Архитектура метро
Лондон: старейший метрополитен в мире
Открытое больше 150 лет назад, лондонское метро стало первым в мире. Узнаем, как оно ознаменовало собой новую эпоху в истории транспорта.
1. Станция Юстон-сквер, Лондонское метро, Великобритания, 1863
2. Станция Гар-де-Льон, Парижское метро, Франция, 1900
3. Станция Рихард-Вагнер-Плац, Берлинское метро, Германия, 1978
4. Станция Маяковская, Московское метро, Россия, 1938
5. Линия Девятой авеню, Нью-йоркское метро, США, фото 1896 года
6. Станция Аль-Садд, Метро Дохи, Катар, 2019
1. Станция Бейкер-стрит в 1863 году — с ширококолейным паровозом Great Western, прибывающим с Фаррингдон-стрит.
2. Станция Бейкер-стрит, современный вид
3. Станция Глостер-Роуд, 1868
4. Схема Лондонского метро, 1897
5. Схема Лондонского метро, 1908
6. Схема Лондонского метро, 1926
7. Схема лондонского метро Гарри Бека, 1931 — молодой чертежник придумал схему, которую до сих пор используют как основу.
8. Современная схема Лондонского метро
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Лондонский метрополитен — старейший в мире, он открылся 10 января 1863 года.
🚂 Еще до метро через Лондон проходили поезда — они появились за 20 лет до начала строительства первой станции. На окраине Лондона работало семь железнодорожных станций. Именно это обуславливало рост города, который за 19 век увеличился с 1 млн до 6 млн жителей. Большой проблемой для города стало отсутствие доступного транспорта — бедняки были вынуждены жить в центре в трущобах, потому что добираться до работы на железной дороге было слишком дорого и долго.
🏗 Впрочем, транспорт был нужен не только бедным. В середине 19 века бурное строительство в центре Лондона продолжалось. Уже тогда Сити был деловым центром города. В Лондоне возникали пробки, пересечь город на такси занимало столько же времени, сколько и поездка из Брайтона в столицу. Обычные железные дороги не помогали: пассажирам все равно приходилось пересаживаться на другой транспорт, чтобы доехать, куда нужно.
🚇 Первая линия подземного поезда появилась в 1863 году. Она соединяла Паддингтон и Фаррингдон-стрит. Спустя пять лет появилась вторая линия, за ней третья — лондонское метро начало расти и развиваться. Из скромной железной дороги длиной 5,5 км с шестью станциями за полтора века метрополитен вырос в одиннадцать современных линий метро с 270 станциями по всей столице. А город, кстати, при этом вырос не так сильно — в середине века удалось остановить рост населения с помощью городов-спутников, и сегодня в Большом Лондоне проживает около 8 млн человек.
1, 2. Станция Паддингтон, Лондон, 1863
3, 4. Станция Бейкер-Стрит, Лондон, 1863
5. Станция Лейтонстон, Лондон, 1947
6. Мозаика — кадр из фильма Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад» (1959)
7, 8. Станция Гантс-хилл, Лондон, 1947
9, 10. Станция Канэри-Уорф, Лондон, 1999
Давайте рассмотрим несколько интересных станций лондонского метро.
🐻 Паддингтон. Одна из самых старых сохранившихся станций лондонской подземки построена в 1868 году. Ее входной павильон был вполне в духе современной архитектуры — не самой выразительной версии неоклассицизма эпохи королевы Виктории. Выбор места для станции вполне оправдан — здесь же находится один из важных лондонских вокзалов (герой детских книжек медведь Паддингтон связан именно с ним), который открыли всего за 10 лет до открытия станции метро. Вход в станцию перестраивали, но кое-что видно и сейчас.
🔎 Бейкер-стрит. Для нас станции, в названии которых отражен какой-то важный культурный или исторический сюжет — обычное дело: Чеховская, Маяковская, Тургеневская. Это, конечно, вопрос идеологии. В других странах названия станций чаще связаны с географией (но и у нас таких много — Сокольники, Китай-город). Бейкер-стрит — станция, которая успешно соединила в себе и географию, и культуру, причем так, что весь мир знает. Хотя станция начала работать одной из первых, в 1863 году, знаменитая плитка с силуэтом Шерлока Холмса появилась только в 1980-х, после очередной реконструкции. Их в истории станции было много, сегодня это — один из узлов подземной сети с десятью платформами.
🎞 Лейтонстон. Бейкер-стрит — не единственный пример станции с прочными культурными ассоциациями. Станция Лейтонстон, которая стала частью лондонского метро только в 1947 году, а до этого была станцией железной дороги, связана с жизнью Альфреда Хичкока. Знаменитый режиссер родился в этих местах, и в 2001 году станцию дополнили мозаикой, связанной с его творчеством.
💡 Гантс-хилл. Станция, архитектура которой была вдохновлена московским метро. Здесь высокий впечатляющий свод, ритм пилонов, по центральной оси — скамейки с монументальными светильниками. Материал, правда, по-европейски скупой — аккуратная бежевая плитка. Впрочем, у нас тоже есть такие станции, можно вспомнить Сокольники или Красносельскую, построенные перед войной. Гантс-хилл была открыта в 1947 году.
🌇 Канэри-Уорф. Одна из самых новых станций, автор — Норман Фостер. Станция была открыта, когда одноименный район стал бурно развиваться, превращаясь в новый деловой центр города (примерно тогда же в Москве строились Москва-Сити и соответствующие станции). Станция расположена на Юбилейной, десятой линии метро, которую начали прокладывать с 1979 года. Район рос активно, и метро было очень нужно. Конкурс на строительство станции Фостер выиграл в 1990-м году. Его попросили спроектировать станцию с расчетом на 50 тыс. пассажиров в день — с большим запасом, пассажиропоток достиг таких цифр только лет через десять. Контракт оказался выгодным — станция расширялась еще несколько раз и тоже силами Фостера.
1. Станция Стоквелл, Лондонское метро, 1890
2. Железнодорожная станция Дрейтон Парк, 1904
3. Станция Бостон-Мэнор, Лондонское метро, 1932
4. Станция Остерли, Лондонское метро, 1934
5. Станция Южный Харроу, Лондонское метро, 1903
6. Станция Мур Парк, Лондонское метро, 1910, дизайн 1950-х
7, 8. Плакаты 1970-х
1, 2. Станция Холборн, Лондонское метро, переделана в 1980-е
3, 4. Постмодернистские панели на станции Марбл-Арч, Лондонское
метро, переделана в 1980-е
5. Реклама новых составов Лондонского метро, 1990-е
6, 7. Пересадочный узел Кингс-Кросс Сент-Панкрас, Лондонское
метро, переделан в 1990-е
8. Станция Шепердс-Буш, Лондонское метро
Теперь посмотрим, как на образ лондонского метро, на выбор элементов дизайна влияли разные эпохи.
🚂 Ранние станции были выполнены в духе железнодорожных станций того времени. Для этого использовали торжественные архитектурные формы, чтобы скрыть инфраструктурную сущность постройки, сделать ее полноценным участником городского ансамбля.
📐 В эпоху ар-деко станции метро использовали язык модерна для оформления вестибюлей и станций. Супрематические композиции, острые углы, которые перемежаются с нарочито аэродинамическими линиями, много металла. В этот момент архитектура метро находит свой язык, соединяющий промышленную эстетику и простые материалы — кирпич, бетон, стекло, металл. Метро стремится выглядеть современно, но без радикализма.
🚇 В 50–70-х подземка не могла себе позволить особенно красивый дизайн. На первый план выходят утилитарные задачи — и соответствующие материалы.
🎨 В 80–90-х дизайн лондонской подземки заметно повеселел: появились яркие разноцветные поезда, а в дизайне станций — больше насыщенных цветов и интересных творческих экспериментов. На линии East London (Ист Лондон) на станции Shadwell (Шедвелл) сделали яркие панно со сценами из городской жизни. На станции Holborn (Холборн) установили экспонаты Британского музея.
🔩 Последний, современный период — эпоха Канэри-Уорф, Юбилейной линии и Елизаветинской линии. Это царство хай-тека, который для лондонской подземки открыл Норман Фостер. Здесь станции облицованы металлическими панелями, много стекла.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день