Густав Малер
Биография и вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья»
Малер в 10 лет уже выступил с первым фортепианным концертом, а позже стал величайшим дирижером, хотя никогда не обучался этому. Поговорим о биографии композитора и истории одного песенного цикла.
Давайте сперва познакомимся с биографией композитора.
👤 Малер родился 7 июля 1860 года в Богемии (современная территория Чехии), входившей тогда в состав Австрийской империи. Композитор был вторым ребенком в семье потомственного трактирщика, а всего у него было 13 братьев и сестер (до взрослого возраста дожили только пятеро из них).
👶 Уже в 6 лет Малер освоил фортепиано, в 10 состоялось его первое концертное выступление, а в 15 лет он поступил в Венскую консерваторию. Будучи студентом консерватории, Малер слушал лекции по истории и философии в Венском университете, а на жизнь зарабатывал преподаванием уроков игры на фортепиано.
🇦🇹 Вена, которая уже на протяжении столетия была одной из музыкальных столиц Европы, стала для Малера второй родиной, приобщила его к шедеврам музыкальной классики и к новейшей музыке, определила круг его духовных интересов.
🎻 Малер никогда не обучался искусству управления оркестром. Свой первый дирижерский ангажемент принял в Лайбахе (современной Любляне) в 1881 году. Про него говорили, что «дирижером он, по-видимому, родился» — в его управлении оркестром было немало такого, чему ни научить, ни научиться невозможно.
📙 Одним из наиболее близких Густаву Малеру писателей был Федор Михайлович Достоевский. Малер говорил Арнольду Шенбергу по поводу его учеников: «Заставьте этих людей прочесть Достоевского! Это важнее, чем контрапункт». Также Малер был большим поклонником Петра Ильича Чайковского.
🇺🇸 Последние годы жизни Малер провел в Америке. В 1907 году он принял приглашение на должность дирижера Metropolitan Opera в Нью-Йорке, а вскоре стал дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра. И только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения. Скончался в Вене в 1911 году и был похоронен на Гринцингском кладбище рядом с любимой дочерью.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Послушаем вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья», узнаем, чем он интересен, и подробно обсудим каждую часть.
🎶 «Песни странствующего подмастерья» появились довольно случайно. Начало 1880-х годов для Малера было временем очень несчастливым — в 1880-м году он не выиграл композиторский бетховенский конкурс в Вене, чем был страшно разочарован. Победа дала бы ему средства, чтобы заниматься композицией, но этого не случилось, и ему пришлось выбирать наиболее популярный и оплачиваемый навык — дирижирование. Дирижером устроиться сразу не получилось, особенно в Вене, где их и так хватало.
🧳 Малер начинает странствовать по городам и весям и часто работает с оркестрами совершенно удручающего уровня — с ремесленным отношением к своему труду. Малеру это все глубоко отвратительно, но тем не менее он продолжает с ними работать, и не думает о композиции.
🎭 И в 1883 году его приглашают в Королевский театр в достаточно богатом, но провинциальном немецком городе Касселе. Малер имел репутацию блестящего пианиста и дирижера, а его композиторские опусы понимания не находили. И вот он влюбляется в певицу Йоханну Рихтер (она осталась благодаря Малеру), которая отвечает ему отказом. И из этих переживаний Малера и рождается этот цикл.
✍️ Стихи, как и музыку, Малер пишет сам, только первая песня взята из сборника народных песен «Волшебный рог мальчика». Что это за музыка? С одной стороны, Малер наследует традиции Шуберта: мы слышим тему странствия, тему пути, ведь по сюжету подмастерье из-за несчастной любви выходит скитаться в большой мир. Язык здесь очень современен, а инструментовка крайне необычна.
🎵 Вокально-симфонический цикл рассчитан на исполнение в сопровождении оркестра, но выразительные средства используются весьма умеренно и мудро — ровно столько, сколько необходимо для нужной краски. Во всей музыке, в каждом моменте есть какое-то ощущение зачарованности, а это уже явление постромантическое. Хочется сразу связать этот цикл и с «Зимним путем», и с «Прекрасной мельничихой» Шуберта, но здесь выразительные средства оркестра лаконичны, как и сам цикл. В нем всего четыре песни, пусть и довольно больших. Важное отличие цикла от большинства других романтических вокальных циклов: «Песни странствующего подмастерья», несмотря ни на что, кончаются счастливо.
«Песни странствующего подмастерья» — цикл из четырех песен. Давайте подробнее поговорим о каждой из них.
🎵1️⃣ Первая песня «Бел как снег твой наряд» несколько напоминает Gute Nacht Шуберта. По сюжету лирический герой переживает, что возлюбленная выходит замуж за другого, и эта трагедия очень глубоко и сильно по нему бьет — он не хочет жить. Вместе с тем, как человек чувствительный, он видит, как прекрасна жизнь, и музыкально это отражается в том, что «Первая песня» написана в двух чередующихся тональностях — ре минор и соль минор. Здесь есть такое же чередование двухдольного и трехдольного ритмов и чередование двух темпов — allegro и andante. Сделано это, кончено, очень тонко.
🎶2️⃣ Вторая песня «Солнце встало над землей»: герой, очевидно, выходит из города, пока еще ночь, и наблюдает прекрасный пейзаж, который озаряется солнцем. На какое-то время это отвлекает его от переживаний, но все-таки они возвращаются вновь к концу песни.
🎵3️⃣ Третью песню — «Кинжал, как пламя жгущий» — можно назвать кульминацией цикла. Она очень драматична, очень плотна по оркестровой фактуре и может считаться неким «пробуждением ото сна»: можно проснуться, как Белоснежка, от поцелуя прекрасного принца, а можно проснуться «к гневу» и «к ярости» — это окрашивает взгляд на реальность в определенные тона, но такая реальность тоже имеет место. Третья песня Малера — это предвестие катарсиса четвертой песни, но для наступления ясности необходимо пережить весь тот гнев, который клокочет внутри.
🎶4️⃣ Последняя, четвертая песня цикла называется «Голубые глазки, лучистый взгляд» и начинается как траурный марш. Интонации траурного марша нам уже хорошо известны, но в конце он превращается в мерное покачивание, будто бы это колыбельная. Если такой конец и не очень счастливый, то тем не менее не негативный: герой успокаивается, в его жизни будет какая-нибудь новая любовь — нам об этом неизвестно, но история выглядит завершенной по сравнению с «Зимним путем», где есть бесконечное странствие из ниоткуда в никуда. Мы послушаем этот цикл в исполнении Дитриха Фишера-Дискау, запись 1952 года.
→ Густав Малер. «Песни странствующего подмастерья».
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 18 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день