angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература и история

Классификация историко-художественных текстов и романтический историзм

Историзм — ключевая идея, с которой начинаются по-настоящему исторические жанры в литературе. Поговорим о романтическом историзме в литературе и посмотрим, какими бывают исторические тексты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

📕 Самая привычная нам форма диалога литературы с историей — исторический роман — появилась довольно поздно, в эпоху романтизма. С тех пор исторический роман претерпел немало изменений. В своей эволюции литература выработала несколько типов отношения к истории. Все они отчасти сохранили актуальность и сосуществуют в современной литературе.

👇 Как можно классифицировать исторические художественные тексты:

1️⃣ «История — это деяния и судьбы героев, монархов, святых». Первые художественные тексты на исторические темы вдохновлялись древними хрониками, летописями, сочинениями античных историков. В средневековой литературе различие между фактом и фикцией читателей не волновало. Рассказы о подвигах Александра Македонского или о Троянской войне оформлялись по тому же принципу, что рыцарские романы.

✨ Авторов привлекало чудесное, экстраординарное, а современных споров об историческом правдоподобии никто бы не понял. История как рассказы о необычайном никуда не исчезла и продолжает радовать читателей приключенческих романов и исторических анекдотов.

2️⃣ «История касается всех»: любая человеческая жизнь протекает в историческом времени. Эта мысль завоевывала литературу постепенно. Уже в шекспировских хрониках, кроме титанических фигур ренессансных героев и злодеев, показано, как их поступки и ошибки меняют мир, но общая модель трагической катастрофы важнее, чем реальный ход истории.

Романтики на рубеже 18 и 19 вв. искали способы показать, как связаны частная жизнь и исторический процесс. В исторические сюжеты стали помещать вымышленных персонажей — не любых, а наделенных качествами романтических героев. Успех Вальтера Скотта закрепил такую форму исторического романа и породил сотни подражаний разного качества и глубины.

⚡️ Тема столкновения личности с историей усложнялась с развитием романа как жанра. «Отверженные» Виктора Гюго связали в узел несколько поколений: судьбы сильных и слабых персонажей задевает история, независимо от их понимания и желаний.

📙 А полностью перевернула исторический жанр «Война и мир»: хотя Толстой не дал ответа на свой же вопрос, «какая сила движет народами», он задал мощный образ связного процесса, в котором равноправны все силы и судьбы, а воля героев иллюзорна.

3️⃣ «У истории есть тайный смысл и внутренняя логика». Историософские поиски особенно характерны для литературы конца 19 века. Исторические личности в этой версии интересны прежде всего как символы огромных цивилизационных сдвигов. Драма Генрика Ибсена «Кесарь и галилеянин», философские романы Дмитрия Мережковского показывают не частные жизни, а сверхчеловеческие события. С другой стороны, этот взгляд на историю больше всего любят пародировать постмодернисты.

4️⃣ «История — коллективная травма». К 21 веку литература все чаще стала работать не с единичным, а с коллективным переживанием истории, особенно травматическим. В литературу проникают новые методы реконструкции событий: дневники, фотографии, личные архивы. Современные писатели нередко избегают определения «исторический роман» и стремятся к имитации документальности.

Идея историзма в литературе оформляется в европейских культурах в конце 18 века, когда стремительность и новизна политических событий заставила всех почувствовать себя не свидетелями, а участниками истории. Давайте перечислим основные составляющие историзма.

❇️ Философия истории. Корни ее надо искать в немецком Просвещении. Идеолог будущего романтического историзма — Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он писал об истории как об открытом процессе, о внутренней связи прошлого с настоящим, о вовлеченности каждого человека в поток исторических событий.

❇️ Национализм. Современное представление о нации и национальной культуре — плод идеологического сдвига в конце 18 века. Европейские культуры активно начинают осознавать и подчеркивать национальные различия (а не религиозные или государственные). Философы, ученые и писатели ищут своеобразие в языке, фольклоре, традициях. В романтическую эпоху историческая литература всегда окрашена национальным колоритом.

❇️ Изобретение современности. История — не абстрактное легендарное прошлое, а часть живого процесса, действие которого ощущается здесь и сейчас. Человек зависим от духа своей эпохи. Это значит, что книга о современных героях тоже должна быть исторична.

📖 Виктор Гюго в 1827 году в предисловии к своей драме «Кромвель», одном из главных романтических манифестов, писал о «современной музе». Это намеренный парадокс, ведь муза принадлежит условной античности и не должна меняться со временем. «Историзация» музы означает, что критерии красоты, таланта, вкуса подвижны и принадлежат конкретной эпохе.

📘 Один из лучших ранних примеров осмысленного историзма — повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас» (1810). Сюжетный каркас повести можно представить себе в разные эпохи, а если первую часть освободить от исторических деталей, получится практически кафкианский абсурд.

👤 Главный герой, торговец лошадьми, сталкивается с произволом власти и попадает в водоворот неудач: сначала он лишается своего табуна, а в конце концов всего, включая жену. Отчаявшись добиться справедливости законными способами, Кольхаас поднимает кровавый бунт.

✍️ Для Клейста, тем не менее, было важно закрепить сюжет в конкретной эпохе. В «Михаэле Кольхаасе» нет красочного колорита, повесть написана сдержанным языком, подходящим суровому герою, но по тексту расставлены четкие указатели исторического времени. В самом начале называется 16 век, а герой — «один из самых справедливых, но и самых страшных людей того времени». Среди персонажей появляется Мартин Лютер, а все события привязаны к нормам и социальной иерархии и эпохи.

❗️ Важно, что судьба героя мотивирована извне, а не изнутри. Кольхаас — не демонический бунтарь ради бунта: он только проявляет редкую твердость, реагируя на обстоятельства. Клейст одним из первых нашел рецепт хорошего исторического повествования: оно с правдоподобной точностью говорит о прошлом, но рассчитано на понимание и эмпатию современного читателя.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Говоря о литературе и истории, обязательно надо вспомнить, какие историки повлияли на литературу и какие исторические труды попадали в поле зрения писателей разных эпох.

📚 Историческая наука и художественная литература развивались параллельно. В 19 веке между ними шел живой диалог, писатели всегда отзывались на новые исторические труды, не только использовали как материал для своих сюжетов, но и спорили с учеными или поддерживали их.

📌 Со временем академическая история стала вызывать меньше энтузиазма. Но важные идеи историков, политологов и историков культуры и сейчас находят отклик в литературном мире. Назовем некоторые труды историков 19–21 вв., прямо повлиявших на культуру своего времени.

🔸 Николай Карамзин. История государства Российского. 1818–1829.
🔹 Жюль Мишле. История Франции. 1833–1875.
🔸 Томас Карлейль. История французской революции. 1837.
🔹 Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. 1835–1840.
🔸 Василий Ключевский. Курс русской истории. 1904–1922.
🔹 Эрнест Ренан. История происхождения христианства. 1863–1882.

▪️ Фернан Бродель. Грамматика цивилизаций. 1963.
▫️ Краткий путеводитель по школе «Анналов».
▪️ Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху. 1961.
▫️ Бенедикт Андерсон. Воображаемые сообщества. 1983
▪️ Эрик Хобсбаум. Нации и национализм после 1780 года. 1990.
▫️ Марианна Хирш. Поколение постпамяти. 2012.

📝 Марианна Хирш. «Что такое постпамять».

📖 В романе Проспера Мериме «Хроники времен Карла IX» (1829) есть вставная глава «Разговор между читателем и автором» — прочитаем ее.

Время прочтения 〰️ 7 минут

👇 Над какими штампами исторической прозы иронизирует автор?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;