angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Малер

Симфония N 1 ре мажор и симфонизм

При жизни Малер считался лишь выдающимся дирижером и только после смерти в нем признали талантливого симфониста. Начнем разговор о том, как складывались его отношения с симфониями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

👤 Ян Сибелиус говорил: «Малер — композитор? Да он оперный дирижер!» Почему к Малеру было такое отношение? Дело в том, что Малер, оказавшись в Вене в 70-е годы, стал свидетелем чрезвычайно бурной венской культурной жизни — он слышал Брамса, выступления всех выдающихся певцов и певиц того времени — к примеру, Аделины Патти или Паулины Лукки. И кончено же, он застал приезд Вагнера в 1875 году, который обернулся для Вены настоящей вагнероманией — музыкальный мир сошел по нему с ума.

🎹 На Малера больше повлияли Вагнер и Брукнер, чем тот же Брамс, который был одним из столпов немецкого симфонизма, — в отличие от Малера, это совершенно другой вид музыкального мышления. Малер мыслит мелодиями, он замечательный мелодист и фантастически владеет колоритом оркестра, наверное, чувствуя его так тонко, как никто в его время не чувствовал. Мы не хотим обидеть ни Брамса, ни Петра Ильича Чайковского, но признаем, что тонкость, с которой Малер выстраивает всю звуковую палитру, феноменальна.

🎼 Показательно, что в его симфониях нет никакого интереса к развитию, при этом они вовсе не примитивны — они очаровательны. Но название симфоний, в строгом смысле, для них не вполне подходит — это контрастные эпизоды. Малер переставлял медленные и быстрые части местами, снабжал симфонию огромным количеством частей, что до него сделал Берлиоз. Он все время метался между наличием программы и ее отсутствием, говоря, что литературная программа не вполне удовлетворяет музыкальному содержанию, а музыкальное содержание пересказать в словах довольно сложно. И когда говорят, что Малер реформировал симфонию — это не вполне точно, потому что для того, чтобы реформировать симфонию, ее надо освоить.

🎵 В симфонии, которая в начале 20-го века в Германии уже почти исчезла, Малер отразил распад целого. Если Сибелиус на протяжении почти трех десятилетий 20-го века пытался собрать воедино симфоническую форму, придать ей новое звучание, то Малер просто называл эпичные произведения симфониями, а сами произведения построены по принципу «скорее вариация, чем развитие» и были весьма оперными по духу.

Поговорим о первой симфонии Малера и узнаем ее литературную основу.

🎵 Свою первую симфонию, которая впоследствии получила заглавие «Титан», Малер писал довольно долго, урывками, и закончил в 1888 году. Как раз умер Император Вильгельм I, и был объявлен 10-дневный траур. Таким образом, Малеру не нужно было дирижировать, и он мог спокойно заниматься работой.

🧐 В первой редакции произведение называлось «Симфоническая поэма в двух частях», и никто в нем ничего не понял. Даже близкие друзья Малера не оценили того, что он написал, и были крайне разочарованы. Поэтому Малер создал вторую редакцию.

🎶 Первое исполнение симфонии провалилось, и Малер по совету друзей решил дать симфонии и ее частям названия, связанные с немецкой литературой. Она стала не «Симфонической поэмой в двух частях», а симфонией в двух разделах и пяти частях под названием «Титан» — по одноименному роману Жана Поля.

📖 В романе рассказывается история взросления принца, который не знает, что он принц, но предопределенная ему судьба (хотя она ему неизвестна) накладывает некоторый отпечаток на его личность. Он, в отличие от других персонажей романа, по-настоящему жив, объемен и выглядит здоровее, чем прочие герои. Он напоминает толстовского героя, очутившегося в произведении Достоевского или Тургенева.

📝 Это история о человеке и обществе. Роман по нынешним меркам можно счесть слишком сентиментальным и иррациональным, поскольку основное внимание уделяется не смыслу, а богатому миру внутренних переживаний.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте подробнее поговорим о том, как устроена эта симфония, и разберем каждую ее часть.

1️⃣🎵 Первый раздел симфонии называется «Из дней юности». Это история взросления, подзаголовок раздела — «Цветы, плоды и шипы». Можно представить, что это путешествие по жизни довольно наивного, еще открытого миру, не очерствевшего душой героя, который сталкивается с разным — и с добром, и со злом: зло его ранит, а в добре он находит утешение, и все равно остается совершенно жизнелюбивым. Названия частей — «Бесконечная весна», «На всех парусах» — тоже говорят о том, что это переживания юности.

2️⃣🎶 Второй раздел симфонии называется «Человеческая комедия». Если как-то объяснять это с помощью литературы, то ближе всего будет «Горе от ума» Грибоедова, но с большей сентиментальностью. Юноша взрослеет, видит жестокий абсурд окружающего его мира, и первая часть второго раздела — это «Траурный марш», одна из традиционных частей симфонии или сонаты, и название ему дается «Звери хоронят охотника». Вдохновением для этой части послужила гравюра Морица фон Швиндта «Похороны охотника».

🎼 Пятая часть названа «Из ада в рай». В рай не совсем получается, потому что, несмотря на просветленные моменты, в музыке есть ощущение кризиса и боли.

🎹 И в этом виде успех симфонии не был слишком большим, а точнее — его не было вовсе. Литературная программа не вполне соответствовала содержанию симфонии — тому, что Малер имел в виду, и не вполне точно его отражала. В контексте того времени это не было очевидным, поэтому Малер создал третью редакцию. Он выбросил одну из частей из первого раздела — «Цветение» — и просто обозначил оставшиеся части темпами. И в этом виде уже издал симфонию.

Гравюра Морица фон Швиндта «Похороны охотника»

Продолжаем разговор о первой симфонии Малера.

🎵❤️ C точки зрения смысла это все еще романтическая музыка. Конфликт героя и общества совершенно характерен и для романтизма, и вообще для музыки 19-го века, например, у Бетховена. Про это очень любили писать и советские музыковеды, особенно про «Аппассионату» — потому что Ленин про нее сказал: «Ничего не знаю лучше Аппассионаты!». И не нашлось бы человека, который ему бы возразил: «А я знаю!».

⚡️ Столкновение идеализма и мрачной реальности — это романтическая черта, но эти симфонии предвещают эпоху fin de siècle, предчувствие того, что старый мир скоро закончится. Вроде бы даже нет к этому еще предпосылок, но это явно ощущается в воздухе. Такие настроения нарастают перед Первой мировой войной, но особенно чувствительные люди, наверное, могли уловить их еще в конце 19-го века.

♥️ В этой симфонии Малер пишет о личном, он говорит: «Эта симфония связана с любовными переживаниями, с „Песнями странствующего подмастерья“». Ее герой такой же wanderer, странник. Но все равно это удивительный пример того, как личное перерастает само себя и становится неким отражением эпохи.

♠️ Здесь чувствуется не только слом, но и некоторый спад, декаданс. Грустные финалы известны романтизму так же, как и произведения, сотканные сплошь из страдания. Но у Малера есть какое-то ощущение обреченности, и эта обреченность не того свойства что все обязательно кончится плохо. Это обреченность на неустойчивость, на то, что его герой всегда находится и будет находиться в кризисе, на каком-то разломе.

❄️ Здесь можно вспомнить и шубертовский «Зимний путь», но метания героя Шуберта устойчивы в своем постоянстве, то есть это путь из ниоткуда в никуда, какие-то зарисовки, картины. А у Малера есть несколько отправных точек, которые присутствуют одновременно в конфликте с друг другом. Если шубертовский странник объемен, подробен, одномерен, то здесь в дело будто бы вступают совершенно другие силы, которые являются не просто непонятным человеку жестоким роком, а чем-то принципиально непознаваемым, но тем не менее влияющим на его жизнь.

Густав Малер. Симфония № 1 («Титан») — Symphony No. 1 in D major ("Titan").
Видеопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 59 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;