angle-down facebook instagram vkontakte warning

Леонардо да Винчи

Как Леонардо да Винчи изменил религиозную живопись

Он переосмыслил образы святых и добавил им реалистичности. Время картин Леонардо на религиозные темы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства. Просто о важном»

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1472

Обсудим религиозные сюжеты в исполнении Леонардо. Мы увидим, что нового он добавил к привычным образам и как их переосмыслил. Начнем с «Благовещения».

👼 Перед нами традиционная сцена. Богоматерь сидит в развороте на три четверти, читает книгу Пророка Исайи, лежащую на пюпитре. Слева стоит архангел Гавриил с белой лилией. Вся иконография соблюдена.

🌲 Пейзаж очень детальный. Леонардо уделяет большое внимание дальнему плану: показывает деревья, горы в дымке.

🌸 На переднем плане ковер из цветов и трав. Здесь проявляется ботанический интерес Леонардо. Также цветущее весеннее поле — это календарный маркер: праздник Благовещения отмечают 25 марта.

🕊 Крылья архангела напоминают птичьи. Скорее всего, Леонардо писал их с натуры — не зря он увлекался еще и орнитологией.

Стол украшен сложной резьбой. На нем украшения, гирлянда из фруктов и цветов — Леонардо пишет их в технике гризайль (то есть разными тонами одного цвета), пытаясь добиться такой же естественности, как у живых цветов. В реальности скульптору это удалось бы с трудом.

👁 Все линии картины ведут к Марии в углу, привлекая к ней внимание.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Леонардо да Винчи. Святой Иероним, 1480–1482

Поговорим о картине «Святой Иероним».

Для начала поймем, почему его часто писали 👇

✝️ Святой Иероним — один из самых популярных святых Возрождения. В 5 веке он перевел Библию на латынь, читал античных авторов, был интеллектуалом и ученым — поэтому Ренессанс его ценил.

📖 Святой Иероним изображался в нескольких вариантах: с бородой и в красных кардинальских одеждах; читающим за столом; бичующим себя. Рядом находится лев — это отсылка к легенде: однажды в монастырь пришел ревущий лев, все испугались, а Святой Иероним увидел, что в лапе у льва заноза, и вынул ее. После этого лев стал верным спутником святого.

Вот как Леонардо написал святого 👇

🏜 Иероним показан отшельником. Вместо образа старца — безбородый истощенный мужчина в Халкидской пустыне, где святой провел несколько лет.

💪 Иероним бьет себя камнем. Он наказывает себя за то, что читает античных авторов-язычников. В то же время любознательность не позволяет ему отказаться от этого греха.

🦁 Лев показан очень реалистично. Обычно его изображали символически, но у Леонардо это реальное животное — мы снова видим интерес к живой природе.

🎨 Картина не завершена, поэтому виден процесс работы. Леонардо сочетает тело Иеронима и скалу на дальнем плане, подчеркивает объем и контраст.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1505

Теперь перед нами картина «Мадонна в скалах».

👥 Традиционный сюжет. На картине четыре фигуры — Богоматерь, младенец Иисус, Иоанн Креститель и Архангел.

Фигуры вписаны в пейзаж. Ранний Ренессанс не очень удачно совмещал людей и пейзаж — на картинах Кватроченто они находятся в абсолютно разных плоскостях. Леонардо удалось сделать это органично.

🔺 Один из первых примеров пирамидальной композиции. Голова Марии — вершина пирамиды, грани от нее расходятся к головам других персонажей. Получается объемная фигура, которая уходит в перспективу и подчеркивает глубину пространства. Это выглядит убедительнее, чем изокефалия, когда все головы находятся на одном уровне.

Интересная игра со светом. В глубине грота светло, затем сильное затемнение — и опять свет. Это создает иллюзию глубины.

👁 Язык жестов. Персонажи сидят будто бы каждый по себе, но соединены взглядами и жестами. Богоматерь наклонила голову и протянула руку к Иоанну Крестителю, на него же указывает ангел. Иоанн Креститель обращен к Христу, а тот отвечает благословляющим жестом. Все персонажи связаны, выходит единая и органичная композиция.

Анатомия. Левая рука Богородицы направлена к зрителю. Кисть очень сложно изобразить в таком ракурсе — вспомните эксперименты кватрочентистов с пропорциями. Леонардо это удается.

🖼 Существует два варианта картины. На обеих — одинаковые сюжет, композиция, расположение и жесты персонажей. Но на второй картине Леонардо экспериментирует с другим освещением и более резкими тенями.

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1514–1516

Завершаем часть поздней картиной Леонардо «Иоанн Креститель».

👆 Иоанн Креститель показан традиционно: одежда из верблюжьей шерсти, крест. Святой указывает пальцем на небеса, предсказывая пришествие Спасителя.

👁 Глаза смотрят в разные стороны. Правый — на зрителя. Вместе с рукой, указывающей на грудь, это значит «Я обращаюсь к тебе». А левый глаз вслед за пальцем поднят к небу. Леонардо показывает Иоанна Крестителя как бы с двух ракурсов одновременно, как это много позже будут делать кубисты.

⬛️ Фон темный, нет привычного у Леонардо пейзажа. Особую выразительность образу придает эффект сфумато — постепенное смягчение очертаний, чтобы передать окутывающий фигуру воздух.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;