angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература и история

Альтернативная история и исторические романы в кино

Жанр «альтернативной истории» давно уже соперничает в популярности с историческими романами. Давайте узнаем, что он добавил к общей картине литературы о прошлом, а также посмотрим на историю в кино.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Какой разговор об истории обойдется без вопросов, а что было бы, если бы… Что, если бы все пошло по-другому? Что бы мы сами делали на месте исторических героев или наших предков?

❇️ Желание изменить историю хотя бы в воображении не ново. Возможно, первый такой сюжет можно встретить в позднем рыцарском романе: в «Тристане Белом» валенсийца Жуанота Мартуреля (1490) вершина подвигов героя — спасение Константинополя от турецкого завоевания: правда, какой была бы Европа, если бы Византия не пала, Мартурель не описывает.

🚀 В основном до 20 века спекуляции на темы иных путей истории встречаются в публицистике, а в художественной литературе они вошли в моду вместе с антиутопиями и научной фантастикой.

⛔️ Альтернативная история чаще показывает негативные альтернативы, антиутопии, обращенные в прошлое, а не в будущее. Но антиутопии более абстрактны, а альтернативно-исторические сюжеты детально показывают весь процесс перемен, вызванных поворотом истории в другую сторону или вмешательством в историю путешественника во времени.

📘 Один из самых влиятельных романов жанра — «Человек в высоком замке» Филипа К. Дика (1962). Действие происходит в современной Америке, но в мире, где во Второй мировой войне победила нацистская Германия. Настоящая история тоже присутствует в тексте — как сюжет вымышленного романа. Успех романа обусловлен не только тем, что пугающие прогнозы хорошо проработаны, но и сложной, объемной композицией, которая показывает разные судьбы и характеры. Дик использовал в качестве композиционного ключа китайскую Книгу Перемен.

✍️ Мысленный эксперимент Дика повторяли многие писатели. Мир, где победил Гитлер, фигурирует, например, в нуар-триллере «Фатерланд» Роберта Харриса и в масштабном боевике «Все, способные держать оружие…» Андрея Лазачрука, а «Как творить историю» Стивена Фрая моделирует аналогичный сюжет в мире, где герою удалось попасть в прошлое и убить Гитлера — оказалось, что этого недостаточно.

📕 Более далекое прошлое фантасты используют реже. В «Операции» Кингсли Эмиса 1976 описан мир, в котором не было Реформации, и католическая церковь добилась абсолютного доминирования: цепь отклонений от реальной истории начинается с того, что Лютер стал папой, а заканчивается современностью, в которой слово «наука» — ругательство.

📚 А в цикле Эрика Флинта «1632» целый город перемещается из современности в 17 век и, пытаясь выжить посреди Тридцатилетней войны, запускает альтернативные процессы.

Удачные романы в жанре альтернативной истории продолжают рецепт исторического романа: на первом плане — частная жизнь, приключения или расследования персонажей, но их судьбы в сюжете прямо связаны с революциями, войнами и другими социальными сдвигами, а из фоновых деталей читатель может собрать полную версию истории.

📽 Популярные книги на исторические темы экранизируют снова и снова: невозможно перечислить все экранизации Дюма. Как и в массовой литературе, история как декорация встречается в кино чаще, чем попытки всерьез передать или проанализировать исторический процесс. А приемы «костюмного» кино работают одинаково с романами 19 века, написанными о современности и о далеком прошлом: как правило, Диккенса снимают так же, как Вальтера Скотта.

👇 Назовем только несколько экранизаций исторических романов и пьес, вызвавших особый резонанс:

🔸 «Человек на все времена» (1966) — фильм Фреда Циннеманна по пьесе Роберта Болта и его же сценарию о судьбе Томаса Мора.

🔹 «Королева Марго» (1994) Патриса Шеро — среди многочисленных экранизаций Дюма эта выделяется нарушением канонов «плаща и шпаги».

🔸 «Огнем и мечом» (1999) Ежи Гофмана — масштабная польская версия романа Сенкевича рискнула соперничать с голливудской монополией на жанр. Другой роман Сенкевича, «Камо грядеши» — в основе классического голливудского пеплума Мелвина Лероя (1951).

🔹 «Лев зимой»: интересно сопоставить обе киноверсии исторической драмы Джеймса Голдмана — первую снял Энтони Харви в 1968, вторую Андрей Кончаловский в 2003.

🔸 «Я, Клавдий» (1976) — британский телефильм оказался не менее важен, чем роман Грейвса.

🔹 «Вулфхолл» (2015) — минисериал BBC по первым двум частям цикла Хилари Мантел.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

📚 Историческая проза последнего десятилетия, на которую стоит обратить внимание 👇

🔸 Лоран Бине «HHhH» (2010)
🔹 Энтони Дорр «Весь невидимый нам свет» (2014)
🔸 Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» (2015)
🔹 Джулиан Барнс «Шум времени» (2016) и «Портрет мужчины в красном» (2019)
🔸 Сергей Кузнецов «Калейдоскоп: расходные материалы» (2016)
🔹 Колсон Уайтхед «Подземная железная дорога» (2016)
🔸 Алексей Иванов «Тобол. Много званых» (2017)
🔹 Пьер Леметр «До свидания там, наверху» (2017)
🔸 Микаель Ниеми, «Сварить медведя» (2017)
🔹 Леонид Юзефович «Филэллин» (2020)

В этом уроке мы поговорили про литературу и историю. Давайте вспомним главное и подведем итог.

❇️ Мы обсудили, как можно классифицировать исторические художественные тексты, и выявили несколько типов романов: от текстов, где «история — это деяния и судьбы героев, монархов, святых» до «истории как коллективной травмы».

✔️ Узнали, что историзм — ключевая идея, с которой начинаются по-настоящему исторические жанры в литературе, и перечислили основные составляющие историзма (философия истории, национализм, изобретение современности).

👥 Мы перечислили, какие историки повлияли на литературу и какие исторические труды попадали в поле зрения писателей разных эпох: от Николая Карамзина до Марианны Хирш.

📗 Мы узнали, как устроен исторический роман «Айвенго». В романе значимы две исторические темы — крестовые походы и внутренний конфликт в Англии между норманнами и англосаксами. Исторические факты Скотт использует достаточно вольно, он меняет хронологию, чтобы спрессовать время.

⚔️ Мы поговорили о форме исторического романа — «романе плаща и шпаги» — это увлекательные приключенческие романы, действие которых обычно помещено в 15–18 вв. Романы плаща и шпаги появились во Франции и разошлись в двух направлениях: красочные авантюрные романы, стандарт которых задал Александр Дюма, и более серьезные аналитические романы, ставившие проблемы отношений истории и современности — Мюссе, Бальзак, Гюго.

📚 «Три мушкетера» (1844) — очевидный эталон романа плаща и шпаги. Дюма использовал модель Вальтера Скотта: молодой подвижный герой попадает в гущу исторических событий, через его приключения можно увидеть драматические моменты истории.

🖋 В современной литературе лучший пример воскрешения романа плаща и шпаги — творчество испанского писателя Артуро Переса-Реверте, который работал военным корреспондентом и прямо использует в романах стиль современного репортажа и личный опыт.

👑 Мы узнали, как создаются литературные образы исторических личностей. Наполеон — пример того, как реальный человек стремительно превращается в миф, который творится десятками писателей и художников одновременно. Интересно, что он не стал главным героем ни одного великого романа и при этом обрел несколько узнаваемых литературных ипостасей.

✍️ Мы разобрали цикл Алексея Толстого, посвященный русским царям — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А также обсудили, как изобразил античность британский писатель Роберт Грейвс в своем главном романе «Я, Клавдий».

👤 Мы обсудили исторические сюжеты в современной русской литературе на примере прозы Леонида Юзефовича. Его тексты совмещают принципы работы историка и писателя, сам автор называет их «документальными романами». Больше всего Юзефович работает с темой Гражданской войны.

🧠 Мы рассмотрели, как раскрываются темы коллективных травм и постпамяти у историков и писателей. Одна из актуальных концепций, прямо связанных с пересечением литературы, искусства и истории, — «постпамять».

📘 Мы обсудили книгу Марианны Хирш «Поколение постпамяти: письмо и визуальная культура после Холокоста», в которой с помощью термина «постпамять» описываются отношения между первоначальной травмой и тем, как ее воспринимает второе поколение.

📡 Мы обсудили жанр «альтернативной истории». Один из самых влиятельных романов жанра — «Человек в высоком замке» Филипа К. Дика, действие которого происходит в современной Америке, но в мире, где во Второй мировой войне победила нацистская Германия. Успех романа обусловлен не только тем, что пугающие прогнозы хорошо проработаны, но и сложной, объемной композицией, которая показывает разные судьбы и характеры.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;