angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Малер

Симфония N 3 ре минор и философия

У третьей симфонии довольно сложная, глубокая и исторически многогранная основа, она пытается объять необъятное. Начнем изучение с обсуждения ее историко-философских мотивов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обсудим третью симфоню Густава Малера.

🎵 Третью симфонию Малер пишет в течение 1895–1896 годов. Первого исполнения приходится ждать шесть лет — до 1902 года, и об этом мы поговорим отдельно. Если первая его симфония была посвящена теме человека и общества, то третья более глобальна — она не просто про человеческую судьбу, она про устройство всего мироздания и про взгляд на это устройство.

✍️ Здесь произошла история, похожая на историю с первой симфонией — частям дали названия, которые потом были изъяты, а затем Малер убрал одну последнюю часть. Говоря условно, Малер имел мендельсоновский взгляд на музыку и пытался совместить его с берлиозовским подходом. То есть он совершенно точно знал, что его музыка призвана выразить определенные вещи, но никак не мог подобрать к этим вещам слова. Ему казалось, что они не то скрадывают смысл, не то просто уводят слушателя по ложной дороге.

❓ Что повлияло на третью симфонию?

📘 На облик симфонии повлияло знакомство Малера с философией Ницше. Глубокого философского образования Малер не получил — конечно, он был образованным юношей, но читал только то, что тогда было модно в его кругу, а греческая философия в интерес его круга не входила. Поэтому представление об аполлоническом и дионисийском начале как первоосновах бытия он почерпнул именно из Ницше.

🏛 Конечно, он знал древних греков на уровне обычного образованного человека той эпохи, но не интересовался ими и не знал их так глубоко, как Скрябин. К тому же древнегреческое мировоззрение с его силой, цельностью, стойкостью было совершенно не близко Малеру, который скорее был настоящим романтиком и жил в мире сказок Гофмана, чем трагедий Софокла. Однако древнегреческий по своим корням пантеизм увлекал его своим богатством. Он воспринимал древнегреческих богов как мощные символы, архетипы, через которые можно рассказать о чем-то важном.

В симфонии мы можем увидеть следы и христианского мировоззрения, потому что все стадии космогенезиса были расположены в иерархическом порядке. Давайте разберемся, что к чему.

🏺 Древние греки, конечно, имели иерархию богов, но сложению иерархичности способствовали все-таки монотеистические религии, в том числе и иудаизм. Если мы посмотрим на каббалистическое древо сфирот, то увидим довольно жесткую иерархию и сложные взаимосвязи. Здесь, конечно, судить о корнях так однозначно не стоит. С одной стороны, по письмам Малера мы знаем, что это было влияние Ницше и увлечение пантеизмом, а с другой — Малер был иудеем. Сравнивают это еще с христианством и с христианской философией, но этого у Малера, пожалуй, меньше всего.

1️⃣🎵 Первую часть Малер называет «Лето шествует вперед» (Der Sommer marschiert ein — нем.). Первая часть огромна и сама по длительности как одночастная симфония (она звучит в среднем 35 минут). Лето — дионисийская сила, плодородие, творящее мир во всем его богатстве и буйстве красок. У Малера было прекрасное образное мышление, с одной стороны, достаточно сложное, с другой — довольно оперное. И первая часть — это марш витальных сил. Куда? Очевидно, в бой с противником — зимой.

Учитывая, что Малер отказался потом от названий, давайте отнесемся к этому с позиции допущения, поскольку не знаем, что хотел сказать автор. Мы знаем только то, что он в итоге сказал, и не будем претендовать на какую-то абсолютную правильность этой трактовки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Древо сфирот

Разберем вторую и третью части симфонии.

2️⃣🎵 Вторая часть меньше первой, и контрастирует с ней. Вторая часть называлась бы «Что мне рассказали цветы в поле». Она написана в форме менуэта — это одна из принятых частей сонаты или симфонии. Этот изящный танец, во-первых, замечательно подходит к цветочной теме, во-вторых, вступает в совершенно необходимый контраст с масштабной первой частью.

3️⃣🎶 Третья часть, которая должна была бы называться «Что рассказали мне звери в лесу», богата аллюзиями. По структуре третья часть трехчастна: скерцо, трио и реприза скерцо (это практически старая форма A-B-A). В скерцо Малер цитирует свою песню «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn на немецком). Начинается трио — и вдруг мы слышим сигнал почтового рожка. Для сельской местности, что в Австрии, что в Германии, это было совершенно обычным явлением — почтальон извещал о своем приходе. Но звучат фанфары, которые в точности цитируют сигнал «К отбою», который был тогда принят в австрийской армии. Скерцо повторяется, но не в первоначальном виде — его звучание прерывается мелодией почтового рожка. Еще одна интересная цитата — это мелодия «Арагонской хоты», которую мы уже слышали на неделе Глинки.

Густав Малер. «Волшебный рог мальчика».
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 2 минуты

А теперь завершим обсуждение третьей симфонии Малера, разобрав 4-ю и 5-ю ее части, и послушаем симфонию целиком.

4️⃣🎶 Четвертая и пятая части этой симфонии имеют текст. Четвертая часть называется «Что мне поведал человек», и текст здесь взят из «Песен Заратустры» Ницше. Текст четвертой части исполняет контральто — соло. Текст пятой части взят из цикла «Волшебный рог мальчика» и представляет собой довольно оригинально трактованный в романтическом духе христианский гимн.

5️⃣🎵 Пятая часть должна была называться «Что поведали мне ангелы». И мы наблюдаем такую иерархию: сначала у нас идет лето, то есть некая первотворящая сила, дальше неодушевленная природа — царство растений, потом царство животных, потом — человек, потом — ангелы. Что будет дальше? Ну конечно, любовь. Что еще мог ставить Малер выше всего? Изначально в конце была еще одна часть симфонии — «Что мне поведал ребенок», но потом Малер от нее отказался и решил все-таки закончить любовью.

❤️ Ставшая последней часть «Что мне поведала любовь» представляет собой нежнейшее марево звука, которое наращивает свою силу и доходит до экстаза. В 1902 году, когда симфония была наконец исполнена, ее успех был фантастический. Особенно всем понравилось последнее адажио. Адажиетто из пятой более известно, но и на это адажио тоже стоит обратить внимание, поскольку здесь очень ярко проявился замечательный дар Малера-мелодиста.

Почему так долго откладывалось исполнение этой симфонии? Во-первых, она сложная для музыкантов, во-вторых, требует большого состава, детского хора. Малеру было непросто организовать это исполнение, и лишь в 1902 году ему это удалось. С приходом нового века человечество, очевидно, созрело для этой музыки.

Густав Малер. Симфония № 3.
Видеопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 18 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;