Леонардо да Винчи
Как Леонардо да Винчи изменил религиозную живопись
Он переосмыслил образы святых и добавил им реалистичности. Время картин Леонардо на религиозные темы.
Обсудим религиозные сюжеты в исполнении Леонардо. Мы увидим, что нового он добавил к привычным образам и как их переосмыслил. Начнем с «Благовещения».
👼 Перед нами традиционная сцена. Богоматерь сидит в развороте на три четверти, читает книгу Пророка Исайи, лежащую на пюпитре. Слева стоит архангел Гавриил с белой лилией. Вся иконография соблюдена.
🌲 Пейзаж очень детальный. Леонардо уделяет большое внимание дальнему плану: показывает деревья, горы в дымке.
🌸 На переднем плане ковер из цветов и трав. Здесь проявляется ботанический интерес Леонардо. Также цветущее весеннее поле — это календарный маркер: праздник Благовещения отмечают 25 марта.
🕊 Крылья архангела напоминают птичьи. Скорее всего, Леонардо писал их с натуры — не зря он увлекался еще и орнитологией.
➿ Стол украшен сложной резьбой. На нем украшения, гирлянда из фруктов и цветов — Леонардо пишет их в технике гризайль (то есть разными тонами одного цвета), пытаясь добиться такой же естественности, как у живых цветов. В реальности скульптору это удалось бы с трудом.
👁 Все линии картины ведут к Марии в углу, привлекая к ней внимание.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим о картине «Святой Иероним».
Для начала поймем, почему его часто писали 👇
✝️ Святой Иероним — один из самых популярных святых Возрождения. В 5 веке он перевел Библию на латынь, читал античных авторов, был интеллектуалом и ученым — поэтому Ренессанс его ценил.
📖 Святой Иероним изображался в нескольких вариантах: с бородой и в красных кардинальских одеждах; читающим за столом; бичующим себя. Рядом находится лев — это отсылка к легенде: однажды в монастырь пришел ревущий лев, все испугались, а Святой Иероним увидел, что в лапе у льва заноза, и вынул ее. После этого лев стал верным спутником святого.
Вот как Леонардо написал святого 👇
🏜 Иероним показан отшельником. Вместо образа старца — безбородый истощенный мужчина в Халкидской пустыне, где святой провел несколько лет.
💪 Иероним бьет себя камнем. Он наказывает себя за то, что читает античных авторов-язычников. В то же время любознательность не позволяет ему отказаться от этого греха.
🦁 Лев показан очень реалистично. Обычно его изображали символически, но у Леонардо это реальное животное — мы снова видим интерес к живой природе.
🎨 Картина не завершена, поэтому виден процесс работы. Леонардо сочетает тело Иеронима и скалу на дальнем плане, подчеркивает объем и контраст.
О подробностях написания картины «Святой Иероним»
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1505
Теперь перед нами картина «Мадонна в скалах».
👥 Традиционный сюжет. На картине четыре фигуры — Богоматерь, младенец Иисус, Иоанн Креститель и Архангел.
⛰ Фигуры вписаны в пейзаж. Ранний Ренессанс не очень удачно совмещал людей и пейзаж — на картинах Кватроченто они находятся в абсолютно разных плоскостях. Леонардо удалось сделать это органично.
🔺 Один из первых примеров пирамидальной композиции. Голова Марии — вершина пирамиды, грани от нее расходятся к головам других персонажей. Получается объемная фигура, которая уходит в перспективу и подчеркивает глубину пространства. Это выглядит убедительнее, чем изокефалия, когда все головы находятся на одном уровне.
✨ Интересная игра со светом. В глубине грота светло, затем сильное затемнение — и опять свет. Это создает иллюзию глубины.
👁 Язык жестов. Персонажи сидят будто бы каждый по себе, но соединены взглядами и жестами. Богоматерь наклонила голову и протянула руку к Иоанну Крестителю, на него же указывает ангел. Иоанн Креститель обращен к Христу, а тот отвечает благословляющим жестом. Все персонажи связаны, выходит единая и органичная композиция.
✋ Анатомия. Левая рука Богородицы направлена к зрителю. Кисть очень сложно изобразить в таком ракурсе — вспомните эксперименты кватрочентистов с пропорциями. Леонардо это удается.
🖼 Существует два варианта картины. На обеих — одинаковые сюжет, композиция, расположение и жесты персонажей. Но на второй картине Леонардо экспериментирует с другим освещением и более резкими тенями.
Завершаем часть поздней картиной Леонардо «Иоанн Креститель».
👆 Иоанн Креститель показан традиционно: одежда из верблюжьей шерсти, крест. Святой указывает пальцем на небеса, предсказывая пришествие Спасителя.
👁 Глаза смотрят в разные стороны. Правый — на зрителя. Вместе с рукой, указывающей на грудь, это значит «Я обращаюсь к тебе». А левый глаз вслед за пальцем поднят к небу. Леонардо показывает Иоанна Крестителя как бы с двух ракурсов одновременно, как это много позже будут делать кубисты.
⬛️ Фон темный, нет привычного у Леонардо пейзажа. Особую выразительность образу придает эффект сфумато — постепенное смягчение очертаний, чтобы передать окутывающий фигуру воздух.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день