Густав Малер
Симфония N 6 ля минор и особая форма произведения
Малер создал совершенно уникальный стиль симфонии, который практически невозможно повторить, потому что в нем нет постоянных признаков. Увидим это при разборе Шестой симфонии.
Давайте узнаем, как создавалась и как устроена шестая симфония.
🎵 Шестую симфонию Малер писал в два приема — летом 1903 года и летом 1904. Почему именно летом? Дело в том, что Малер был тогда директором Венской оперы, а эта должность подразумевает очень большую занятость. Время для творчества у него было только летом.
☀️ Летом он уезжал в местечко Майерниг, где у него был рабочий домик, в котором он работал в полной тишине. У этого домика были весьма строгие правила посещения — не дай бог супруга вошла бы туда во внеурочное время, ей бы не поздоровилось. Малеру для сочинения нужны были покой и одиночество.
🎶 Малер отказался наотрез давать к этой симфонии какую-то литературную программу, считая, что если музыку без комментария нельзя понять, то она ничего не стоит. И в случае с шестой симфонией он даже не рассказывал, про что она. Есть достаточно широкое поле трактовок, но больше всего похоже на то, что это борьба героя с самим собой, со своим внутренним миром. Герой здесь абсолютно неодномерен, его внутренний мир предстает в такой цветущей сложности, что невольно задумываешься — не потеряли ли мы что-то в процессе нашего развития.
❓ Как устроена симфония?
🎼 В этой симфонии четыре части — классическая структура, при этом прочтение ее совершенно неклассическое. В симфонии две кульминации: в первой части и в четвертой — с одной стороны, это очень необычно, с другой — создает в этой структуре какое-то новое интересное равновесие. Тут даже нельзя сказать, что Малер делает какие-то аллюзии, он просто использует симфоническую форму для своих задач, выворачивает симфонию — результат получается интересный.
📌 Если пятая симфония — это как бы раздел между ранним и поздним Малером, то как раз с шестой начинается новый период его творчества.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПослушаем и обсудим первую часть симфонии.
1️⃣🎵 Первая часть симфонии — это вполне обычное на вид сонатное аллегро. Это такая немного маршеобразная горделивая главная тема. Побочная тема очень напоминает морские волны, заставляет вспомнить о пространствах, которые создает оркестр в вагнеровских операх. Однако масштаб у Малера, конечно, меньше. Условно говоря, это женское начало, оно пассивное, не в смысле даже биологического пола (хотя отчасти эти значения и закладывалась, потому что побочную тему называли идеализированным портретом Альмы Малер), а скорее в смысле заложенных в них энергий.
🎼 Связующая тема — это хорал. Когда мы в музыке встречаем хорал — чаще всего это религиозно-церковная аллюзия. И если мы принимаем ту версию, что это мужское и женское связаны с матримониальной эстетикой, то, конечно, нет в этом хорале ни счастья, ни просветленности, а вот в разработке происходит очень интересная вещь.
🥁 Вместо полноправного участия в разработке, побочная партия полностью скрывается под настойчивыми ударами главной. И место побочной вдруг занимает хорал, связующее звено — как противопоставление героике. Здесь, конечно, можно говорить и о женоненавистничестве Малера — как бы сказали представители современного левого нового музыковедения. Но говоря об отношениях межчеловеческих, не только семейных, других эпох, надо понимать, что было нормально тогда, а что — нет. Какова была вообще традиция, в которой люди жили. И как раз с этой точки зрения Малера нельзя называть женоненавистником.
🎶 Во второй части разработки появляется удивительное малеровское новшество — cow bells, коровьи колокольчики, которые несколько отстраненно и холодновато звенят с высоты альпийских лугов, и этим дают некоторое утешение. Вообще Малер любил вводить необычные инструменты в состав симфонического оркестра — например, почтовый рожок или кувалду.
⚡️ К самому концу лирическая партия вдруг возникает почти из ниоткуда и растет, и ширится, и занимает собой все пространство. Из этого рождается первая огромная кульминация.
→ Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 00:00–23:09
Послушаем и обсудим третью и четвертую части Шестой симфонии.
2️⃣🎵 Вторая часть симфонии — это скерцо в ля миноре — той же тональности, что и первая часть. Гротескное, изломанное скерцо звучит как насмешка над добрыми чувствами, над какой-то ностальгией, которая никогда ничему не помогает. Лирическая партия, которая противостоит марширующей главной партии, содержит в себе небольшую отсылку к скерцо в четвертой симфонии Брамса. Она почти незаметна, но сразу же дает новый смысл.
💬 Почему ностальгия? Потому что лирические образы относятся к прошлому, а в настоящем ничего лирического нет — в настоящем наступают силы зла. Куда от них спрятаться, Малер даст ответ в следующей части симфонии.
🎶 Далее следует адажио, оно совсем небольшое и резко контрастирует со всем остальным, что мы слышим в симфонии. Оно похоже на лирические побочные партии, и в нем снова появляются коровьи колокольчики — они говорят о том, что мы переносимся в какое-то другое пространство. То ли это пространство альпийских лугов, то ли это своеобразный «глаз бури», в котором все хорошо, но вокруг которого бушуют всякие страсти.
→ Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 23:09–37:21
3️⃣🎶 Третья часть — andante moderato — тоже написана в ля миноре, что вообще не традиционно для четырехчастных симфоний. У нее три части в ля миноре, а одна в ми бемоль мажоре. Те правила, которые действовали для симфоний практически весь 19-й век, начинают не то что разрушаться, они просто перестают учитываться. Это еще раз дает понять, что Малер не развил симфоническую традицию, но он просто ее взял и использовал для создания своей уникальной формы. И наследовать ее проблематично, поскольку у нее нет четких правил, у нее нет даже иерархии — Малер создал совершенно индивидуальный симфонический стиль.
→ Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 37:21–53:39
Мы начали изучать Густава Малера. Давайте вспомним главное и подведем промежуточный итог.
👤 Малер родился 7 июля 1860 года в Богемии. В 10 лет состоялось его первое концертное выступление, а в 15 лет он поступил в Венскую консерваторию.
🎹 На Малера больше повлияли Вагнер и Брукнер. Малер мыслит мелодиями, он замечательный мелодист и фантастически владеет колоритом оркестра, чувствуя его очень тонко.
🎼 В его симфониях нет никакого интереса к развитию, при этом они вовсе не примитивны — они очаровательны. Но название симфоний, в строгом смысле, для них не вполне подходит — это контрастные эпизоды. Малер переставлял медленные и быстрые части местами, снабжал симфонию огромным количеством частей.
🗣 Мы поговорили о вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья». В нем Малер наследует традиции Шуберта: мы слышим тему странствия, тему пути, ведь по сюжету подмастерье из-за несчастной любви выходит скитаться в большой мир.
🎵 Мы обсудили первую симфонию «Титан», названную по одноименному роману Жана Поля. В ней мы слышим столкновение идеализма и мрачной реальности — это романтическая черта, но симфония предвещает эпоху fin de siècle, предчувствие того, что старый мир скоро закончится. Это станет основной чертой малеровских произведений.
🎵 Мы послушали третью симфонию, которую Малер пишет в течение 1895–1896 годов. Она про устройство всего мироздания и про взгляд на это устройство. На облик симфонии повлияло знакомство Малера с философией Ницше, а также в ней мы можем увидеть следы христианского мировоззрения. Адажиетто из пятой части третьей симфонии более известно, здесь очень ярко проявился замечательный дар Малера-мелодиста.
🎶 Мы обсудили четвертую симфонию. Она очень камерная и отчасти стилизована под старую музыку, под старый венский классицизм. Малер говорил, что он хотел передать в этой симфонии возвышенное состояние другого идиллического мира, где есть скорее абстракция, чем конкретные вещи.
🎵 Мы послушали пятую симфонию — одну из величайших, созданных Малером. Она очень хорошо выразила постоянное ощущение кризиса у Малера, нахождения на распутье. Ее адажиетто приобрело славу благодаря Лукино Висконти, который использовал его как основной саундтрек к своему фильму «Смерть в Венеции».
🔉 Мы послушали шестую симфонию Малера, которую он писал в два приема — летом 1903 года и летом 1904. В ней две кульминации: в первой части и в четвертой — с одной стороны, это очень необычно, с другой — создает в этой структуре какое-то новое интересное равновесие. Малер использует симфоническую форму для своих задач, и как раз с шестой начинается новый период его творчества.
Что почитать о классической музыке:
🌐 Сайты
🎵 Классическая музыка — каталог с удобной навигацией по композиторам, исполнителям и произведениям
🌐 Colta — сайт о культуре с мощным разделом, посвященным академической музыке
🎼 Музыкальные сезоны — статьи и видеолекции о классической музыке
🎶 ClassicalMusicNews.Ru — агрегатор новостей о классической музыке
🎹 Пианисты и история фортепиано
📚 Сайт фестиваля «reMusik.org» — статьи, журналы, книги
🔹 Telegram-каналы
▪️ Канал Фермата рассказывает о современной академической музыке: интервью с композиторами, цитаты, выписки, анонсы концертов.
▪️ Классическая музыка — ежедневно публикуется множество хороших аудиозаписей, послушать их можно прямо на канале
🗞 Журналы
📖 Музыкальная жизнь — старейшее авторитетное периодическое издание о событиях музыкальной жизни в России и в мире
📖 Музыкальная академия — российский ежеквартальный музыкальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал
📰 Газета «Музыкальное обозрение» — статьи и новости о классической музыке
🇬🇧 Gramophone — английский ежемесячный журнал о классической музыке, основанный в 1923 году писателем Комптоном Маккензи и Кристофером Стоуном (на английском)
Что послушать:
🎧 Подкаст «Классическая музыка»
Что посмотреть:
🎓 Con Spirito. Лекции о классической музыке — музыкальный лекторий, который ведет наш вдохновитель и эксперт Ляля Кандаурова. Новые лекции о классической музыке каждую неделю!
🎵 Для начинающих 👇
🧭 15-минутный путеводитель по академической музыке для начинающих
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день