angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рене Магритт

Двойственность — главный художественный прием Магритта

Творчеству Магритта свойственна двойственность: на одной картине он часто изображает одинаковые предметы, вырезанные силуэты и похожие фигуры. Зачем? Разберем картины, которые объединены этим приемом.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусства. Просто о важном»

1. Джорджо де Кирико. Две сестры, 1918
2. Рене Магритт. Две сестры
, 1925

Разберемся в теме двойственности и повторений в творчестве Магритта.

🧩 Магритт создает ребусы из похожих элементов. Это могут быть одинаковые предметы или разные, но одинаковой формы и цвета. Художник предлагает зрителю самому найти между ними разницу и сделать выводы.

Пример — «Две сестры» 👇

🖼 Это ответ на одноименную картину де Кирико. У него две сестры — это манекены разных цветов. Де Кирико часто пишет манекены вместо людей — это его способ показать объект без личности, без внутреннего наполнения. Такие приемы заинтересуют сюрреалистов, и особенно Магритта.

👥 У Магритта две сестры — тоже манекены, но с лицами. Две го<ловы на постаментах, у одной глаза закрыты, у второй открыты. Это делает головы одушевленными и пугающими. Иррациональный страх — частая эмоция от творчества Магритта.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рене Магритт

1. Двойная тайна, 1927
2. Репродуцирование запрещено, 1937

Перед нами еще два примера «двойничества» в творчестве Магритта.

⚪️ «Двойная тайна». На картине снова показаны две фигуры, но будто составленные из одного человека, который отдал часть лица. В открывшемся пространстве мы видим круглые колокольчики — частый мотив у Магритта. В этом нет никакого смысла, зрителю предлагается найти собственные ассоциации и ощущения. Как и другие сюрреалисты, Магритт делает зрителя соавтором картины и предлагает заглянуть в себя.

📕 «Репродуцирование запрещено». Это портрет поэта Эдварда Джеймса, но герой изображен со спины — и отражение в зеркале вопреки законам физики тоже смотрит в другую сторону. При этом книга на полке отражается правильно. Кстати, это «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По — любимого автора Магритта.

Рене Магритт

1. Декалькомания, 1966
2. Серебряная брешь, 1926
3. Неожиданный ответ, 1933

Еще одна вариация двойственности у Магритта — вырезанные силуэты реальных объектов или случайные бреши, сквозь которые видно другую реальность.

🎩 «Декалькомания». Дыра в занавеске вырезана по силуэту мужчины в котелке — мы поговорим об этом мотиве позже. Декалькомания — технология производства печатных оттисков, чтобы наносить изображения на поверхности. В копии человека скрывается небо, полное облаков. Что скрыто в самом человеке, остается загадкой.

✂️ «Серебряная брешь». В стене вырезана брешь неправильной формы, через которую в пространство картины попадает другая реальность — и тоже с колокольчиками.

🚪 «Неожиданный ответ». В двери большая дыра, похожая на пятно. Неизвестно, что находится за дверью — сквозь дыру видно только дощатый пол. «Неожиданный ответ» на показанную ситуацию остается на совести зрителя.

Рене Магритт

1. Портрет Жоржетты Магритт, 1926
2. Человеческий удел, 1933
3. Прекрасная пленница, 1931

Магритт любит играть с пространством и обманывать зрителя. Один из способов — картина, помещенная внутрь картины.

Вот как это работает 👇

🖼 Добавляет новое измерение. В «Портрете Жоржетты Магритт» сам портрет висит в воздухе, а рама только прислонена к нему. Это создаёт непонимание пространства.

🕊 Размывает грань между реальностями. Мы это увидим в картине «Ноктюрн»: птица вылетает из темной картины с костром в пространство основного полотна.
Загадывает загадки. В картинах «Человеческий удел» и «Прекрасная пленница» картины на мольбертах продолжают реальность. Но можем мы быть уверены, что за мольбертами на самом деле есть это дерево, эти дома? Вопросы остаются без ответа.

Рене Магритт

1. Избирательные сходства, 1933
2. Красная модель, 1935
3. Великанша, 1929
4. Комната для прослушивания, 1952

Магритт часто добивается сюрреалистического эффекта, совмещая подходящие друг другу предметы, но в странном контексте.

Что он при этом разрушает 👇

⁉️ Логические связи. Магритт интересуется связями между предметами, но не разрушает их полностью, а играет с ними.

🥚 «Избирательные сходства». В клетке находится яйцо. Логическая связь есть, но предполагает промежуточное звено — птицу. Без него возникает ощущение странного и нелогичного — более сильное, чем если бы в клетке лежал более далекий по смыслу предмет.

👞 «Красная модель». Между ботинками и ногами есть связь, но здесь она размывается — одно превращается в другое.

🔎 Масштаб. Магритт ставит рядом несоразмерные предметы, но зритель не может сказать, какой из них неправильного размера.

👤 «Великанша». Мужчина стоит перед женщиной-великаншей в огромной комнате. Но может быть, женщина и комната нормальные, а сам мужчина маленький? Мы не можем ответить на этот вопрос — а название запутывает еще больше.

🍏 «Комната для прослушивания». Та же история: или яблоко гигантское, или его положили в комнату кукольного домика. Ответ остается на совести зрителя.

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;