angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература vs кино: великие экранизации

Самые последние экранизации: лучшие, спорные и ожидаемые фильмы

В последние годы режиссеры экранизировали новые романы и переснимали классику. Посмотрим, что из этого вышло, узнаем, что почитать на нашу тему, и подведем итоги.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Пора оглянуться на прошедшее десятилетие. В 2010-е «литературное» кино было очень разнообразным и спорным. Вспомним несколько фильмов, прозвучавших достаточно громко.

Экранизации классических книг 👇

🔹 «Анна Каренина» Джо Райта (2012). Фильм больше понравился любителям Тома Стоппарда, переработавшего роман по-своему, чем любителям Толстого, но мало кого оставил равнодушным.

🔸 «Великий Гэтсби» База Лурмана (2013). Если «Ромео + Джульетта» стал знаковым фильмом 90-х, то такая же эффектная и шумная экранизация Фицджеральда вызвала неоднозначную реакцию.

🔹 «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019). Один из любимых романов американцев не раз экранизировали. Гервиг придумала, как сделать его «своим» для нового поколения, и не проиграла.

🔸 «Эмма.» Отем де Уайльд (2020). Казалось бы, из Джейн Остин уже ничего не выжать и ее можно только пародировать, но фильм не похож ни на одну из прежних версий. Кстати, точка — "period" — в названии иронически намекает на “period film” или «костюмное кино».

Экранизации современных авторов 👇

🔹 «Врожденный порок» Пола Томаса Андерсона (2014). Фильм заведомо волновал литературную публику: мало кто верил, что к романам Пинчона стоит подступаться с экранизациями. Пари скорее выиграно: фильм получился, как и роман, спорный и трудный, но не провальный.

🔸 «Щегол» Джона Краули (2019), наоборот, разочаровал критиков и, по слухам, автора, хотя понравился части зрителей. Без специфики повествования от первого лица роман Донны Тартт потерял то, что сделало его сенсацией.

🔹 «Облачный атлас» Ланы и Лилли Вачовски и Тома Тыквера (2012). Гигантская фантазия Дэвида Митчелла в экранной версии тоже нашла и поклонников, и противников: сложная сюжетная конструкция получилась еще более трудной для зрителей, чем для читателей.

🔸 «Оно» Андреса Мускетти (2017). Вторая экранизация одного из лучших романов Стивена Кинга произвела сильный эффект и вписалась в ностальгический тренд.

🔹 «Рассказ служанки» (2017). Телесериал привлек внимание к актуальности далеко не новой антиутопии Маргарет Этвуд — в результате писательница вернулась к собственной книге и написала продолжение.

🔸 «Овсянки» Алексея Федорченко (2010). Фильм по повести Дениса Осокина и его же сценарию стал одним из самых обсуждаемых выходов на экран современной русской литературы.

Чего ждать читателям, которым любопытны превращения литературы в кино? Кризис киноиндустрии в 2020 омрачил все прогнозы, но есть несколько будущих экранизаций, на которые стоит обратить внимание.

«Макбет» Джоэла Коэна с Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис МакДорманд. Можно не сомневаться — Коэн найдет, что нового можно сказать еще одной экранизацией Шекспира.

«Звезды в полдень» Клер Дени — экранизация романа Дениса Джонсона, который превратил журналистские впечатления от войны в Никарагуа в аллегорию ада на земле. Джонсона в этом году с опозданием открыли русские читатели благодаря книге «Иисусов сын» — возможно, фильм тоже подтолкнет издателей.

«Петровы в гриппе»: Кирилл Серебренников снял фильм по роману Алексея Сальникова, одной из главных русских книг десятилетия.

Сериал по «Разговорам с друзьями» (2017) Салли Руни. После успеха «Нормальных людей» пришла очередь и первого романа писательницы, которую уже окрестили лидером литературы поколения миллениалов

«Белый тигр». «Нетфликс» обратился к дебютному роману индийца Аравинда Адиги, который в 2008 получил Букеровскую премию: сценарий по своей авантюрной фантасмагории пишет сам автор.

«Дюна» Дени Вильнева. Фрэнк Херберт в свое время взорвал мир научной фантастики, но роман оказался притягателен и для авторского кино: до Вильнева за него брались Алехандро Ходоровски, чей проект не состоялся, и Дэвид Линч в фильме 1984 года.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что почитать об экранизациях:

📃 Журнал «Сеанс» часто публикует статьи и материалы об экранизациях.

🌐 На сайте издательства «Эксмо» регулярно рассказывают об экранизациях известных книг.

🎦 В Гатчине с 1995 года проходит фестиваль «Литература и кино». На сайте фестиваля можно узнать о фильмах-участниках.

🗣 Интервью с киноведом Наумом Клейманом.

🎬 «Кинопоиск» собрал комментарии Стивена Кинга к фильмам по его романам.

👇 Научные работы о взаимодействии литературы и кино

🔹 Шкловский В. Литература и кинематограф

🔸 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. 1977

🔹 Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973

🔸 Цивьян Ю. Г. На подступах к карпалистике. Движение и жест в литературе, искусстве и кино. 2010

🔹 Аронсон О. В. Коммуникативный образ, Кино. Литература. философия. 2007

В этом уроке мы обсуждали литературу и кино.

Давайте вспомним главное и подведем итог 👇

🎞 Мы узнали, какие произведения экранизировались чаще всего. Среди авторов, которых чаще всего экранизируют — Марк Твен, Роберт Льюис Стивенсон, Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн и, что менее предсказуемо, Достоевский. А доминирует в кино, конечно, Шекспир.

❇️ Очень трудно поддаются экранизации «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Джона Мильтона, «Над пропастью во ржи» Дж. Д. Сэлинджера, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

🎬 История экранизаций началась практически одновременно с историей кино. Первой экранизацией обычно называют фильм Жоржа Мельеса «Фауст и Маргарита» (1897).

👥 Мы обсудили экранизации трех классических авторов: Гомера, Гете и Сервантеса. Дали импульс всем эпическим сюжетам «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Большинство киноверсий Фауста — микс из эпизодов разных источников, составленный так, чтобы сложилась новая, самостоятельная интерпретация вечного героя. Первый великий европейский роман «Дон Кихот» стал вызовом для кинематографа, а герой Сервантеса превратился в символ утопического гуманизма.

📽 Экранизации романа «Джейн Эйр» различаются тем, как они предлагают видеть героиню, а также степенью серьезности готических мотивов.

🪓 «Преступление и наказание» породило удивительно большой разброс кинопрочтений. Его привлекательность для кино очевидна: при всей глубине и оригинальности замысла романа, все сюжетные линии и персонажи стянуты в нем в понятный узел конфликтов и двойников.

📙 Роман Виктора Гюго «Отверженные» — прекрасный пример текста, одновременно притягательного и сложного для киноадаптации: это несколько романов в одном.

📝 Мы разобрались, что общего у модернизма и кино, какие авторы наиболее трудны для экранизации. Модернистские произведения, которые нельзя понять, не поняв принцип формального эксперимента, попадают на экраны гораздо реже, чем реалистические. Но даже самая трудная книга в истории уже получила экранизацию — в 1964 году Мэри Эллен Бьют сняла «Отрывки из “Поминок по Финнегану”».

📘 Мы обсудили экранизации текстов Франца Кафки — они всегда так или иначе достраивают его мир, наполняют сюжетными и материальными подробностями. Среди них «Процесс» Орсона Уэллса (1962), «Замок» Алексея Балабанова (1994), «Замок» Михаэля Ханеке (1997), «Превращение» Валерия Фокина (2002).

🖋 Мы вспомнили Кормака Маккарти: в его мрачных и кровавых вестернах вместо голливудской ностальгии по простой жизни — библейского размаха притчи о смерти, судьбе и границах человечности. Успеха добился фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место»: их ироничная, часто фарсовая манера адаптирует текст к своей эстетике очень тонко.

📖 Нередко большие писатели брались за работу сценариста и за адаптацию чужих произведений: Фрэнсис Скотт Фицджеральд продавал права на рассказы, Олдос Хаксли написал сценарии «Гордости и предубеждения» и «Джейн Эйр», Рэй Брэдбери адаптировал для экрана роман Мелвилла «Моби Дик».

📚 Мы поговорили о фильмах про литературу и писателей: «Лев Толстой», «Уайльд», «Джейн Остин», «Дневник его жены» о Бунине и «Убей своих любимых» о жизни молодых Аллена Гинзберга и Джека Керуака.

🌀 Мы обсудили вымышленных писателей в кино: фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (1991), «Патерсона» Джима Джармуша (2016) и «Адаптацию» Спайка Джонза (2002).

🎞 Мы узнали, на какие экранизации стоит обратить внимание в этом году: «Макбет» Джоэла Коэна с Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис МакДорманд, «Звезды в полдень» Клер Дени, «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Дюна» Дени Вильнева.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;