angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература и история

Вальтер Скотт и исторический роман

Вальтер Скотт по праву считается создателем жанра исторического романа. Поговорим о писателе и узнаем, как литература и история связаны в его произведениях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Сначала немного вспомним биографию и обозначим новаторство автора.

👤 Вальтер Скотт (1771–1832) использовал идею историзма, читательский интерес к истории, фольклору и национальным традициям — и нашел для них увлекательную и эмоционально насыщенную форму.

✍️ К прозе Скотт обратился достаточно поздно, когда был уже солидным уважаемым автором. Некоторые критики даже считали, что он разменивает свой поэтический талант, обращаясь к «несерьезному» жанру романа.

📚 Литературная жизнь Скотта началась с увлечениями готическими романами и творчеством немецких романтиков. Он пытался переводить немецких поэтов, но вскоре нашел более близкую тему — шотландский фольклор.

📗 В 1802 году Скотт опубликовал сборник «Песни шотландской границы». Он включал обработки народных баллад, собранных в районе пограничья между Шотландией и Англией, и собственные тексты поэта, имитировавшие фольклорный колорит. Эти опыты понравились романтически настроенным читателям. Скотт продолжил писать баллады и поэмы и стал выбирать персонажей и темы из истории, а не из легенд.

⭐️ Вальтер Скотт был и выдающимся издателем — среди прочего, он опубликовал большое собрание сочинений Джонатана Свифта.

📝 В 1814 году Скотт нашел заброшенный черновик романа, который он начал писать в 1805 — и за одно лето закончил текст. Так появился «Уэверли»: роман был издан анонимно, как и его продолжения, но авторство не было большим секретом для литературной публики. «Уэверли» сразу вызвал невероятный энтузиазм читателей и моментально спровоцировал моду на исторические романы.

Что нового было в «Уэверли» 👇

🖋 Скотту удалось найти равновесие между историческими деталями и психологическими портретами, обобщениями и колоритом. В подзаголовке романа стоит «Шестьдесят лет назад». Историческая сторона сюжета — сравнительно недавнее событие, якобитский мятеж 1745 года, когда сторонники молодого шотландского принца Карла Стюарта пытались возвести его на британский престол.

📖 «Красавчик принц Чарли» — популярный персонаж, оставивший след в фольклоре. Скотт не только изучал документы, но и общался со свидетелями событий. Роман говорит о прошлом, но не легендарно-сказочном: оно еще вызывает живой отклик и споры.

✍️ Главный герой романа полностью вымышленный, исторические лица — в эпизодических ролях. Молодой английский аристократ Уэверли случайно оказывается в Шотландии во время восстания, знакомится с мятежниками, влюбляется, рискует — он типичный романтический мечтатель, но помещенный в гущу гражданской войны.

🧡 Уэверли всегда на границе, не принадлежит полностью ни одной из сторон. Раздвоенность дублируется в любовном сюжете: Уэверли, как и многие последующие герои Скотта, колеблется между двумя противоположными по характеру героинями.

📘 За следующие два десятилетия Скотт написал 27 романов, из них только в одном («Сент-Ронанские воды») действие происходит в современности. Кроме родной шотландской истории, Скотт обращался к средневековому прошлому Франции и Англии. Его романы прямо повлияли на восприятие европейцами своей истории: далекие и смутные времена стали ближе и понятнее, а в воображение нового поколения читателей вошли образы рыцарей, пиратов, разбойников и мятежников.

Остановимся на романе «Айвенго»: в нем можно увидеть все самые стойкие принципы исторического романа, которые ввел в литературу Вальтер Скотт — давайте узнаем, какие.

🏴󠁧󠁢󠁥󠁮󠁧󠁿 Действие романа перенесено в Англию 12 века. Текст не полностью погружен в средневековое прошлое: периодически появляется авторский голос, а в эпиграфах — цитаты из Шекспира. Скотт не скрывает, что оценки, анализ и объяснения в романе принадлежат современному писателю-романтику.

⚔️ В романе значимы две исторические темы — крестовые походы и внутренний конфликт в Англии между норманнами и англосаксами. Сэр Уилфред Айвенго возвращается из Третьего крестового похода, но дома его не ждет мир и покой — отец лишил его наследства. В семейном конфликте уже завязаны частная и историческая линии: проступки Уилфреда в том, что он влюбился в леди Ровену, которую его отец планировал выдать за саксонского претендента, и поддержал норманнского короля Ричарда Львиное Сердце.

✍️ Исторические факты Скотт использует достаточно вольно. Он меняет хронологию, чтобы спрессовать время. В тексте, например, упоминается, что деды персонажей участвовали в битве при Гастингсе — за 130 лет до времени сюжета. Норманно-саксонское деление уже не было так критично, как показано в романе, но для Скотта всегда важно ввести тему гражданской войны и образ общей незаживающей раны.

👀 Динамику роману придают эффекты интриги: читатель все время с нетерпением ждет нового поворота. Заглавный герой долго не появляется лично. Мы узнаем о нем из слухов: в начале романа Айвенго — героический рыцарь из легенд, затем он является на турнир под именем «Лишенный Наследства», и только после этого начинает раскрываться его настоящая история.

❤️ Типичный для Скотта драматичный любовный треугольник в «Айвенго» особенно колоритен. В Айвенго влюбляется смелая и яркая еврейка Ревекка. Рыцарь защищает ее на процессе, где ее обвиняют в колдовстве — но остается верен своему первому выбору и женится на Ровене.

💬 Многие читатели посчитали, что героя надо было соединить с более интересной Ревеккой, а Уильям Теккерей даже написал альтернативное продолжение — ироническую повесть «Ревекка и Ровена».

✍️ «Айвенго» закрепил в представлении читателей о Средневековье сцены, которые будут бесконечно повторяться в исторических романах и в фэнтези: турнир с таинственным участником, охота на ведьм, судебный поединок. В текст встроена и версия сюжета о Робин Гуде. На основе легенд Скотт создал романтического благородного разбойника Робина Локсли, и его версия стала более популярна, чем фольклорные. Эпизод с соревнованием лучников, который повторяется в фильмах о Робин Гуде, тоже взят у Скотта.

📍 В «Айвенго» также впервые появился термин «фрилансер» — «вольный копейщик»: Скотт придумал это слово, чтобы обозначить средневековых воинов-наемников.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Для Шотландии Вальтер Скотт — не просто великий писатель. Он сыграл огромную роль в оформлении образа Шотландии, который прочно закрепился в европейской культуре. Давайте узнаем, как он повлиял на образ страны.

🏴󠁧󠁢󠁳󠁣󠁴󠁿 Уже в середине 19 века стали писать о том, что Скотт едва ли не придумал Шотландию — такую, какой ее хотели видеть романтические читатели. Мода на баллады и романы Скотта спровоцировала беспрецедентный приток туристов в Шотландию и заставила шотландцев не только вспоминать, но и придумывать красочные местные истории, разрабатывать маршруты и производить сувениры.

🌳 В поэзии Скотта читателей захватили образы суровой и дикой природы. Шотландия оказалась воплощением мечты о нетронутой экзотике, краем сумрачных легенд и сказок — и все это рядом с Англией в начале индустриальной эпохи.

🥁 Позиция самого Скотта была более сложной и глубокой. Он сознательно стремился сохранить исчезающую народную культуру, но для него Шотландия была не просто хранилищем красивых сюжетов и пейзажей. Именно размышления о судьбе шотландцев как народа, об истории конфликтов, упадка, утраченных надежд привели Скотта от баллад к историческим романам.

🇬🇧 Скотт не был сепаратистом: «Уэверли» хорошо отражает его взгляд на историю отношений Англии и Шотландии. Писатель предпочитает героев, способные понимать обе стороны, и во многих его текстах важна надежда на мир и равноправный диалог.

📗 Один из главных «шотландских» романов Скотта — «Роб Рой». В название вынесено имя легендарного авантюриста, разбойника и бунтаря. Но Скотт верен своему правилу — он не делает исторического персонажа главным героем. Сюжет романа — приключения англичанина Фрэнка Осбальдистона, пути которого несколько раз пересекаются с «шотландским Робин Гудом».

➡️ Роман открывается вводной главой, где автор в документальном стиле рассказывает историю клана МакГрегоров, к которому принадлежит Роб Рой. Как говорят историки, у героя Скотта мало общего с историческим прототипом, но в романе важна идея укорененности Роб Роя в истории шотландских горцев. В отличие от блуждающего, лишенного корней Фрэнка, легендарный шотландец — не столько личность, сколько проекция давних традиций. В нем соединяются гордость, воля к свободе, мудрость и варварская жестокость.

🏔 Highlands, шотландская Горная Страна у Скотта — часть Шотландии, оставшаяся в диком прошлом, пока весь мир двигался вместе с историей. Она притягательна для романтической фантазии, но показать ее можно только со стороны, с точки зрения «пограничного» шотландца.

Памятник Вальтеру Скотту в Эдинбурге — неоготическое сооружение, в центре — статуя писателя и его собаки Майды

📖 Прочитаем введение к роману Вальтера Скотта «Пуритане».

Время прочтения 〰️ 20 минут

👇 Как, на ваш взгляд, писатель связывает историю и современность?

О «вальтерскоттовских» романах в русской литературе

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;