angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лучшие российские архитекторы

Старшее поколение архитекторов

Скокан, Асс и Асадов служат промежуточным звеном между советской и российской историей архитектуры — они учились как архитекторы в СССР, а проекты реализовывали в 90-х и 2000-х. Посмотрим их работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Александр Скокан, руководитель бюро «Остоженка»
2. Фрагмент проекта реконструкции кварталов Остоженки 1989 года
3, 4. Московский международный банк, 1995
5, 6. Офисное здание на Трубной улице, 1999
7, 8. «Дом-пингвин», офисный центр на 1-й Брестской улице, 2004
9, 10. Жилой комплекс в Мытищах, 2018

Давайте поговорим о российских архитекторах старшего поколения, которые начинали задолго до 1990-х. И первым в нашем разговоре будет Александр Скокан — основатель архитектурного бюро «Остоженка».

📐 Александр Скокан начал карьеру еще в конце 1960-х. Он был одним из участников экспериментальной научно-проектной группы «НЭР». 12 лет работал в НИиПИ Генплана Москвы. С 1989 года — руководитель архитектурного бюро «Остоженка».

🧱 Первой работой бюро стал проект реконструкции территории микрорайона «Остоженка» — фрагмента исторического ядра Москвы. Александр Скокан долго работал вместе с Алексеем Гутновым, который придумал реконструкцию Старого Арбата. Проект для кварталов Остоженки был заказан правительством СССР, но работа над ним закончилась в 1989 году, когда реализовывать его уже никто не собирался. Однако вокруг проекта и его ценностей — аккуратное отношение к истории города — сложилась команда будущего бюро «Остоженка». В первые годы работы бюро в основном занималось проектированием объектов в этом микрорайоне — отсюда и название.

🗣 Александр Скокан о принципах работы бюро: «Чем архитектура отличается от дизайна, от хорошего инженерного, дизайнерского изделия? Дизайнерский предмет хорош везде, сам по себе: что в этой комнате, что на улице, или ещё где-то — потому что хорош сам по себе. А архитектура тем и отличается, что она подходит для конкретного места. Она обладает качествами, как бы считанными с этого места. Вот она встала на место, и когда говорят „как будто так и было“ — это и есть, на мой взгляд, высшая оценка».

Проекты «Остоженки» 👇

🏦 Московский международный банк на Пречистенской набережной — один из первых проектов бюро. Он тоже случился на Остоженке и стал одним из первых отчетливо современных зданий в городе. Для работы над проектом пригласили к участию известного финского архитектора Юхани Палаасму. Сам банк по масштабам и материалам должен был аккуратно вписаться в среду старого города, а также ответить модернистской архитектуре ЦДХ, который находится ровно напротив.

🟢 Вторым заметным проектом стало здание офисного центра на Трубной улице. Построенное в 1999 году на углу улицы и резко поднимающегося вверх переулка, здание старается максимально интересно отреагировать на сложный рельеф. Этому помогают полукруглый торец и длинные «конструктивистские» окна, которые со сдвигом «бегут» по фасаду. Здесь в проектировании тоже участвовали иностранцы — надо было срочно перенимать современные технологии проектирования.

🐧 В 2000-х заказчики были уже готовы к строительству крупных зданий. На 1-й Брестской улице, известной тем, что тут с советских времен и до сих пор находится скопление архитектурных проектных институтов, бюро построило небоскреб, который прозвали пингвином. Хотя многим здание не понравилось, архитекторы были уверены, что в очень разнородной застройке улицы ничего более уместного придумать не получилось бы.

〰️ Есть в портфолио бюро и крупное жилье. Среди особенно интересных проектов — комплекс в Мытищах. Он изгибается волнами, похоже на французский жилой проект, который мы рассматривали на прошлой неделе. В этих местах — разнородная архитектура, единый масштаб еще не сложился. Масштабный жилой комплекс, заказанный бюро, своей формой должен внести в этот хаос некоторую логику.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О поисках старшего поколения российских архитекторов

1. Александр Асадов
2. Пристройка к зданию ломбарда, 1996
3–5. Переходы над МКАД и Третьим транспортным кольцом, 1999–2002
1. Мерседес-Бенц центр «Авилон», 2002
7, 8. Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, 2011
9, 10. Аэропорт в Перми, 2017

Теперь обсудим другого яркого архитектора старшего поколения — Александра Асадова, основателя архитектурного бюро ASADOV.

👤 Асадов окончил Московский Архитектурный институт в 1975 году. До 1987 года работал в различных проектных организациях Москвы. В 1989 году основал Персональную творческую мастерскую при Союзе Архитекторов России. Его называли «нашим главным деконструктивистом» и «первопроходцем хай-тека».

📐 Бюро ASADOV занимается разработкой различных проектов — градостроительных комплексов, общественных, культурных и спортивных сооружений, многоэтажных и частных жилых домов, интерьеров и благоустройства. Александр Асадов почти отошел от проектирования, но его сыновья — Андрей и Никита продолжают его дело.

🗣 Александр Асадов: «Для меня оказался поразительным открытием Константин Мельников. Это было свежее впечатление, а его проекты очень энергичны, я думаю, что он „зарядил“ мою молодую душу… У него есть два начала, первое — сногсшибательное нерациональное движение души: а не сделать ли, чтобы все крутилось, или куда-то уехало в сторону. Идея, сделанная так, чтобы все ахнули и упали. Такая вот русская широта и бесшабашность. А вслед за этим идет смекалка, кулибинщина, изобретательство — то есть на смену нерациональному движению души приходит очень рациональное придумывание решений».

Проекты бюро ASADOV 👇

💍 Пристройка к зданию ломбарда в Москве. Выполнена в виде сложной, эмоционально насыщенной композиции. Включает два уровня гаражей, офисы и пентхаус. В этой архитектуре виден поздний советский постмодернизм.

🔄 Торгово-пешеходные мосты на МКАД и на Третьем транспортном кольце. В 1990-х и 2000-х Москва активно развивала свою транспортную инфраструктуру. Ремонтировался МКАД, строилось Третье транспортное кольцо. Бюро Асадова спроектировало серию широких торгово-пешеходных мостов, а также разрабатывало шумозащитные экраны, автобусные остановки. Это скромная по смыслу инфраструктура, деконструктивистскими формами бюро пытается разнообразить ландшафт многополосных автострад.

🚗 Мерседес-Бенц центр «Авилон». Стеклянный «стакан» с наклонными стенами, внутри множество тонких металлических опор. Сверху огромный фонарь в форме логотипа «Мерседеса». Здание включает демонстрационный зал продажи автомобилей в трех уровнях, блок офисов и сервисного обслуживания.

🏥 Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Состоит из нескольких ярких объемов, словно сложенных из разноцветных кубиков, и цветными вставками на фасадах. Асадов рассказывал, что архитектурное решение подсказали сами врачи. Они попросили создать «очень оптимистичное здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру, ведь в нем будут жить уже выздоравливающие дети».

🛫 Аэропорт в Перми. Образ здания навеян крылатыми фигурами ангелов из коллекции деревянной скульптуры в Пермской государственной художественной галерее. «Так родился образ исполинского крыла ангела, осеняющего собой пассажиров, и показывающего, что у города появился свой новый ангел-хранитель», — рассказывают на сайте бюро. При этом все функциональные зоны оптимально размещаются внутри периметра со стороной 140 метров, обеспечивая удобные и безопасные коммуникации внутри комплекса.

1. Евгений Асс
2, 3. Выставки проектов студентов МАРШ
4–6. Арсенал в Нижнем Новгороде, 2014
7, 8. Реконструкция парка Музеон, 2013
9, 10. Дом в Кратово, 2015

Теперь давайте познакомимся с российским архитектором Евгением Ассом и его проектами.

👤 Евгений Асс окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) и в течении долгого времени преподавал в нем. В 1970-е работал архитектором в Управлении Моспроект-1. В 1997 году открыл собственное проектное бюро «архитекторы аск» (с 2003 года «архитекторы асс»). В 2012 году основал и возглавил архитектурную школу МАРШ. Евгений Асс известен своей активной гражданской позицией и требовательностью — как и врач, прежде всего архитектор не должен «навредить». Поэтому у архитектора не так много проектов, а самые значимые — выставочные и образовательные.

🗣 Евгений Асс: «Что мы видим сегодня — крупные девелоперы создают рынок, который наполняет города огромным количеством, мягко говоря, сомнительной архитектуры. Выращены батальоны, целые дивизии архитекторов, работающих на этот рынок. Результаты налицо. Ни в какой сфере нельзя слепо подчиняться рынку, а критическое к нему отношение — как раз одно из обязательных условий любого творчества, в том числе и архитектурного… Все-таки архитекторы работают для общего блага, а не для чьего-то личного обогащения и бесконечной застройки земного шара».

Проекты Евгения Асса и бюро «архитекторы асс» 👇

🎓 Российский проект Венецианской архитектурной биеннале. В 2004 году Евгений Асс стал его художественным руководителем. Проект назывался «Архитектурная мастерская» и был не экспозиционным, а образовательным: за десять недель работы архитектурной биеннале прошло десять семинаров, в каждом из которых приняли участие десять российских студентов или молодых архитекторов — всего 100 архитекторов за все время. Многие участники этого проекта впоследствии оказались весьма успешными архитекторами.

🧩 Арсенал в Нижнем Новгороде. В ходе реконструкции историческое здание стало выставочным пространством для центра современного искусства. Сам Евгений Асс говорил, что «главным было желание выявить внутреннюю энергию исторического здания, вскрыть его анатомию, обнажить структуру и материал. И в то же время сделать так, чтобы памятник открылся сегодняшней культуре, чтобы современная жизнь и современное искусство смогли бы органично встроиться в него».

🖼 Парк искусств «Музеон». Концепция реконструкции парка предлагала объединить Музеон и Крымскую набережную, где сделали велосипедные и пешеходные дорожки. Также здесь установили деревянную лестницу с видом на набережную, соединяющую по диагонали Крымский вал и стрелку Болотного острова. В ближайшей к Крымскому валу части Музеона построили круглый павильон «Школа». Деревянные дорожки-помосты связали набережную и вход в парк.

🏡 Дом в Кратово. Частный двухэтажный дом для одной семьи, с мансардным помещением, построен из деревянного клееного бруса. Проект предусматривал большие открытые террасы как на первом, так и на втором этаже. Основным композиционным центром в интерьере стала открытая лестница на второй этаж.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;