Рене Магритт
Повторяющиеся мотивы: бильбоке, картина внутри картины и черные горы
Магритт — художник, который не стесняется цитировать самого себя. Узнаем, почему на его картинах так часто повторяются отдельные предметы и целые мотивы.
Рене Магритт
1. Встреча, 1926
2. Ноктюрн, 1925
Начинаем говорить о повторяющихся мотивах, которые можно увидеть на разных картинах Магритта. Первый такой мотив — бильбоке.
Давайте посмотрим, что это такое 👇
🟤 Бильбоке — деревянная игрушка. К рукоятке привязан шар с отверстием, задача — подбросить и поймать этот шар одной из сторон рукоятки.
🖼 Магритт сделал бильбоке самостоятельным объектом, вырвав из привычного контекста. Игрушка напоминает и шахматную фигуру, и деталь мебели, и деревянный манекен без лица — еще одна отсылка к де Кирико.
♟ «Встреча». Несколько бильбоке расставлены, как шахматные фигуры. В то же время это люди, в центре «головы» у которых — единственный глаз. Предметы, изображающие обезличенных людей — любимая тема сюрреалистов.
🎻 «Ноктюрн». Здесь бильбоке со струнами и резонаторами в форме буквы f, как у скрипки. Оно напоминает человеческую фигуру. Один объект имеет несколько характеристик сразу — частый прием у Магритта.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРене Магритт
1. Запах бездны, 1928
2. Владение Арнхейма, 1938
3. Место на карте, 1955
4. Стеклянный ключ, 1959
У Магритта можно увидеть черные горы, на фоне которых происходит действие картины. Они появились не просто так: это воспоминание из детства.
♠️ Магритт вырос в местах, где добывали уголь. Вокруг угольных шахт росли шлаковые отвалы — те самые черные горы, которые отпечатались в сознании художника.
⛰ Пугающие пейзажи — черта всех сюрреалистов. Странные виды способствуют передаче атмосферы сна и мрачным раздумьям.
Рене Магритт
1. Влюбленные, 1928
2. Влюбленные, 1928
3. Изобретение жизни, 1928
Лица, закрытые тканью — один из самых узнаваемых образов Магритта. За ним скрывается личная трагедия художника.
◼️ Когда Магритт был маленьким, его мать трагически погибла. Мальчик увидел ее тело с лицом, накрытым ночной рубашкой. Этот образ сильно отпечатался в памяти Магритта и стал частой деталью его картин.
Что это означает 👇
👤 Закрытое лицо — способ обезличить человека. Это частая тема сюрреалистов: в мире, где людей на войне убивали тысячами, отдельный человек — ничто, и нам незачем видеть его лицо. Магритт использовал детский образ, чтобы выражать актуальные идеи.
❤️ «Влюбленные» — одна из самых известных картин Магритта. С одной стороны, любовники ослеплены своей любовью. С другой — их лица скрыты от зрителя, главное не они сами, а то, что между ними происходит.
👩 «Изобретение жизни». Женщина стоит рядом с фигурой, накрытой тряпкой. Фигура напоминает человеческую, но мы не знаем, что это на самом деле. «Изобретение жизни» похоже на выступление фокусника.
Рене Магритт
1. Сын человеческий, 1964
2. Человек в котелке, 1964
3. Голконда, 1953
Мужчина в котелке — одна из главных загадок Магритта. Кто он, писал ли Магритт сам себя, почему его лицо скрывает яблоко, о чем это все?
Давайте разбираться 👇
Человек в котелке — образ самого обычного человека. Это заурядный клерк, который ничем не выделяется. Не зря у него почти всегда закрыто лицо. Кстати, это могут быть и автопортреты: Магритт сам одевался подобным образом и вообще вел скромный образ жизни.
🍏 «Сын человеческий». Самая известная работа Магритта на эту тему. Яблоко — мифологический и религиозный символ: это и яблоко раздора, и запретный плод. Вырванный из привычного контекста, символ лишается всех смыслов и становится просто яблоком.
🕊 «Человек в котелке». Здесь Магритт делает то же самое: голубь — просто голубь, а не символ мира или Святого духа.
🕴 «Голконда». Дождь из одинаковых мужчин говорит об обезличенности человека. Но Магритт не зря здесь прописал лица: если присмотреться, видно, что они разные — как и позы. То есть обезличенность — это приобретенное качество, которое люди выбирают добровольно.
*Голконда — древняя крепость в Индии, бывший центр алмазной промышленности. Ее название — синоним кладези богатства.
Рассуждая о картине «Голконда»
В начале урока мы искали пересечения в картинах Магритта и де Кирико, а сейчас предлагаем сравнить нашего героя с другим известным сюрреалистом — Максом Эрнстом.
Посмотрите, как художники изобразили лесные мотивы. Подумайте, какие ассоциации у вас возникают? Проанализируйте, на какие мысли наталкивают эти картины?
Первая работа принадлежит кисти Эрнста, вторая — Магритта.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день