angle-down facebook instagram vkontakte warning

Густав Малер

Симфония N 8 ми-бемоль мажор и «Песнь о земле»

Восьмая симфония — одно из самых масштабных произведений мировой симфонической музыки, а необычная форма симфонии «Песнь о земле» повлияла на многих композиторов 20-го века. Разберем каждое произведение отдельно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🏡 Восьмая симфония была написана Малером в том же домике в Майерниге за очень короткий срок — всего несколько недель, как бы в едином порыве вдохновения. Малер долго не мог приняться за работу, вдохновение не приходило, но когда оно все-таки снизошло, на свет родилось совершенно колоссальное по масштабу произведение.

🎼 Первое, что привлекает внимание — это, конечно же, состав оркестра. Количество музыкантов, которых предполагается задействовать, в пять раз превышает количество музыкантов обычного стандартного оркестра. К этому надо прибавить еще и хоры, и восемь солистов — получается такая мощь звучания, которой позавидовал бы и Вагнер.

🎶 Конечно, Восьмую симфонию лучше слушать живьем. Из-за большого количества занятых в ней музыкантов она исполняется не так часто, но чисто аудиально это очень сильные переживания.

🔉 Это была последняя симфония, которая прозвучала при жизни композитора, и после этого она вскоре легла на полку. Опять вошла в репертуар на волне подъема интереса к Малеру и закрепилась в нем только во второй половине 20-го века.

🎶 Эта симфония первоначально должна была состоять из четырех частей. Два хорала по краям. В первой части хорал Veni Creator Spiritus — «Приди, о Дух животворящий». В последней — Die Geburt des Eros — «Рождение Эроса». А между ними, традиционно, должны были быть расположены скерцо и контрастирующее с ними адажио. Но Малер довольно быстро отказался от этой структуры — объединил поэму в две части вокруг гимнов, и в качестве текста последней выбрал финал «Фауста» Гете.

🙇 Это изменение может нам сказать об идеях, которые занимали Малера в то время. Первое — это сочетание средневекового латинского гимна, который имеет давнюю и богатую историю переложений, и гимна «Эросу» отражает его, можно сказать, антропософские взгляды, где христианство смешано с пантеистическим язычеством. Антропософы же считали себя единственно истинными христианами на тот момент, но их воззрение — это отдельная тема. И это как-то очень хорошо ложилось в русло синкретичного сознания рубежа веков. То есть, с одной стороны, как бы сверху спускается, снисходит дух, а из глубины земли пробуждается Эрос, и вот они встречаются.

📝 Но текст последней части был заменен, и в этом тексте Гете говорится о вечной женственности. Вечная женственность как философский концепт связан с образом Богоматери у Гете. Он приобретает другую коннотацию творческого начала, той энергии, которая может вознести дух человека к высшим сферам и обессмертить его посредством творчества. С вечной женственностью связана также и София — то есть «Премудрость Божия». С одной стороны, это все приобретает более связанное с христианством звучание, но по сути остается в русле малеровского пантеизма, его преклонения перед силами природы.

❤️ Есть большое искушение сказать, что в этой симфонии представлена космогония Малера, где есть дух животворящий — выражение мужского начала и вечной женственности. Благодаря этому сплаву, столкновению мужского и женского, и существует Вселенная. С другой стороны, здесь звучит мотив искупления через любовь. Если посмотреть, допустим, на историю Христа, то можно сказать, что он пошел на это из любви к роду человеческому. Замысел, конечно, грандиозен, и выражение не менее грандиозно.

🎶 Это произведение было выведено Малером за рамки принятых жанров — это и не кантата, и не оратория, и не произведение для оркестра и солистов с хором, и не симфония в полном смысле, хотя она так и называется — это все вместе и ничего из этого по отдельности. Первая и вторая части связаны тональным планом и тематическим материалом. Тональный план, кстати, удивительно стабилен — все в нем тяготеет к ми-бемоль мажору.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1️⃣🎵 Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Начинается она с органного аккорда, потом вступает хор, и дальше следует удивительная по своей красоте полифония. Два хора вступают в диалог, потом начинается лирический эпизод. Не то чтобы это в чистом виде сонатная форма, все-таки мало кто начинает сонату с фуги, но в целом, если как-то и классифицировать, то можно отнести к ней.

🎶📝 Если сопоставлять каждый музыкальный фрагмент с текстом, то музыка раскроет его глубину, придаст ему новое звучание, сделает так, что он дополнится новыми образами. По большому счету, это является свойством lied, камерной песни. И поскольку речь здесь идет очевидно и о церкви, и о старине (а середина 19-го века — уже в общем-то старина — 150 лет прошло с момента смерти Баха), поэтому в музыкальном языке нет ничего слишком необычного и диссонирующего. Здесь даже вспоминаются брукнеровские симфонии, такие религиозные медитации, хотя у Малера, кончено, все гораздо более изобразительно.

🎼 Вступление сопрано, хор, который добавляется к нему, чередование взрослого и детского хоров, кульминация, в которой вся эта огромная масса оркестра звучит вместе, — все это, конечно, наполнено национальными аллюзиями. При этом Малер здесь не использует ни марши, ни вальсы, и именно австрийского следа в этой симфонии не так много — а Малер все это очень любил. С одной стороны, это напоминает какую-то картину, связанную с несколько идеализированным фантазийным бытом Европы, какой она могла бы быть в своем идеале или какой она была до падения, которое произошло после золотого века.

➡️ С другой стороны, масштаб этого настолько велик, что каждый образ указывает на нечто высшее. И это похоже на связь женственности как человеческого качества и Софии как «Премудрости Божией».

Густав Малер. Симфония № 8. Часть 1.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 00:00–25:22.

2️⃣🎵 Вторая часть описывает путешествие души Фауста к небу, ее вознесение. Там есть такие замечательные персонажи, как Патер Экстатикус, вступление которого знаменует переход от минорной интродукции к мажору, есть Мария Египетская, есть Великая Грешница, есть Матерь Благословенная, и вообще сложность этого напоминает сложность трактата «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита.

💥 И здесь тоже дана увлекательнейшая и подробнейшая космогония. Если предыдущие симфонии Малера совершенно необязательно слушать с текстом в руках — мы, допустим, знаем, о чем текст, мы понимаем общее настроение, и это дает нам достаточно информации, то эта симфония столь масштабна, столь подробна, и при этом масштабе она столь тонко и искусно сделана, что текст перед глазами совершенно необходим — ну хотя бы для того, чтобы восхититься красотой обращения с ним.

🎶 Перед апофеозом, который традиционно наступает в финале, симфония приобретает звучание совершенно камерное. Но потом доходит до финала, и хор поет «Славу вечной женственности», которая поднимает дух к небесам. Снова звучит тема Veni Creator Spiritus — то есть снисхождение духа, и вот это движение двух великих духовных субстанций навстречу и есть то, что Малер считал основой жизни, как он ее воспринимал.

Густав Малер. Симфония № 8. Часть 2.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 25:40–01:24:38.

Теперь поговорим про симфонию в песнях под названием «Песнь о земле».

🎵 Следующей симфонией Малера, после Восьмой, должна была стать Девятая. Но так сложилось, что романтических композиторов преследовал рок: у многих девятая симфония становилась последней. Отсчет вели с Бетховена, потому что до Бетховена композиторы не испытывали совершенно никаких проблем с количеством симфоний — у Гайдна число перевалило за сотню, а Моцарт написал больше сорока. И в общем это проклятие касалось только композиторов эпохи романтизма — Бетховена, Шуберта, Брукнера. До Малера этот момент был не так хорошо отрефлексирован, а закрепил его в культуре очень суеверный Шенберг, который боялся числа 13 и, соответственно, уделял числам большое внимание.

🎶 Дело было в том, что к симфонии стали предъявляться столь высокие требования, что композитору трудно было создать много эпических произведений. Это требовало не только времени, но и душевных сил. И вот Малер решает обмануть судьбу. Он делает произведение для оркестра и двух солистов на стихи китайских поэтов, недавно переведенные на немецкий. Три стихотворения принадлежат перу Ли Бо, который чудесным пением своей шестиструнной гитары обратил весь Китай в конфуцианство — такова была сила воздействия не просто его музыки, но целой музыкальной философии.

Давайте узнаем, что происходило в жизни Малера, когда он писал эту симфонию, и послушаем первые две части.

Для Малера началось время суровых испытаний. Умерла его дочь, врачи объявили, что он болен, и запретили практически любые нагрузки из-за слабого сердца. Малер вел очень активную жизнь, много дирижировал, его поведение за пультом отличалось неистовством, теперь же он должен был себя во всем ограничивать. После смерти дочери он не смог больше ездить в Майерниг и, чтобы закончить «Песнь о земле», уехал в Тироль.

1️⃣🎵 Первая часть — это «Застольная песня о горестях земли» на стихи Ли Бо. Открывается фанфарами, будто бы возвещающими о прибытии глашатая. Это песнь о скоротечности земного существования, о неизбежном старении, о смерти. На русском застолье за такую песню человека бы выгнали, но в Азии совсем другое отношение к смерти. Можно вспомнить о самураях, которые перед харакири, если оно, конечно, не было внезапным, должны были не плакать о том, как они хотят еще пожить, а читать стихи о хризантеме. Для этой культуры вполне нормально в радостные моменты вспоминать о грустном, а когда веселишься, думать о скоротечности.

🔳 У Малера, конечно же, эта песнь приобретает несколько декадентское звучание. Но такова была эпоха, да и самого Малера можно понять — жизнь его тогда была особенно печальна. В отношении эмоционального воздействия здесь нет разницы между голосом и инструментом — это равнозначные партии мелодии, которая очень взволнованная. Но по национальному вокалу и по экспрессии это вполне сравнимо с поздними операми Штрауса — музыка наполнена хроматизмами, острыми, резкими звуками духовых. Вокальная партия написана достаточно высоко, то есть эмоциональное воздействие чрезвычайно сильное.

Густав Малер. Песнь о земле. Часть 1.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 00:00–08:30.

2️⃣🎶 Вторая часть — «Одинокий осенью» на стихи Чжан Цзи. Она больше напоминает традиционный lied. В ней три раздела: медленно — быстро — медленно. Мелодия начинается плавно, неторопливо. «Одинокий осенью» говорит про старость и про состояние самого Малера. Старость — это не годы, старость — это состояние здоровья и состояние духа.

🎻 Мерное вступление скрипок, печальный гобой и кларнет, вторящие им меццо-сопрано или контральто. В центральном разделе происходит движение, появляется какое-то смятение в музыке. Но сил немного, поэтому оно быстро угасает, быстро возвращается к первоначальному покою.

Густав Малер. Песнь о земле. Часть 2.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 08:30–19:52.

3️⃣🎵 Третья часть называется «О юности». Она написана на стихи Ли Бо и в отношении музыки открывает ориентальную ее часть, здесь начинается «китайщина» — стилизация под народную музыку. Музыка ориентальная только по краям, в центре же она приобретает характер европейского танца. У этой lied такая же трехчастная структура.

Густав Малер. Песнь о земле. Часть 3.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 19:52–23:02.

4️⃣🎶 Четвертая часть «О красоте» тоже написана на стихи Ли Бо, и она напоминает менуэт. Мелодия чрезвычайно выразительна, она очень гибкая, стилизованная, сопровождается другой мелодией, которая производит впечатление почти фольклорной китайской.

➡️ Переход к следующей части совершенно необычен. Вдруг появляются фанфары, струны взвиваются куда-то вверх. Напряжение нарастает, менуэт превращается в марш, но вскоре возвращается спокойная музыка, снова напоминающая менуэт.

Густав Малер. Песнь о земле. Часть 4.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 23:02–31:13.

5️⃣🎵 Пятая часть, пожалуй, самая трагичная. В ней используется текст Ли Бо «Пьяный весной». Пьяница обращается к птичке, и общий смысл его обращения в том, что вся красота мира ему не нужна, лишь бы осталось это состояние опьянения. Музыка наполнена щебетом птиц и звуками природы, а монолог пьяницы в исполнении тенора все время прерывается, как у пьяного человека, который не способен долго вести мысль.

Восточная философия во второй половине 19-го века начала проникать в европейскую культуру, было принято искать какие-то параллели. У Льва Толстого была книжка «Учение Лао-Тсе», где он пересказывает учение Лао Цзы для русскоговорящей аудитории, и пересказывает довольно точно.

💭 И конечно, это скепсис Малера не только по поводу китайского миросозерцания, единения с природой, что было близко к пантеистическим взглядам Малера, но и по поводу всего мира, всей его красоты, которую можно увидеть, услышать, воспринять, почувствовать.

Густав Малер. Песнь о земле. Часть 5.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 31:13–35:52.

🔉 Финал — «Прощание» — использует текст двух стихотворений: «В ожидании друга» Мэн Хэо-Жаня и «Прощание с другом» Ван Вэя. Это возвращение к теме первой части. Тема одиночества, тема скоротечности жизни, неизбежности смерти. Меццо-сопрано вступает практически в полной тишине, поет две строфы, потом разворачивается оркестровая прелюдия перед третей строфой, потом музыка становится фоном для голоса.

🌀 Форма этой части чрезвычайно непроста. Она как бы содержит в себе две трехчастных, но осложняется внутренними связями, поэтому точную форму здесь определить нельзя. Заканчивается все просветленно: жизнь скоротечна, но на земле из года в год будет наступать весна. Это в каком-то смысле обнадеживает.

Густав Малер. Песнь о земле. Финал.
Аудиопример на Яндекс.Диске.
Время прослушивания: 35:52–01:06:00.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;