angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Густав Малер

Вокальный цикл «Песни об умерших детях» и сборник «Волшебный рог мальчика»

Почти все свободное время Малер уделял симфониям, а вокальные произведения писал урывками в перерывах. Поговорим о двух таких работах, обсудим их историю и первоисточники.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы закончили разговор о симфоническом творчестве Малера и теперь поговорим о других его произведениях. Для этого вернемся назад во времени и поговорим о вокальном цикле для голоса и оркестра «Песни об умерших детях», который Малер писал с 1901 по 1904 год.

✍️ Дело не в том, что эта работа требовала от него большого напряжения и душевных сил — такого напряжения в принципе требовало все его творчество. Так он был устроен — в нем не было моцартовской легкости. Написать увертюру к «Дон Жуану» в день премьеры — вот такой способ композиторского существования был для него совершенно не представимым.

🎼 Малер был занят более крупными симфоническими проектами, и цикл из пяти песен продолжительностью около 20 минут он писал урывками в течение четырех лет. Стихи и название он взял из сборника «Песни об умерших детях» поэта-романтика Фридриха Рюккерта.

📖 Это не единственное обращение Малера к творчеству Рюккерта — в 1901 и 1902 году он написал несколько песен на его стихи, которые вошли в посмертно изданный сборник «7 песен последних лет». Насколько 1901 и 1902 год можно назвать последними годами — вопрос спорный, но учитывая, что премьера их была в 1905 году, это вполне объяснимо.

Густав Малер в период работы над циклом «Песни об умерших детях»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Фридрих Рюккерт, автор поэтического текста

Теперь давайте поговорим немного о самом сборнике Рюккерта и феномене детства.

👤 Фридрих Рюккерт (1788–1866) — поэт очень необычный для своего времени, с необычным интересом к востоку. Этот интерес он унаследовал от Фридриха Шлегеля в то время, когда вся Европа была увлечена римской древностью или Египтом. Шлегель обратил свой взгляд на восток — в Индию, и написал эссе «О языке и мудрости индийцев».

✍️ Сначала Рюккерт писал патриотические стихи, что было совершенно нормально и ожидаемо в то время, потому что романтизм как раз связан с подъемом национального духа. На эту тему у Рюккерта есть цикл произведений «Бронированные сонеты». И вот потом он обращается к этой шлегелевской линии изучения востока и даже становится профессором восточной литературы. К примеру, в стихотворении «Мудрость брахмана» есть строки, в которых проявляется его возвышенность и большая духовная восприимчивость:

О чем века тому назад
Шептали пальмы на Востоке,
О том же в крыше шелестят
Былинки северной осоки…

🖋 У Рюккерта была еще одна черта — это удивительная легкость письма, то есть он не испытывал ни творческих кризисов, ни трудностей в написании стихов — они лились из-под его пера, как вода льется из открытого крана. Качество у них было не ровным, но к моменту создания цикла «Песни об умерших детях» он как раз обрел достаточное мастерство. Это цикл из 432 стихотворений, которые он посвятил двум своим умершим дочкам. И 432 стихотворения — даже если они короткие, это все равно огромный корпус текстов. И как в романе Джеймса Джойса «Улисс» день Леопольда Блума описан с величайшей подробностью, так и в этом цикле Рюккерт отражает все грани своих переживаний по поводу потери детей.

🔳 Еще вчера было все хорошо и ничего не предвещало беды, а сегодня уже ужасно. Сегодня ужасно, но тем не менее природа вокруг прекрасна. Он задается вопросом: почему вообще умирают дети? Это вопрос, на который не может христианская теология дать человечный ответ. А Рюккерт, несмотря на глубокий и подлинный интерес к востоку, все-таки жил в христианском обществе и существовал по предложенным этим обществом моделям. Давайте послушаем цикл «Песни об умерших детях» в исполнении оркестра Варшавской филармонии.

Густав Малер. «Песни об умерших детях».
Видеопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 32 минуты.

Тема, затронутая Малером, очень тяжелая, но отношение к смерти тогда и сейчас довольно отличается. Чем? Давайте поразмышляем.

◾️ Такое отношение к детской смерти в каком-то смысле тоже продукт 19-го века. Институт детства был изобретен вовсе не маркетологами, которые занимаются продажами игрушек, детского питания и прочего. Его создали романтики, которые всегда держали в фокусе свои чувства, свои эмоции, и каждое, абсолютно каждое из них фиксировали, преувеличивали.

💫 Отношение к чувствам и эмоциям в эпоху классицизма, если мы говорим о музыке, было совсем иным. И как раз в этом цикле Рюккерта оставлено, наверное, самое глубокое и подлинное переживание этой темы — смерти бесконечно дорогих и бесконечно любимых, совершенно беззащитных и прекрасных существ.

🖤 То, что такая эмоциональность развилась в культуре благодаря вниманию к ней, вовсе не означает ее искусственности. Просто нужно помнить, что каждое время имеет свои признаки чувств. Хотя по духу безысходности у Рюккерта, кончено, можно найти пересечения с декадентами, и тонкость его переживаний, которая шла от самой способности чувствовать и воспринимать мир во всем богатстве его граней и оттенков, очень совпадала с малеровской.

Теперь разберем сборник песен «Волшебный рог мальчика».

🎵 Цикл песен «Волшебный рог мальчика» Малер создавал, начиная с рубежа 1890-х и заканчивая рубежом веков. Сначала это были несколько песен для голоса и фортепиано, потом он увеличил их количество, добавил оркестр, и в итоговый вариант, который чаще всего исполняется сейчас, вошло 12 песен.

🎼 Практически вся несимфоническая музыка Малера создавалась больше от случая к случаю, его основным интересом были симфонии. А «Волшебный рог мальчика» родился из поэзии — одноименного поэтического сборника, из которого Малер взял тексты и для «Песен странствующего подмастерья», и для симфоний со Второй по Четвертую.

📘 Книга его очень увлекала. Это сборник народных немецких песен почти вековой давности, который частично составили, частично написали два поэта из гейдельбергского кружка Ахим фон Арним и Клеменс Брентано. В это время в Германии происходит рождение романтизма. И если в 1830-е годы, о которых мы говорили подробно в беседах о Глинке и Шопене, не только в Германии, но и по всей Европе происходит поиск национального духа, национального своеобразия, то после наполеоновских войн появляется сама идея нации.

🙎‍♂️ Сознание многих людей было настроено на место их жительства или на профессию. В те времена можно было услышать такой диалог:

— Ты кто?
— Я сапожник!
— Нет, в смысле к какому месту ты принадлежишь?
— Ну я... Ich bin ein Berliner — Я берлинец!
— Но в Гамбурге тоже немцы, это части одной империи.
— Ну и что! Они гамбургцы, а я берлинец!

Примерно такой была логика.

🎓 Если в крупных городах, где были университеты, культурную жизнь как-то было возможно ощутить или воспринять, даже задуматься о единстве национального духа или о связи этого духа с языком, то в местах более глухих, конечно, массово такой идентичности родиться просто не могло. Это было открытие, до которого додумались просвещенные умы эпохи.

✍️ Австриец Моцарт писал оперы на итальянском — как и другие композиторы его времени. В этом не было ничего удивительного — их занимали совершенно другие вопросы, но эпоха романтизма все изменила. Она началась в том числе с гейдельбергского кружка.

🎓 Гейдельбергский кружок развивал идеи позднего Просвещения — в частности, размышления по поводу духа, абсолютного духа, духа нации. Это все наследие отчасти Гете, отчасти Шлегеля, отчасти Гегеля. И эти просвещенческие идеи дали миру много замечательного искусства, замечательной музыки. Сборник «Волшебный рог мальчика» составили два члена гейдельбергского кружка Ахим фон Арним и Клеменс Брентано.

🏞 С его составлением связан интересный курьез в духе Гаруна-аль-Рашида: Ахим фон Арним отправился в путешествие по Рейну, чтобы собирать и записывать фольклор. Он происходил из древнего, знатного и весьма богатого рода, но чтобы носители фольклора с ним свободно общались, одевался очень бедно. Как только об этом стало известно, о нем очень забеспокоились. С одной стороны, это было очень функциональным жестом, ведь Гарун-аль-Рашид по легенде ночью одевался в одежды нищего и выходил из дворца, чтобы понять, как живет простой люд. Было в этом что-то и от перевоплощения, и от примеривания на себя этого образа, и от шубертовского странника. Но Арним вовсе не был несчастен — у его путешествия была совершенно определенная цель.

✍️ Какие-то вещи из сборника были совершенно объективно досочинены. Но возобладала та точка зрения, что даже если Арним с Брентано все-таки что-то досочинили, они очень верно и точно уловили volksgeist — дух нации. Эта точка зрения принадлежала Гете. И по тому же принципу, кстати, создавалась и германская мифология, потому что до Гримма никакой мифологии не было.

👤 Надо упомянуть, что Вагнер воспринял не оригинальную германскую мифологию и то, что от нее осталось, а мифологию в изводе Гримма, который был занят поиском, — он был не только сказочником, но еще и филологом. Гримм серьезно занимался вопросами языкознания и искал первоосновы мифа. Он заметил, что мифы разных культур, которые совершенно не пересекались друг с другом, часто совпадают в общих моментах, и пришел к тому, что, скорее всего, так и работает язык, и что мифы и язык — это на самом деле две стороны одной медали.

🖤 Другое дело, что Якоб Гримм, как и Вагнер, говорил языком романтизма. Поэтому мифы были созданы и восприняты, но с учетом существующего фарватера мысли. И этот поэтический сборник занимал мысли Малера и был практически его настольной книгой, что неудивительно с его увлечениями: для последователей пантеизма и натурфилософии это было почти обязательное чтение.

Поговорим о музыке цикла.

🎼 Естественно, Малер не мог создавать музыку, которая соответствовала простосердечию и наивности этих текстов. Было совершенно другое время, совершенно другой мир. Все возвращение к истокам романтизма, или к эпохе Просвещения, как в Четвертой симфонии, — это образ утерянного рая. И если рай уже утерян, грехопадение произошло, то звучать эти тексты должны по-другому.

✍️ И Малер здесь делает совершенно модернистскую по духу вещь — волей-неволей вспоминаешь «Сатиры» Шостаковича на стихи Саши Черного. Песню «Хвала знатокам» можно сравнить с «Песней критику» на стихи Саши Черного — никакого мужчины с бородой там нет, но есть большой контраст между тем, насколько зол, насколько напитан ядом этот текст — опять же: это раннеромантический яд, в нем нет на самом деле ничего ядовитого. Видна абсурдность, это как монолог явного идиота, вырванный из какой-то пьесы.

👤 Но Малер решает усилить этот эффект — скорее всего, прекрасно понимая это, и поскольку он сам создавал контекст музыкой, то поступил очень театрально. Не надо забывать, что Малер — оперный дирижер, и кстати, совершенно замечательный. Он дал этому тексту совершенно наивную и очень простую музыку. Так что, если сопоставлять значение слов и настроение музыки, то можно сильно посмеяться над знатоком. Не играет никакого значения, что это спор между соловьем и кукушкой, потому что это все аллегории, мудрость народа изображается аллегорически. Может, народ и не знает слова «трансцендентное», но он, особенно глубинный, прекрасно это трансцендентное чувствует. Кстати, про это замечательно пишут Чехов и Татьяна Толстая.

Густав Малер. Цикл «Волшебный рог мальчика», песня «Хвала знатока».
Видеопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 2 минуты.

🎶 Еще одна песня, где звучат чудесные трубы, это мечты простого деревенского парня о солдатской службе — «Где звучат чудесные трубы». В оригинале мечты носят вполне искренний характер: рождается дух нации, хочется не просто поле пахать, а отправиться в поход, победить врага, принести славу отечеству, себе медаль, семье богатство. Но настроение песни таково, что совершенно понятно, что ничем хорошим эта служба не закончится. Однако в тексте ничего такого нет: если погибнуть, то погибнуть героем славно, в этом ничего страшного нет, наоборот, есть много хорошего. Однако опять музыка дает этому второй план, и в этом с самого начала такая грусть, такая тоска, что, конечно, поэзия приобретает совершенно другой смысл.

Густав Малер. «Волшебный рог мальчика». «Где звучат чудесные трубы».
Аудиопример на Ютубе.
Время прослушивания: 6 минут.

🎵 Закончим мы на радостной ноте. Одна из немногих действительно веселых, светлых и радостных, совершенно безоблачных, игривых малеровских песен как раз принадлежит этому циклу, и это песня «Кто придумал эту песенку?». Как и в разговоре о Шопене, мы под конец отмечаем, что в жизни Малера были не только скорбь, тоска и душевная боль — вся эта достоевщина, которую он отразил в музыке. Хотя Достоевского он знал, очень любил и ставил как писателя очень высоко. Но были в его жизни и светлые безоблачные моменты.

Густав Малер. «Волшебный рог мальчика». «Кто придумал эту песенку?».
Видеопример на Ютубе.
Время прослушивания: 2 минуты.

🔉 Прослушать весь цикл целиком:

Густав Малер. Цикл «Волшебный рог мальчика».
Аудиопример на Ютубе.
Время прослушивания: 47 минут.

Подведем итоги урока, посвященного творчеству Густава Малера. Что нам удалось послушать и обсудить?

🎵7️⃣ Мы обсудили Седьмую симфонию Малера, в которой он уходит от трагизма и уходит в абстракцию. Поэтому Седьмая симфония получается довольно отвлеченной: она имеет пять частей, которые не так масштабны, однако остается одна общая черта: первая и последняя части гораздо плотнее и энергичнее тех, что стоят между ними. То есть они как бы обрамляют высказывание и задают ему тон.

🎵8️⃣ Мы обсудили Восьмую симфонию, которая была написана Малером в домике в Майерниге за несколько недель. Это произведение было выведено Малером за рамки принятых жанров — это и не кантата, и не оратория, и не произведение для оркестра и солистов с хором, и не симфония в полном смысле — это все вместе и ничего из этого по отдельности. Первая и вторая части связаны тональным планом и тематическим материалом.

🔉 Мы послушали цикл «Песни о земле», который был написан Малером во время суровых жизненных испытаний. После смерти дочери он не смог больше ездить в Майерниг и, чтобы закончить «Песнь о земле», уехал в Тироль. Это скепсис Малера не только по поводу китайского миросозерцания, единения с природой, что было близко к пантеистическим взглядам Малера, но и по поводу всего мира, всей его красоты, которую можно увидеть, услышать, воспринять, почувствовать.

🎵9️⃣ Мы послушали Девятую симфонию, которую он создавал также во время большого кризиса. Если попытаться объяснить, о чем эта музыка, то конкретного ответа дать не получится. Она одновременно и о неотвратимости смерти, и о красоте и богатстве жизни. Здесь Малер будто бы пишет не о себе, уже довольно тяжело больном и глубоко несчастном, а о ком-то другом, о событиях жизни человека, за которым наблюдает свысока, и как раз эта высота и придает высказыванию всеобщность. Все вывернуто наизнанку: первая часть симфонии — andante, вторая часть — scherzo, третья — rondo, четвертая — adagio.

🎵🔟 Мы обсудили Десятую, неоконченную симфонию Малера. Более или менее была закончена только первая часть симфонии. Это самая диссонантная симфония Малера с самыми смелыми невообразимыми гармониями, при этом в ней есть удивительная простота и ясность, которая свойственна жанру lied и в особенности шубертовским песням.

👤 Англичанин Дерек Кук взялся перевосстановить симфонию с помощью черновиков Малера и создал то, что сейчас малеровское общество считает достойной реконструкцией Десятой симфонии.

⚫️🎶 Мы поговорили о вокальном цикле для голоса и оркестра «Песни об умерших детях», который Малер писал с 1901 по 1904 год. Стихи и название он взял из сборника «Песни об умерших детях» поэта-романтика Фридриха Рюккерта.

📯 Мы послушали сборник песен «Волшебный рог мальчика», который родился из поэзии — одноименного поэтического сборника, откуда Малер взял тексты и для «Песен странствующего подмастерья», и для симфоний со Второй по Четвертую.

🎼✨ Одна из немногих действительно веселых, светлых и радостных малеровских песен как раз принадлежит этому циклу — «Кто придумал эту песенку?». Это произведение показывает, что в жизни Малера были не только скорбь, тоска и душевная боль, но были и светлые безоблачные моменты.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;