angle-down facebook instagram vkontakte warning

Рене Магритт

Стиль Магритта: сюрреализм

Магритт писал в стиле сюрреализма, но в своей уникальной манере. Узнаем, как она формировалась, в этой части.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Поговорим о сюрреализме и о том, что в этом направлении нашел Магритт. Начнем с одного исторического события и одного ученого, которые в начале 20 века отменили рациональное.

💣Первая мировая война. Самый крупный на тот момент военный конфликт потряс Европу. Война свела на нет все достижения цивилизации Просвещения — мир разочаровался в рационализме, который привел к трагедии.

👓 Зигмунд Фрейд. Создатель психоанализа первым сказал: в каждом человеке есть что-то глубинное, темное, более близкое инстинктам, чем разуму. Его учение о подсознании повлияло на сюрреалистов. Они считали, что это важнее и честнее, чем наносные рациональность и нравственность.

Кстати, сам Магритт скептически относился к учению Фрейда, хотя его личные глубинные переживания явно отражались на творчестве.

1. Джорджо де Кирико. Гектор и Андромаха, 1912
2. Джорджо де Кирико. Неуверенность поэта, 1913
3. Джорджо де Кирико. Пьяцца д'Италия, 1913
4. Марсель Дюшан. Фонтан, 1917
5. Макс Эрнст. Китайский соловей, 1920
6. Софи Тойбер-Арп. Голова Дада, 1920
7. Курт Швиттерс. Мерцбау, инсталляция, 1923–1937

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о предшественниках сюрреалистов — Джорджо де Кирико и дадаистах.

🏛 Джорджо де Кирико. Итальянский художник, который сторонился абстрактной живописи. Он писал узнаваемые понятные образы, но помещал их в необычный контекст: скульптура и перчатка на фоне здания, герои — манекены без лиц, пространство без воздуха. Он смог передать в живописи логику сна — непонятную и неуютную. Де Кирико называл свою живопись метафизической, то есть не поддающейся рациональному осмыслению. Сюрреалисты возьмут многие его приемы — особенно Магритт.

🚽 Дадаисты. Они раньше сюрреалистов почувствовали абсурдность мира во время Первой мировой войны. Дадаисты тоже помещали предметы в необычный контекст: самый известный пример — Марсель Дюшан, который выставил писсуар в музее. Для дадаистов абсурд — это цель, само название «Дада» не имеет никакого смысла. Сюрреалисты сделали абсурд средством, чтобы через него открывать новые смыслы.

Об интересе сюрреалистов к картинам де Кирико

Рене Магритт

1. Сущность материи, 1928
2. Избирательные сходства, 1933
3. Условия человеческого существования, 1935
4. Великое столетие, 1954
5. Счастливый даритель, 1966

В ранние годы Магритт перепробовал разные стили — узнать в них его руку не так легко. И только к 1925 году начнет формироваться стиль, с которым Магритт стал всемирно известным.

Вот его черты 👇

🚪 Реалистичные предметы. Магритт пишет очень точно и реалистично, даже несколько отстраненно. Обычно яблоко на его картинах — это яблоко, дверь — это дверь, а часы не растекаются, как, например, у Дали.

🌩 Необычный контекст. Позаимствованный у де Кирико прием: реалистично написанные предметы находятся в странном взаимодействии друг с другом и пространством: яйцо лежит в клетке, картина на мольберте продолжает пейзаж за окном, а над ночным городом раскинулось дневное освещенное солнцем небо.

👥 Двойственность. Еще один прием де Кирико. На картинах Магритта много двойников или похожих друг на друга персонажей и предметов.

🍏 Повторяющиеся мотивы. Их у Магритта очень много: мужчина в пальто и цилиндре, закрытые тканью лица, картина в картине, игрушка бильбоке, вырезанные в стене силуэты.

👤 Ощущение одиночества. Картины Магритта отстраненные, меланхоличные, в них нет динамики.

В завершение этой части предлагаем проверить, получится ли у вас отличить работы — Джорджо де Кирико и Рене Магритта.

Подумайте, на что надо обращать внимание, чтобы отличить художников?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;