angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Малер

Симфония N 6 ля минор и особая форма произведения

Малер создал совершенно уникальный стиль симфонии, который практически невозможно повторить, потому что в нем нет постоянных признаков. Увидим это при разборе Шестой симфонии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Давайте узнаем, как создавалась и как устроена шестая симфония.

🎵 Шестую симфонию Малер писал в два приема — летом 1903 года и летом 1904. Почему именно летом? Дело в том, что Малер был тогда директором Венской оперы, а эта должность подразумевает очень большую занятость. Время для творчества у него было только летом.

☀️ Летом он уезжал в местечко Майерниг, где у него был рабочий домик, в котором он работал в полной тишине. У этого домика были весьма строгие правила посещения — не дай бог супруга вошла бы туда во внеурочное время, ей бы не поздоровилось. Малеру для сочинения нужны были покой и одиночество.

🎶 Малер отказался наотрез давать к этой симфонии какую-то литературную программу, считая, что если музыку без комментария нельзя понять, то она ничего не стоит. И в случае с шестой симфонией он даже не рассказывал, про что она. Есть достаточно широкое поле трактовок, но больше всего похоже на то, что это борьба героя с самим собой, со своим внутренним миром. Герой здесь абсолютно неодномерен, его внутренний мир предстает в такой цветущей сложности, что невольно задумываешься — не потеряли ли мы что-то в процессе нашего развития.

❓ Как устроена симфония?

🎼 В этой симфонии четыре части — классическая структура, при этом прочтение ее совершенно неклассическое. В симфонии две кульминации: в первой части и в четвертой — с одной стороны, это очень необычно, с другой — создает в этой структуре какое-то новое интересное равновесие. Тут даже нельзя сказать, что Малер делает какие-то аллюзии, он просто использует симфоническую форму для своих задач, выворачивает симфонию — результат получается интересный.

📌 Если пятая симфония — это как бы раздел между ранним и поздним Малером, то как раз с шестой начинается новый период его творчества.

Рабочий домик Малера в Майерниге

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Послушаем и обсудим первую часть симфонии.

1️⃣🎵 Первая часть симфонии — это вполне обычное на вид сонатное аллегро. Это такая немного маршеобразная горделивая главная тема. Побочная тема очень напоминает морские волны, заставляет вспомнить о пространствах, которые создает оркестр в вагнеровских операх. Однако масштаб у Малера, конечно, меньше. Условно говоря, это женское начало, оно пассивное, не в смысле даже биологического пола (хотя отчасти эти значения и закладывалась, потому что побочную тему называли идеализированным портретом Альмы Малер), а скорее в смысле заложенных в них энергий.

🎼 Связующая тема — это хорал. Когда мы в музыке встречаем хорал — чаще всего это религиозно-церковная аллюзия. И если мы принимаем ту версию, что это мужское и женское связаны с матримониальной эстетикой, то, конечно, нет в этом хорале ни счастья, ни просветленности, а вот в разработке происходит очень интересная вещь.

🥁 Вместо полноправного участия в разработке, побочная партия полностью скрывается под настойчивыми ударами главной. И место побочной вдруг занимает хорал, связующее звено — как противопоставление героике. Здесь, конечно, можно говорить и о женоненавистничестве Малера — как бы сказали представители современного левого нового музыковедения. Но говоря об отношениях межчеловеческих, не только семейных, других эпох, надо понимать, что было нормально тогда, а что — нет. Какова была вообще традиция, в которой люди жили. И как раз с этой точки зрения Малера нельзя называть женоненавистником.

🎶 Во второй части разработки появляется удивительное малеровское новшество — cow bells, коровьи колокольчики, которые несколько отстраненно и холодновато звенят с высоты альпийских лугов, и этим дают некоторое утешение. Вообще Малер любил вводить необычные инструменты в состав симфонического оркестра — например, почтовый рожок или кувалду.

⚡️ К самому концу лирическая партия вдруг возникает почти из ниоткуда и растет, и ширится, и занимает собой все пространство. Из этого рождается первая огромная кульминация.

Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 00:00–23:09

Карикатура на Малера: «Боже мой! Как я мог забыть про автомобильный клаксон! Ну, теперь у меня есть повод написать еще одну симфонию!»

Коровьи колокольчики, cow bells

Послушаем и обсудим третью и четвертую части Шестой симфонии.

2️⃣🎵 Вторая часть симфонии — это скерцо в ля миноре — той же тональности, что и первая часть. Гротескное, изломанное скерцо звучит как насмешка над добрыми чувствами, над какой-то ностальгией, которая никогда ничему не помогает. Лирическая партия, которая противостоит марширующей главной партии, содержит в себе небольшую отсылку к скерцо в четвертой симфонии Брамса. Она почти незаметна, но сразу же дает новый смысл.

💬 Почему ностальгия? Потому что лирические образы относятся к прошлому, а в настоящем ничего лирического нет — в настоящем наступают силы зла. Куда от них спрятаться, Малер даст ответ в следующей части симфонии.

🎶 Далее следует адажио, оно совсем небольшое и резко контрастирует со всем остальным, что мы слышим в симфонии. Оно похоже на лирические побочные партии, и в нем снова появляются коровьи колокольчики — они говорят о том, что мы переносимся в какое-то другое пространство. То ли это пространство альпийских лугов, то ли это своеобразный «глаз бури», в котором все хорошо, но вокруг которого бушуют всякие страсти.

Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 23:09–37:21

3️⃣🎶 Третья часть — andante moderato — тоже написана в ля миноре, что вообще не традиционно для четырехчастных симфоний. У нее три части в ля миноре, а одна в ми бемоль мажоре. Те правила, которые действовали для симфоний практически весь 19-й век, начинают не то что разрушаться, они просто перестают учитываться. Это еще раз дает понять, что Малер не развил симфоническую традицию, но он просто ее взял и использовал для создания своей уникальной формы. И наследовать ее проблематично, поскольку у нее нет четких правил, у нее нет даже иерархии — Малер создал совершенно индивидуальный симфонический стиль.

Густав Малер. Симфония № 6.
Аудиопример на Яндекс.Диске
Время прослушивания: 37:21–53:39

«Господин Малер, если вы уже закончили с колокольчиками, мы хотели бы получить их обратно»

Мы начали изучать Густава Малера. Давайте вспомним главное и подведем промежуточный итог.

👤 Малер родился 7 июля 1860 года в Богемии. В 10 лет состоялось его первое концертное выступление, а в 15 лет он поступил в Венскую консерваторию.

🎹 На Малера больше повлияли Вагнер и Брукнер. Малер мыслит мелодиями, он замечательный мелодист и фантастически владеет колоритом оркестра, чувствуя его очень тонко.

🎼 В его симфониях нет никакого интереса к развитию, при этом они вовсе не примитивны — они очаровательны. Но название симфоний, в строгом смысле, для них не вполне подходит — это контрастные эпизоды. Малер переставлял медленные и быстрые части местами, снабжал симфонию огромным количеством частей.

🗣 Мы поговорили о вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья». В нем Малер наследует традиции Шуберта: мы слышим тему странствия, тему пути, ведь по сюжету подмастерье из-за несчастной любви выходит скитаться в большой мир.

🎵 Мы обсудили первую симфонию «Титан», названную по одноименному роману Жана Поля. В ней мы слышим столкновение идеализма и мрачной реальности — это романтическая черта, но симфония предвещает эпоху fin de siècle, предчувствие того, что старый мир скоро закончится. Это станет основной чертой малеровских произведений.

🎵 Мы послушали третью симфонию, которую Малер пишет в течение 1895–1896 годов. Она про устройство всего мироздания и про взгляд на это устройство. На облик симфонии повлияло знакомство Малера с философией Ницше, а также в ней мы можем увидеть следы христианского мировоззрения. Адажиетто из пятой части третьей симфонии более известно, здесь очень ярко проявился замечательный дар Малера-мелодиста.

🎶 Мы обсудили четвертую симфонию. Она очень камерная и отчасти стилизована под старую музыку, под старый венский классицизм. Малер говорил, что он хотел передать в этой симфонии возвышенное состояние другого идиллического мира, где есть скорее абстракция, чем конкретные вещи.

🎵 Мы послушали пятую симфонию — одну из величайших, созданных Малером. Она очень хорошо выразила постоянное ощущение кризиса у Малера, нахождения на распутье. Ее адажиетто приобрело славу благодаря Лукино Висконти, который использовал его как основной саундтрек к своему фильму «Смерть в Венеции».

🔉 Мы послушали шестую симфонию Малера, которую он писал в два приема — летом 1903 года и летом 1904. В ней две кульминации: в первой части и в четвертой — с одной стороны, это очень необычно, с другой — создает в этой структуре какое-то новое интересное равновесие. Малер использует симфоническую форму для своих задач, и как раз с шестой начинается новый период его творчества.

Что почитать о классической музыке:

🌐 Сайты
🎵 Классическая музыка — каталог с удобной навигацией по композиторам, исполнителям и произведениям

🌐 Colta — сайт о культуре с мощным разделом, посвященным академической музыке

🎼 Музыкальные сезоны — статьи и видеолекции о классической музыке

🎶 ClassicalMusicNews.Ru — агрегатор новостей о классической музыке

🎹 Пианисты и история фортепиано

📚 Сайт фестиваля «reMusik.org» — статьи, журналы, книги

🔹 Telegram-каналы

▪️ Канал Фермата рассказывает о современной академической музыке: интервью с композиторами, цитаты, выписки, анонсы концертов.
▪️ Классическая музыка — ежедневно публикуется множество хороших аудиозаписей, послушать их можно прямо на канале

🗞 Журналы

📖 Музыкальная жизнь — старейшее авторитетное периодическое издание о событиях музыкальной жизни в России и в мире

📖 Музыкальная академия — российский ежеквартальный музыкальный научно-теоретический и критико-публицистический журнал

📰 Газета «Музыкальное обозрение» — статьи и новости о классической музыке

🇬🇧 Gramophone — английский ежемесячный журнал о классической музыке, основанный в 1923 году писателем Комптоном Маккензи и Кристофером Стоуном (на английском)

Что послушать:

🎧 Подкаст «Классическая музыка»

Что посмотреть:

🎓 Con Spirito. Лекции о классической музыке — музыкальный лекторий, который ведет наш вдохновитель и эксперт Ляля Кандаурова. Новые лекции о классической музыке каждую неделю!

🎵 Для начинающих 👇

🧭 15-минутный путеводитель по академической музыке для начинающих

🎻 Музыкальная подборка «Топ-100 в классической музыке»

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;