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;