angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектура метро

Москва: метро как инструмент пропаганды

Московский метрополитен остается проектом, тесно связанным с властью. Рассмотрим, как менялся облик подземки в зависимости от идеологической концепции.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2. Проект инженеров Е. Кнорре и П. Балинского, акварели Николая Каразина, 1902
3–5. Проекты московского метро, А. Антонович, Н. Голиневич, Н. Дмитриев, 1902
6. Московская городская железная дорога, А. Антонович, Н. Голиневич, Н. Дмитриев, 1902

Прежде чем начать разговор об архитектуре московского метро, давайте разберем, каким разным представляли столичный метрополитен до того, как он был построен.


🏘 Первые проекты железнодорожного транспорта появились в 1870-е. Тогда решили проложить надземную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.


🚇 Идею подземной линии первыми озвучили в 1902 году инженеры Петр Балинский и Евгений Кнорре. Они предложили соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, которая бы образовывала единую сеть с трамвайными путями. Однако городская дума отказала в реализации.


🛤 В том же году инженеры путей сообщения А. Антонович, Н. Голиневич и Н. Дмитриев разработали свой проект Московской городской железной дороги. В нем предусматривалась подземная часть в центре города и надземная на окраине — всего четыре радиальных линии и одна кольцевая с пересадочными станциями.


💸 Свой проект в 1913 году представила Московская городская управа. Он состоял из трех подземных диаметров: Таганско-Тверского, Арбатско-Мясницкого и Виндавско-Замоскворецкого.


📐 В Советской России проектирование метро заказали немецкой компании Siemens Bauunion GmbH. Однако на реализацию проекта 1925 года не нашлось денег.


🚃 Интересно, что на проектах 1900-х годов главная пересадочная станция находится в районе Китай-города. Это неслучайно: там тогда действительно была развязка конок.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Трамвайная пробка на Лубянской площади, Москва, 1925
2. Строительство первой линии метро
3. Алексей Душкин (1904–1977)
4, 5. Станция «Кропоткинская» (до 1957 — «Дворец Советов»), арх. Алексей Душкин, Московское метро, 1935
6, 7. Станция «Площадь Революции», арх. Алексей Душкин, Московское метро, 1938
8. Станция «Маяковская», арх. Алексей Душкин, Московское метро, 1938
9. Мозаики на станции «Маяковская»

Теперь обратимся к сталинскому периоду строительства московского метрополитена. Строительство началось в 1931 году.


🚇 Метро должно было подчеркнуть статус Москвы как столицы мощного советского государства. К тому же это помогло бы решить проблему загрузки общественного транспорта: в начале 1930-х годов население Москвы превысило 3 млн человек. Московское метро открылось в 1935 году и тогда состояло из 11,2 км трассы, 13 станций и 12 составов.


👁 Вестибюли станций метро стали важным городским объектом. Это были не просто элементы городской инфраструктуры, а полноценные архитектурные произведения. Советский человек должен был чувствовать себя под землей как в античном дворце или храме.


🥁 Станции использовали как мощный инструмент пропаганды. Как и ВДНХ, они должны были наглядно демонстрировать преимущества советского строя перед западным. Решая эту задачу, все элементы архитектуры превращались в художественно оформленные идеологические послания в духе древневосточной архитектуры — когда каждый элемент (скульптура, колонна, капитель, мозаика, цвет камня, форма светильника) что-то значит.

📐 Самые яркие станции спроектировал архитектор Алексей Душкин. Его принципы строительства станции метро повлияли на всю мировую архитектуру и урбанистику:

▪️ четкое выявление конструктивной основы;

▪️ отсутствие лишних масс и объемов;

▪️ свет как главное средство создания архитектурного образа;

▪️ единство конструкции и декора.

За станцию «Маяковская» Душкин получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.


💥 В годы войны в московском метро находилось бомбоубежище. Уже в начале 50-х появление более глубоких линий метро было связано с «холодной войной»: на глубине надеялись спастись от ядерных взрывов.

1. Станция «Проспект Вернадского», Московское метро, 1963
2. Станция «Речной вокзал», Московское метро, 1964
3. Станция «Преображенская площадь», Московское метро, 1965
4. Станция «Китай-город», Московское метро, 1972
5. Станция «Сухаревская», Московское метро, 1972
6. Станция «Шаболовская», Московское метро, 1980

Теперь поговорим о 1960–70-х годах в истории московского метро. Их можно разделить на хрущевский и брежневский периоды — каждый со своей идеологией и подходом к метро.


🏗 Во времена Хрущева новые станции рассматривались с двух позиций:

️ Как в каком-то смысле «конец метро». Ведь была идея, что дальше Москва будет развиваться городами-спутниками — такими, как Зеленоград. Поэтому в центре метро тяжелое, монументальное — а ближе к окраинам облегчается, становится более современным.


▪️ Как метро рабочих окраин. Места, где люди чаще передвигаются между заводом и соседним жилым массивом, пешком или на автобусе.


▪️ Поэтому появляется открытое метро,
с лаконичным, светлым дизайном.

🧩 В брежневские времена метро сочетает монументальность и технологическую современность:


▪️ Формируется новый миф. Москва — город, который одновременно историчен и современен. Центр решено превратить из имперского монумента в туристический и удобный для горожан — многие новые станции появляются именно здесь.


▪️ Снова обращаются к Душкину и его принципам, которые в хрущевское время скорее отодвинули (как и многое другое из сталинского архитектурного наследия).


▪️ Станции на окраинах Москвы уже не для рабочих, а для среднего класса: простая структура и материалы, цвет и отдельные детали, такие как освещение, могут быть очень выразительными, но эта архитектура уже не так детализирована, не так много повествует.


▪️ Почти исчезает тема вестибюля. Делать крупные памятники в центре уже не модно, а маленькие модернистские здания теряются в крупномасштабной застройке. Проще сделать обычный спуск в подземный переход со стекляшкой, как при Хрущеве.

1. Станция «Марьино», Московское метро, 1996
2. Станция «Парк победы», Московское метро, 2003
3–5. Станция «Славянский бульвар», Московское метро, 2008
6. Станция «Деловой центр», Московское метро, 2014
7, 8. Победитель конкурса проектов станции «Шереметьевская», бюро AI Architects, 2017
9, 10. Победитель конкурса проектов станции «Нагатинский затон», мастерская ZA BOR, 2018

Как и раньше, современный московский метрополитен остается проектом, тесно связанным с властью — и поэтому продолжает выражать ее идеологию.

Вот основные идеологические концепции 👇

⌚️ Современный город с новыми технологиями — это станции вокруг Москва-сити: «Деловой центр», «Выставочная».

🖼 Город с традициями, любовью к искусству — это станции вроде «Славянский бульвар», «Марьино», «Улица Академика Янгеля», «Парк Победы». Здесь есть элементы архитектуры 70-х и 80-х, но все немного экзальтированное, как и наземные постройки над метро.

🏙 Город с современной мировой архитектурой — здесь есть интересные конкурсы на станции. Например, в 2017 и 2018 годы проходил Международный конкурс на разработку архитектурного облика станций Московского метрополитена. Среди победителей есть интересные работы, но пока до реализации дело не дошло.

🚇 Все это происходит на фоне базовой архитектуры-инфраструктуры. В таком безликом стиле сделаны МЦК; ветка, которая идет вниз от Делового центра; новые станции на концах веток.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;