Густав Малер
Симфония N 7 ми минор и отвлеченность
Седьмая симфония противопоставляется шестой и завершает инструментальную трилогию композитора. Поговорим о ней подробнее.
Поговорим о Седьмой симфонии Малера. Давайте обсудим историю ее создания.
✍️ Седьмая симфония написана Малером в том же домике в Майерниге за два лета. У Малера колоссальная занятость на посту директора Венской оперы, и каждая симфония связана с предыдущей: все его творчество — это непрерывное развитие или поиск. И поскольку музыка, как мы помним, это все-таки искусство контрастов, трагизму Шестой надо было что-то противопоставить. Но противопоставить как? Малер художник своего мироощущения, и это мироощущение далеко не радостное.
📝 О еврействе Малера написано не так много, поскольку большую часть жизни он не был частью еврейской общины, да и вообще принял католичество. Но есть в нем одна весьма характерная еврейская черта — это трагическое мироощущение. Которое, конечно, может быть у людей совершенно любой национальности — португальское saudade, или аргентинское triste, но у евреев оно обусловлено культурой и веками угнетения и унижения, которое в некоторой степени продолжается и сейчас.
👤 Малер как художник очень честный, поэтому для него единственный способ уйти от трагизма, — что-то противопоставить трагизму Шестой — уйти в абстракцию. И Седьмая симфония получается довольно отвлеченной. Она имеет пять частей. Эти части не так масштабны, и если в Шестой симфонии последняя часть была своеобразной симфонической поэмой, включенной в состав симфонии, то здесь размер куда скромнее. Однако остается одна общая черта: первая и последняя части гораздо плотнее и энергичнее тех, что стоят между ними. То есть они как бы обрамляют высказывание и задают ему тон.
1️⃣🎵 Первая часть опять сонатной формы, главная партия маршеобразна, несколько гротескна. В общем виде это все те же силы зла, с которыми мы встретились в том или ином виде в предыдущей симфонии. Побочная партия немного загадочная, совершенно очаровательная и напоенная хроматизмами.
💎 В первом разделе главная партия полностью и безраздельно доминирует. После этого вставлен контрастный эпизод, который как бы меняет точку зрения: вот идет явно трагическая история, но вдруг, как deus ex machina, появляется совершенно идиллическая картина, после которой, в третьем разделе, на первый план уже выходит нежная побочная партия.
🎶 К концу третьего раздела кажется, что у нас будет примерно та же кульминация, что и в Шестой симфонии — все к этому идет, но будто бы ее что-то обрывает. И обрывает ее новая тема, тоже достаточно героическая и маршеобразная. И это тема вступления, но в ней уже нет никакой гротескности.
→ Густав Малер. Симфония №7.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 00:00–21:39
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
2️⃣🎵 Вторая часть симфонии — Nachtmusik, по словам Малера, который отныне отказывался давать симфониям литературную программу, связана с впечатлениями от картины Рембрандта «Ночной Дозор». Трудно сказать, что это выражение той самой картины в звуках, но все-таки, если верить очень туманным объяснениям Малера, которые мы знаем в пересказе Бруно Вальтера, это было именно так.
⚪️ Сама эта часть имеет форму рондо, она очень симметрична, что может быть сразу не заметно, поскольку темы, которые в ней звучат, не такие уж контрастные. Там есть марши, там есть какие-то танцы, там есть ноктюрнальные темы, которые заставляют вспомнить скорее Джона Филда, чем Фридерика Шопена.
📯 И вот мы слышим перекличку рожков, и в памяти сразу встает рембрандтовская картина. Если в Шестой симфонии Малер все перипетии помещал как бы во внутренний мир, то Седьмая симфония достаточно экстравертна — то есть она пытается что-то передать через образы мира внешнего.
→ Густав Малер. Симфония №7.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 21:39–38:46
3️⃣🎵 Третья часть симфонии — скерцо. Малер очень любил давать подробные объяснения настроения, в котором нужно играть каждую из частей. Указания к этой части можно перевести приблизительно так: «Будто бы в тени, подвижно, текуче, но не слишком быстро». Конечно, это дает гораздо больше информации о том, как нужно исполнять произведение, чем просто указание темпа, как, например, аллегро или аллегретто.
🌔 Если в Nachtmusik перед нами была совершенно очаровательная и благодушная картина условно народного праздника, то здесь, конечно, на арену вступают силы зла. Как мы помним со времен Шопена, скерцо — это вместилище сил зла. И вот выходят какие-то мрачные пугающие тени и танцуют свой танец, совершенно исковерканный венский вальс. Можно представить, как тяготила Малера венская светская жизнь, в обстоятельствах которой он, загруженный работой, совершенно не мог сочинять.
🎶 В самом скерцо постоянно чередуются мажорные и минорные гармонии, но это очень хорошее средство для отображения мерцания неустойчивой тени. Когда мы вглядываемся в темноту или в полумрак, нам начинают чудиться всякие вещи, полумрак будто бы подвижен. И хотя мы можем понимать, что там ничего нет, восприятие начинает рисовать разные картинки, часто пугающие. В конце концов, откуда мы знаем, что там ничего нет на самом деле?
→ Густав Малер. Симфония № 7.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 38:46–49:19
Послушаем четвертую часть и финал Седьмой симфонии.
4️⃣🎵 Четвертая часть тоже названа Nachtmusik, поэтому она именуется как Nachtmusik II, то есть «Ночная музыка 2». От первой она, конечно же, отличается — это любовная серенада. Здесь есть все качества, которые мы любим в лирических частях малеровских симфоний. Чтобы добавить специфического серенадного колорита, в оркестр введены гитары и мандолины. И в отличие от первой ночной музыки, эта часть гораздо теплее, гораздо человечнее, мягче — и это настоящее облегчение после дьявольски жестокого скерцо.
→ Густав Малер. Симфония № 7.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 49:19–01:04:06
🎹 Финал — это рондо с чертами сонатной формы, и оно будто бы возникает ниоткуда. Совершенно ничего не предвещает такого бурного и радостного, с маршами и танцами, финала. Дело даже не в том, что оно как бы нарушает логику развития симфонии — у Малера эта логика всегда своя, он не занимается попытками увязать свои симфонии с великой европейской традицией в лице, к примеру, того же Брамса. Малер пишет финал с умопомрачительной жизнерадостностью. Но его не предвещает ни первая ночная музыка, ни вторая, ни тем более скерцо, которое находится в центре композиции.
🎼 Источник этого лежит как раз в первой части — внезапно прерванное движение к апофеозу в третьем разделе первой части прервано не просто так. Строго говоря, Малеру, который постоянно развивался, было незачем повторять то, что он уже сделал. Поэтому он и прервал это развитие, не дав наступить апофеозу. Прежде чем душе взлететь в какие-то надмирные пространства, перейти в высокие духовные состояния, надо еще немножко столкнуться с жизнью и погрузиться в нее, пережить и дружбу, и страхи, и любовь. А потом все эти духовные реальности нечаянно нагрянут, когда их совсем не ждешь. Вполне возможно, что симфония, если учитывать ее экстравертный характер, именно об этом.
→ Густав Малер. Симфония № 7.
Аудиопример на Яндекс.Диске
⏱ Время прослушивания: 01:04:06–01:22:35
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день