Литература и история
Альтернативная история и исторические романы в кино
Жанр «альтернативной истории» давно уже соперничает в популярности с историческими романами. Давайте узнаем, что он добавил к общей картине литературы о прошлом, а также посмотрим на историю в кино.
Какой разговор об истории обойдется без вопросов, а что было бы, если бы… Что, если бы все пошло по-другому? Что бы мы сами делали на месте исторических героев или наших предков?
❇️ Желание изменить историю хотя бы в воображении не ново. Возможно, первый такой сюжет можно встретить в позднем рыцарском романе: в «Тристане Белом» валенсийца Жуанота Мартуреля (1490) вершина подвигов героя — спасение Константинополя от турецкого завоевания: правда, какой была бы Европа, если бы Византия не пала, Мартурель не описывает.
🚀 В основном до 20 века спекуляции на темы иных путей истории встречаются в публицистике, а в художественной литературе они вошли в моду вместе с антиутопиями и научной фантастикой.
⛔️ Альтернативная история чаще показывает негативные альтернативы, антиутопии, обращенные в прошлое, а не в будущее. Но антиутопии более абстрактны, а альтернативно-исторические сюжеты детально показывают весь процесс перемен, вызванных поворотом истории в другую сторону или вмешательством в историю путешественника во времени.
📘 Один из самых влиятельных романов жанра — «Человек в высоком замке» Филипа К. Дика (1962). Действие происходит в современной Америке, но в мире, где во Второй мировой войне победила нацистская Германия. Настоящая история тоже присутствует в тексте — как сюжет вымышленного романа. Успех романа обусловлен не только тем, что пугающие прогнозы хорошо проработаны, но и сложной, объемной композицией, которая показывает разные судьбы и характеры. Дик использовал в качестве композиционного ключа китайскую Книгу Перемен.
✍️ Мысленный эксперимент Дика повторяли многие писатели. Мир, где победил Гитлер, фигурирует, например, в нуар-триллере «Фатерланд» Роберта Харриса и в масштабном боевике «Все, способные держать оружие…» Андрея Лазачрука, а «Как творить историю» Стивена Фрая моделирует аналогичный сюжет в мире, где герою удалось попасть в прошлое и убить Гитлера — оказалось, что этого недостаточно.
📕 Более далекое прошлое фантасты используют реже. В «Операции» Кингсли Эмиса 1976 описан мир, в котором не было Реформации, и католическая церковь добилась абсолютного доминирования: цепь отклонений от реальной истории начинается с того, что Лютер стал папой, а заканчивается современностью, в которой слово «наука» — ругательство.
📚 А в цикле Эрика Флинта «1632» целый город перемещается из современности в 17 век и, пытаясь выжить посреди Тридцатилетней войны, запускает альтернативные процессы.
✨ Удачные романы в жанре альтернативной истории продолжают рецепт исторического романа: на первом плане — частная жизнь, приключения или расследования персонажей, но их судьбы в сюжете прямо связаны с революциями, войнами и другими социальными сдвигами, а из фоновых деталей читатель может собрать полную версию истории.
📽 Популярные книги на исторические темы экранизируют снова и снова: невозможно перечислить все экранизации Дюма. Как и в массовой литературе, история как декорация встречается в кино чаще, чем попытки всерьез передать или проанализировать исторический процесс. А приемы «костюмного» кино работают одинаково с романами 19 века, написанными о современности и о далеком прошлом: как правило, Диккенса снимают так же, как Вальтера Скотта.
👇 Назовем только несколько экранизаций исторических романов и пьес, вызвавших особый резонанс:
🔸 «Человек на все времена» (1966) — фильм Фреда Циннеманна по пьесе Роберта Болта и его же сценарию о судьбе Томаса Мора.
🔹 «Королева Марго» (1994) Патриса Шеро — среди многочисленных экранизаций Дюма эта выделяется нарушением канонов «плаща и шпаги».
🔸 «Огнем и мечом» (1999) Ежи Гофмана — масштабная польская версия романа Сенкевича рискнула соперничать с голливудской монополией на жанр. Другой роман Сенкевича, «Камо грядеши» — в основе классического голливудского пеплума Мелвина Лероя (1951).
🔹 «Лев зимой»: интересно сопоставить обе киноверсии исторической драмы Джеймса Голдмана — первую снял Энтони Харви в 1968, вторую Андрей Кончаловский в 2003.
🔸 «Я, Клавдий» (1976) — британский телефильм оказался не менее важен, чем роман Грейвса.
🔹 «Вулфхолл» (2015) — минисериал BBC по первым двум частям цикла Хилари Мантел.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
📚 Историческая проза последнего десятилетия, на которую стоит обратить внимание 👇
🔸 Лоран Бине «HHhH» (2010)
🔹 Энтони Дорр «Весь невидимый нам свет» (2014)
🔸 Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» (2015)
🔹 Джулиан Барнс «Шум времени» (2016) и «Портрет мужчины в красном» (2019)
🔸 Сергей Кузнецов «Калейдоскоп: расходные материалы» (2016)
🔹 Колсон Уайтхед «Подземная железная дорога» (2016)
🔸 Алексей Иванов «Тобол. Много званых» (2017)
🔹 Пьер Леметр «До свидания там, наверху» (2017)
🔸 Микаель Ниеми, «Сварить медведя» (2017)
🔹 Леонид Юзефович «Филэллин» (2020)
В этом уроке мы поговорили про литературу и историю. Давайте вспомним главное и подведем итог.
❇️ Мы обсудили, как можно классифицировать исторические художественные тексты, и выявили несколько типов романов: от текстов, где «история — это деяния и судьбы героев, монархов, святых» до «истории как коллективной травмы».
✔️ Узнали, что историзм — ключевая идея, с которой начинаются по-настоящему исторические жанры в литературе, и перечислили основные составляющие историзма (философия истории, национализм, изобретение современности).
👥 Мы перечислили, какие историки повлияли на литературу и какие исторические труды попадали в поле зрения писателей разных эпох: от Николая Карамзина до Марианны Хирш.
📗 Мы узнали, как устроен исторический роман «Айвенго». В романе значимы две исторические темы — крестовые походы и внутренний конфликт в Англии между норманнами и англосаксами. Исторические факты Скотт использует достаточно вольно, он меняет хронологию, чтобы спрессовать время.
⚔️ Мы поговорили о форме исторического романа — «романе плаща и шпаги» — это увлекательные приключенческие романы, действие которых обычно помещено в 15–18 вв. Романы плаща и шпаги появились во Франции и разошлись в двух направлениях: красочные авантюрные романы, стандарт которых задал Александр Дюма, и более серьезные аналитические романы, ставившие проблемы отношений истории и современности — Мюссе, Бальзак, Гюго.
📚 «Три мушкетера» (1844) — очевидный эталон романа плаща и шпаги. Дюма использовал модель Вальтера Скотта: молодой подвижный герой попадает в гущу исторических событий, через его приключения можно увидеть драматические моменты истории.
🖋 В современной литературе лучший пример воскрешения романа плаща и шпаги — творчество испанского писателя Артуро Переса-Реверте, который работал военным корреспондентом и прямо использует в романах стиль современного репортажа и личный опыт.
👑 Мы узнали, как создаются литературные образы исторических личностей. Наполеон — пример того, как реальный человек стремительно превращается в миф, который творится десятками писателей и художников одновременно. Интересно, что он не стал главным героем ни одного великого романа и при этом обрел несколько узнаваемых литературных ипостасей.
✍️ Мы разобрали цикл Алексея Толстого, посвященный русским царям — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А также обсудили, как изобразил античность британский писатель Роберт Грейвс в своем главном романе «Я, Клавдий».
👤 Мы обсудили исторические сюжеты в современной русской литературе на примере прозы Леонида Юзефовича. Его тексты совмещают принципы работы историка и писателя, сам автор называет их «документальными романами». Больше всего Юзефович работает с темой Гражданской войны.
🧠 Мы рассмотрели, как раскрываются темы коллективных травм и постпамяти у историков и писателей. Одна из актуальных концепций, прямо связанных с пересечением литературы, искусства и истории, — «постпамять».
📘 Мы обсудили книгу Марианны Хирш «Поколение постпамяти: письмо и визуальная культура после Холокоста», в которой с помощью термина «постпамять» описываются отношения между первоначальной травмой и тем, как ее воспринимает второе поколение.
📡 Мы обсудили жанр «альтернативной истории». Один из самых влиятельных романов жанра — «Человек в высоком замке» Филипа К. Дика, действие которого происходит в современной Америке, но в мире, где во Второй мировой войне победила нацистская Германия. Успех романа обусловлен не только тем, что пугающие прогнозы хорошо проработаны, но и сложной, объемной композицией, которая показывает разные судьбы и характеры.
О современных тенденциях исторической литературы
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день