angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лучшие российские архитекторы

Александр Бродский и «бумажная архитектура»

Александр Бродский стал одним из основателей течения «бумажной архитектуры». Посмотрим как архитектура и искусство в его творчестве плотно переплетаются.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Александр Бродский
2. Александр Бродский и Илья Уткин, 1990–1991
3. «Театр без сцены, или блуждающий зрительный зал», Александр Бродский, Илья Уткин
4. Инсталляция «Чайный домик», 1991
5, 6. Инсталляция «Окна и фабрики», 2009
1. Инсталляция «Ночь перед наступлением», 2009
2. Предпоследний день Помпеи, 1997
3. Ротонда в Перми, 2010
4. Инсталляция «Кабинет директора» в Пушкинском музее, 2018

Давайте поговорим об Александре Бродском — самом известном в мире российском архитекторе. Для начала познакомимся с его биографией, ранними проектами «бумажной архитектуры» и художественными инсталляциями.

👤 Александр Бродский окончил факультет жилых и общественных зданий МАрхИ в 1978 году. Всю жизнь выступает не только как архитектор, но и как художник — архитектура и искусство в его творчестве плотно переплетены.

✍️ В конце 1980-х вместе с архитектором Ильей Уткиным стал основателем неформального течения «бумажной архитектуры». Друзья в течение десяти лет получали со своими проектами первые и вторые премии многих серьезных международных конкурсов Нью-Йорка, Токио и Парижа.

▪️ Офорты «бумажных архитекторов» были показаны в галерее Тейт, в издательстве Princeton Architectural Press переиздали книгу репродукций 1989-го года Brodsky & Utkin. В том же году в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Бумажная архитектура. Конец истории».

С 1980-х годов Бродский представляет Россию на международных биеннале в Париже, Токио, Венеции, Нью-Йорке. Его работы хранятся в коллекциях Русского музея, Tate Modern, MoMA Нью-Йорк и Пермского музея современного искусства.

🗣 Евгений Асс о Бродском: «Бродский пришел в искусство как архитектор и вернулся в архитектуру как художник. Это не только биографический факт, но и творческое кредо. Главная тема искусства Бродского — память. Но это не профессиональная память архитектора, которая обычно распространяется не далее воспоминаний об исторических стилях. Это персональная человеческая память, в которой сосуществуют детство, книги, друзья, события жизни, места и многое другое. В мире, помешанном на коммерции и технических инновациях, в архитектуре почти не осталось места для поэзии. В этом смысле поэтический дар архитектора Бродского уникален. Он позволяет ему метафорически интерпретировать воспоминания в архитектурном языке, преобразовывать внеархитектурные сюжеты в пространственную форму и детали»

Некоторые художественные проекты Бродского 👇

🏭 «Окна и фабрики». Проект включает три макета заброшенных фабричных корпусов и шесть лайтпанно, сделанных в виде фабричных окон. Объекты «Фабрик» — полуразрушенные корпуса из серой необожженной глины, законсервированные в аквариумах. «Окна» напоминают витрины и окна заброшенных зданий. Они закрашены серой краской, на которой, как на замерзшем стекле, нарисованы пальцем или процарапаны картинки — своего рода символы утраченного языка, утраченной культуры.

🔥 «Ночь перед наступлением». Целый военный лагерь из небольших палаток, напоминающих теплицы. Внутри каркаса, обмотанного полиэтиленом, находится источник света — костер из подсвеченных лент. Над ним склоняются сидящие фигуры с огромными носами и почти незаметными щелками глаз. Они напоминают образы солдат погибших культур.

🏛 «Предпоследний день Помпеи». Объект из необожженной глины, истлевший до состояния скелета. Крышу украшают остатки скульптур и облупившихся ваз. Мы видим образ классицистического дворца, проваливающегося под землю или уходящего под воду. Обожженное, накренившееся сооружение подсвечено синим светом, звучит песня из фильма «Свинарка и пастух» как отсылка к советской эпохе.

➡️ В следующем посте рассмотрим несколько архитектурных проектов Бродского.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–3. Кафе «Апшу», Москва, 2003 (уже не существует)
4, 5. Павильон для водочных церемоний, Клязьма, 2004
6, 7. Ресторан 95 градусов, 2001
8–10. Дом под Тарусой, 2006

Теперь рассмотрим несколько архитектурных проектов Александра Бродского.

🔑 Кафе «Апшу». «Апшу» — сокращенное название маленького рыбацкого поселка Апшуциемс на берегу Балтийского моря. В начале 70-х годов этот уголок облюбовали несколько московских семей. В разные годы здесь побывали многочисленные семьи московских литераторов, филологов, архитекторов, философов, переводчиков, математиков, музыкантов, художников, искусствоведов.

▪️ Снаружи кафе выглядит невзрачно. Днем это недорогое кафе, а вечером — «частное пространство» с выставками, концертами и творческими вечерами. Резидент клуба может получить свой ключ от двери и приводить неограниченное число друзей, заказывать столики, проводить частные праздники и мероприятия и многое другое.

🔨 Павильон для водочных церемоний. Павильон в Клязьме полностью собран из антикварных рам снесенной фабрики Бутикова. Он стоит на четырех сваях-ножках, ко входу ведет небольшая лестница без перил. Внутри — небольшой стол, помещение освещает шар-лампа.

📐 Ресторан «95 градусов». Построен в Бухте Радости, на берегу канала Москва—Волга. Открытые навесы-этажи расположены на трех уровнях на сваях, которые торчат из воды. Все сваи забиты под углом 95 градусов, поэтому постройка будто слегка покосилась.

🏡 Дом под Тарусой. Жилое здание сложной формы находится под прозрачной двускатной крышей на высоких деревянных колоннах. В центре здания — общая гостиная, которая соединена с остальными помещениями.

Ротонда, Александр Бродский, Никола-Ленивец, 2009

Теперь поговорим о знаменитой «Ротонде» Александра Бродского. Эту постройку архитектор создал в 2009 году специально для фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце.

👁 Ротонда — небольшой деревянный дом среди поля, из которого открывается чудесная круговая панорама. Любой может сюда войти, развести огонь и любоваться пейзажем. Постройка стала центром парка, по ней проще всего ориентироваться в пространстве. Сочетание ландшафта, возвышенного названия, напоминающего об архитектуре Возрождения, и узнаваемого стиля Александра Бродского сделало этот объект уникальным памятником архитектуры, который хорошо известен в мире.

⚪️ Здание овальное в плане (хотя ротонде положено быть круглой). Но как уже можно было заметить, Бродский избегает правильных форм. С другой стороны, овал — любимая барочная форма. Как другая барочная архитектура, Ротонда выглядит по-разному с разных ракурсов. Поскольку она стоит почти ровно в центре поля, то и поле воспринимается немного иначе, когда меняется точка зрения.

🚪 Самая заметная часть Ротонды — два десятка дверей на первом уровне. Двери взяты из разрушенных старых домов, они хорошо выделяются на фоне фасада, окрашенного в белый цвет. Входя в Ротонду или покидая ее, мы «открываем дверь» в какую-то историю. Но в природном окружении это прикосновение к истории лишено ностальгии или сожаления — просто кусочек истории, без имен и деталей.

🔥 Внутри дома пространство высотой шесть метров. Оно опоясано узкой галереей с окнами на высоте 3 метра. В центре расположен очаг. Пейзажем можно любоваться через двери или через окна на втором уровне. Лестница ведет на галерею, с которой можно смотреть и внутрь постройки, и на поля вокруг. Еще одна лестница ведет на крышу, через центр которой проходит труба от очага.

✍️ Архитектурный критик Саша Голикова писала об этой постройке: «Ротонда Александра Бродского создает поле для полета фантазии: издалека она походит на множество предметов. Например, это может быть белый пароход с квадратными иллюминаторами-глазницами и дымящейся трубой в белом море цветущей гречихи (труба очага прорезает плоскость крыши и венчает собой все строение); или гигантская шляпа безумного Шляпника; или детская карусель, гарцующие лошади которой спрятаны за дверными проемами».

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;