Архитектура метро
Берлин: метро с драматичной историей
Берлинское метро пережило и нацистов, и бомбоубежища, и перерезание путей. Разберем, что делает подземку Берлина одной из самых удобных в мире.
1. Надземная железная дорога (Hochbahn) в Берлине, 1880
2. Станция Spittelmarkt (Шпиттельмаркт), Берлинское метро, 1908
3. Авария на виадуках, Берлин, 1908
4. Строительство станции Kottbusser Tor(Котбуссер Тор), Берлин, 1920-е
5. Схема Берлинского метро, 1927
6. Гитлеровский план развития Берлина
7. Поезда метро Западного (слева) и Восточного Берлина на станции Olympia-Stadion, 1973
8. Закрытый вход на недействующую станцию Oranienburger Tor линии U6, Восточный Берлин, 1987
9. Современный поезд Берлинского метро
10. Схема Берлинского метро
Давайте начнем разговор о сложной и богатой истории берлинского метрополитена, который называется U-Bahn, то есть подземная железная дорога.
🏗 В 1880 году предприниматель Вернер фон Сименс решил построить надземное метро. В 1896 году компания Siemens & Halske начала строительство первого участка железной дороги на виадуках. Столичное метро должно было стать символом не только Берлина, но и всей страны с ее технологическими, инженерными достижениями.
🔧 Метро строилось в несколько этапов. Первый, до Первой мировой войны, дал семь линий, связывающих центр города с ближайшими пригородами. Заметная часть путей была не под землей, а на виадуках. Иногда на пересечениях виадуков случались столкновения, во время одного из них погиб 21 пассажир.
📐 Развитие метро ускорилось после революции 1918 года. Веймарская республика была также заинтересована в развитии города, но уделяла больше внимания не центру, а рабочим окраинам. Было решено присоединить некоторые районы вокруг города к столице (как когда-то Осман сделал с Парижем). Однако у Веймарской республики уже не было на это ресурсов, так что станции стали значительно проще.
📈 При Гитлере появились новые планы развития метро, и весьма утопические. По проекту Альберта Шпеера столица должна была вырасти до 10 млн человек, и метро требовалось расширить. План включал в себя снос большой части центра Берлина для создания нового проспекта и гигантского дворца собраний. Метро должно было дополниться большой кольцевой линией с 30 новыми станциями. Но все работы в этом направлении остановили в 1939 году, когда началась Вторая мировая: сначала берлинское метро превратилось в бомбоубежище, а в 1945 году Гитлер приказал затопить метро — под водой оказалось 63 км линий.
🚧 После войны сперва требовалось восстановить многие разрушенные станции, тоннели и виадуки. Потом Берлин разделился, и некоторые центральные части метро были закрыты. Восточный и западный Берлин развивались по-разному, так что и метро как цельная система перестало существовать. К нему добавлялись новые линии и станции, но в разных логиках.
🚝 После воссоединения пришлось переосмыслить многие связи, но развитие метро продолжилось. В 1990-х и 2000-х открылось несколько новых секций, хотя больше усилий было положено на интеграцию метро и железных дорог (S-Bahn), что сделало берлинскую систему рельсового транспорта одной из самых эффективных в Европе.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Станция Nollendorfplatz (Ноллендорфплац), Берлинское метро, 1902
2. Станция Nollendorfplatz после реконструкции
3. Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац), Берлинское метро, 1913
4. Wittenbergplatz (Виттенбергплац), Берлинское метро, 1902
5. Krumme Lanke (Крумме Ланке), Берлинское метро, 1929
6. На Александрплац — узловой для системы метро станции — платформу в сторону Западного Берлина заложили кирпичом.
7. Станция Fehrbelliner Platz (Фербеллинер Плац), Берлинское метро, 1971
8. Станция Schloßstraße, Берлинское метро, 1974
9. Станция Brandenburger Tor (Брандербургские ворота), Берлинское метро, 2009
10. Станция Tierpark (Тиерпарк), Берлинское метро, 1973 — единственная новая станция, открытая в Восточном Берлине.
Как и в других европейских столицах, первые станции метро в Берлине выглядели весьма торжественно:
▪️ Nollendorfplatz (Ноллендорфплац). Названа в честь площади, около которой стоит. Во время Второй мировой здание станции было разрушено почти полностью. Как и купол Рейхстага, купол станции решили восстановить не в оригинальном виде, а в новых материалах.
▪️ Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац). Станция метро открылась в 1913 году. Благодаря высокому своду считается одной из самых ярких в берлинской подземке.
▪️ Wittenbergplatz (Виттенбергплац). Тоже одна из первых станций, сильно разрушенная во время войны. Но здесь решили восстановить здание полностью. Станция открылась в 1913 году, проект был выполнен шведским архитектором Альфредом Гренадером, который работал в Берлине очень много (например, руководил стройкой Рейхстага). Всего он спроектировал около 70 станций в стилях ар-нуво, неоклассики и функционализма.
▪️ Krumme Lanke (Крумме Ланке). Еще один пример работы Гренадера, одна из самых поздних станций, которые он спроектировал. Находится не в центре города, поэтому ее не стремились делать торжественной. Но заметно, что вкусы архитектора и публики изменились: вход демонстрирует развитие идеологии модернизма с легким привкусом ар-деко: простая геометрия, красивая закругленная плоскость козырька, много стекла.
👻 Отдельная страница в истории берлинского метро принадлежит «станциям-призракам». Они были выключены из системы, когда Берлин разделили на две части. Станции и соответствующие пути сохранились, но по ним не ходили поезда, и попасть на них было нельзя. Их существование было источником разнообразных городских и шпионских мифов.
🎨 Послевоенные модернистские станции демонстрируют значительную смену вкуса. Около 30 из них принадлежат архитектору Райнеру Раммлеру. Серьезно изменились и подходы к интерьерам. Если раньше большинство станций были облицованы плиткой, а перекрытия поддерживали металлические столбы, то во второй половине века и особенно в западном Берлине появились и другие подходы — яркие цвета, металл, пластик.
🚇 Современные станции берлинского метро приобретают вид достаточно обычный для станций всего мира, что скорее печально: получается сдержанный дизайн в духе аэропортов.
1, 2. «Берлин, Александерплац», реж. Райнер Вернер Фасбиндер, 1980
3, 4. «Беги, Лола, Беги», реж. Том Тыквер, 1998
5. «Обитель зла», реж. Пол У.С. Андерсон, 2002
6. Станция метро Bundestag (Бундестаг), где снималась часть сцен фильма «Обитель зла»
7. Логотип фестиваля «Going Undeground»
Метрополитен любого города очень кинематографичен, и берлинский не исключение. Вот только три фильма, так или иначе связанные с берлинской подземкой.
📖 Берлин, Александерплац (реж. Райнер Вернер Фасбиндер). Сериал по одноименному роману немецкого классика Альфреда Дёблина рассказывает о жизни социальных низов Берлина в эпоху Веймарской республики. Действие сосредоточено в рабочих кварталах недалеко от Александерплац.
🏃♀️ Беги, Лола, Беги (реж. Том Тыквер). Незадачливый парень главной героини забыл в подземке пакет с деньгами, принадлежащими мафии. Теперь Лоле надо за двадцать минут спасти парня от гибели, попутно решая собственные проблемы. Увлекательный формалистский эксперимент режиссера.
🧟♂️ Обитель зла (реж. Пол У.С. Андерсон). Хотя события фантастического фильма о зомби-апокалипсисе происходят в вымышленном городе Раккун-сити, локации для съемок выбрали самые настоящие. Например, вход в «Муравейник» — секретную лабораторию корпорации Umbrella, снимали в Берлинском метро на строящейся станции Bundestag (Бундестаг).
🎞 Going Underground (2002–2012). Фестиваль короткометражного кино, в котором аудиторией и жюри становились пассажиры берлинского метро: они смотрели работы конкурсантов на более 4000 мониторах по всей подземке и могли проголосовать за 1 из 14 фильмов.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день