angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Малер

Симфония N 5 до-диез минор и «Смерть в Венеции»

Пятая симфония — одна из величайших, созданных Малером. Адажиетто оттуда стало самым популярным произведением композитора. Разберем симфонию подробнее и посмотрим фильм, который сыграл большую роль в ее популяризации.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Чаще великими называют поздние симфонии Малера, однако Пятая очень хорошо выразила его качество, которое имплицитно присутствует во всей музыке, которую он писал — некое постоянное ощущение кризиса, нахождения на распутье.

🎵 В Пятой симфонии Малер размышляет в том числе над тем, в какую сторону ему дальше двинуться. Он отказывается от слов, не отказывается от программности, но программу эту никому не сообщает (кроме, может быть, самых близких людей). Во время работы над этой симфонией он встречается с Альмой Шиндлер, которая потом станет Альмой Малер, и после этой встречи последние части уже станут более радостными, чем первые. Это тоже еще одна, казалось бы, непредсказуемая перемена.

🔳 Начинается эта симфония с траурного марша — труба вступает на до диезе. Начало любой симфонии трудно, и здесь особенно интересно смотреть, что с этим до диезом делают дирижеры. Например, пятую симфонию Бетховена начать проще, но там не так много степеней свободы. А здесь много вариаций, и то, как начинают эту симфонию, многое говорит и о дирижере, и о трактовке.

🎼 Первая часть — траурный марш — написана в как бы сонатной форме, только вместо развития темы там контрастный эпизод. Малер не любил следовать сонатной форме, и здесь мы слышим медленно развивающийся рассказ или похоронную процессию. Медленно и тревожно растет первая тема, и это такое выражение скорбного отчаяния. Ощущение необходимости как-то жить, эта невыносимая тяжесть бытия... Мерный шаг, который вроде успокаивает, а вроде и не дает этому состоянию уйти. Все это очень точно можно выразить именно в симфонии.

Густав Малер. Симфония № 5.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 00:00–13:02

А теперь послушаем вторую и третью части Пятой симфонии.

2️⃣🎵 Вторую часть ведет аллегро, и если отбросить первую, то у этой симфонии получится вполне брукнеровская структура. Ее можно считать симфонией с интродукцией. При этом если первая часть рисует какие-то внешние образы, то аллегро скорее связано с образами внутренней жизни, и жизнь эта, в общем-то, не самая веселая: отчаяние, трагедия.

Густав Малер. Симфония № 5.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 13:02–28:36

3️⃣🎶 Третья часть — это суета и суматоха, сутолока, мир которой Малер изобразил в скерцо. На смену многим коротким темам приходят переплетающиеся мелодии, сначала скрипок и гобоя, далее переходящие к другим инструментам. Здесь вновь слышен контраст — появляется спокойная песенная тема. Одна мелодия сменяет другую, а мотив вступительных тактов завершает эту грандиозную картину.

Густав Малер. Симфония № 5.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 28:36–46:19

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Задание

💬 Вариации. Дирижеры. Трактовки. Сможете попробовать себя в роли музыкального критика? К прослушиванию предлагаются три коротких отрезка вступления к траурному маршу в начале Пятой симфонии. Оно длится приблизительно 30 секунд. Прослушайте это вступление в исполнении разных оркестров под руководством известнейших дирижеров.

1️⃣ → Густав Малер. Симфония № 5 (дирижер Леонард Бернстайн).
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 00:07–00:30

2️⃣ → Густав Малер. Симфония № 5 (дирижер Валерий Гергиев).
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 00:20–00:48

3️⃣ → Густав Малер. Симфония № 5 (дирижер Даниель Баренбойм).
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 00:0–00:25

👇 Что вы можете сказать о характере исполнения мелодии? Какие чувства вызывают у вас примеры? Какое исполнение наиболее близко по содержанию, задуманному автором?

Давайте поговорим об адажиетто из этой симфонии.

🎵 Адажиетто написано в фа мажоре исключительно для струнного оркестра, и важную роль здесь играет арфа. После третьей бурной подвижной части необходим был какой-то контраст, и Малер пишет адажиетто, которое стало впоследствии самой известной его музыкой.

🌸 Оно элегичное, удивительно прекрасное. Мелодия напоминает человеческий голос, который поет без слов. Пятая симфония из всех симфоний Малера стала самой исполняемой, а вот именно адажиетто приобрело славу благодаря Лукино Висконти и Джону Ноймайеру.

🎞 Лукино Висконти использовал его как основной саундтрек к своему фильму «Смерть в Венеции» по новелле Томаса Манна. По сюжету композитор после бурного неуспеха своего нового произведения приезжает в Венецию подлечить нервы и влюбляется в прекрасного юношу Тадзио. И эта любовь его оживляет, ему кажется, что он нашел идеал красоты, к которой всю жизнь стремился. Он думал, что достигнет его через творчество, а нашел в этом польском юноше.

🇮🇹 Но в Венеции разражается эпидемия холеры, и герой — Густав фон Ашенбах — как бы пытается пережить вторую молодость. Он умирает, глядя на то, как силуэт Тадзио исчезает в солнечном свете, играющем с бликами волн.

📽 Фильм не такой простой — краткий пересказ сюжета не передает все богатство и тонкость смысловых оттенков. Как и любое действительно хорошее произведение искусства, этот фильм можно разобрать с разных сторон, и с каждой сложится своя цельная картина.

➡️ Одна из довольно интересных трактовок — этот фильм про конец cтарой Европы. Здесь в пользу этого играет эпоха ар-нуво — эпоха перед Первой мировой войной, которую война и оборвет. Густав фон Ашенбах, который воплощает в себе лучшие достижения европейской цивилизации, оказывается совершенно не жизнеспособен в новых обстоятельствах. Все вокруг начинает рассыпаться, и вовсе не из-за эпидемии холеры.

🎭 Венеция, которая сначала видится раем, становится похожей на размалеванную пожилую проститутку, при приближении к которой видны все приметы времени. Сам Ашенбах пытается омолодиться, наносит себе такой же пошлый грим, красит седину, зачесывает лысину. Он осознает, что, как та самая Венеция, пережил свою славу, свою молодость, и в каком-то смысле пережил себя самого. Все попытки это сохранить приводят к натужности, фальши, и все флешбэки, в которых нам показаны диалоги о смысле искусства, оказываются зря.

🌊 Потому что Ашенбах не может ничего поделать с силами природы: ни с эпидемией холеры, ни с красотой юного Тадзио, который олицетворяет чистое аполлоническое начало, тогда как холера представляет собой начало дионисийское. По большому счету это отпевание cтарой великой Европы с ее идеалами. В 1970-е, может быть, они в какой-то степени еще были живы, но сейчас там все точно кончилось.

🎬 «Смерть в Венеции» (1971)
Время просмотра — 2:10:00

Обсудим, как звучит это адажиетто.

🎵 Музыка Малера не просто замечательно подошла к ландшафтам Венеции. Она звучит как выражение идеала недостижимой красоты — принципиально недостижимой — и одновременно примиряет с действительностью. Картина Висконти дала новый смысл этой музыке.

🩰 Через несколько лет на это адажиетто поставил балет Джон Ноймайер, только упрочив его славу, а позже и на всю Пятую симфонию.

🎼 Есть то, как использовал адажиетто Малер, а есть то, как его использовал Курентзис в клипе про Венецию, наполненном аллюзиями на Висконти. Клип Курентзиса и по силе художественного воздействия, и по глубине концепции несколько уступает взгляду Малера. Его трактовка совершенно одномерна, банальна. Несмотря на то, что музыка хороша, все-таки здесь Курентзис претендует на гораздо большее, чем он сам является.

Густав Малер. Симфония № 5 (дирижер Леонард Бернстайн).
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 44:30–56:35

❓ Чем заканчивается Пятая симфония?

🎶 После такого возвышенного адажиетто симфонию надо было чем-то закончить. Адажиетто хорошо само по себе, но в качестве финала симфонии не годится. Хотя симфонии Малера можно достаточно вольно перетасовывать — они мало от этого потеряют. Там нет такой жесткой формы, как у Бетховена или Брамса, но тем не менее такой финал симфонии не шел.

✍️ Поэтому Малер пишет рондо в той же тональности, что и скерцо — в ре мажоре, и делает его совершенно игровым. В начале возникают мотивы из прошлого наследия — там есть следы и Гайдна, и Бетховена, и автоцитация одной песни из «Волшебного рога мальчика». Но эти мотивы никуда не ведут, не развиваются — они просто всплывают и тонут в массе оркестра.

🎼 Потом появляется тема, похожая на тему адажиетто, но совершенно другого звучания, другого колорита. Она беззаботна, светла и напоминает печальную элегию. Больше того, если в адажиетто эта мелодия просто таяла в воздухе, и звучание струнных замирало, то здесь она продолжается фанфарами, и финал этой симфонии получается достаточно героическим.

💥 В финале мы слышим все встречные темы, они сливаются воедино, и наступает оргиастический финал. Радости в этом финале не так много, зато есть энергия. Опять же — если вернуться к прочтению Висконти, то адажиетто — это un bel passato, прекрасное прошлое. А финал — как раз точка схода многих линий, и взрыв, который оставляет много вопросов.

⚡️ Симфония, заканчивающаяся на кульминации, — это распространенная практика. Но если рассматривать ее с точки зрения смысла и сюжета, то к чему она ведет? Пожалуй, можно сказать, что это предчувствие перемен, которое висело в воздухе. До убийства Франца Фердинанда в Сараево Гаврилой Принципом оставалась еще дюжина лет, а уже что-то такое висело в воздухе, назревало, и Малер был композитором, который почувствовал этот перелом, пожалуй, раньше всех.

👤 Вся музыка Малера связна с личностными переживаниями, страстями, мыслями, но это настолько соответствовало духу времени, что его смело можно назвать летописцем эпохи fin de siècle.

Густав Малер. Симфония № 5 (дирижер Леонард Бернстайн).
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 56:35–01:10:26

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;