Архитектура метро
Нью-Йорк: метро как культурный символ города
Нью-йоркское метро — это своеобразная «летопись» истории города. Узнаем, как оно стало крупнейшей системой метрополитена в мире и культурным символом Нью-Йорка.
1. Пневматический поезд по проекту Альфреда Эли Бича
2. Линия Девятой авеню, Нью-Йорк, фото 1896
3. Станция «Сити-Холл», Нью-йоркское метро, открытка начала 20 века
4. Станция «Сити-Холл», Нью-йоркское метро, фото 1900-х
5. «Станция Колумбус-Авеню», Гиффорд Бил, 1916
6. «Амстердам-авеню» — типичная станция нью-йоркского метро
7. Схема нью-йоркского метро
Метро Нью-Йорка — крупнейшее в мире по количеству станций и одна из самых старых систем метрополитена в мире. Давайте посмотрим, что в нем интересного 👇
🌬 Первый прообраз нью-йоркской подземки появился еще в 1867 году. Изобретатель и издатель журнала Scientific American Альфред Эли Бич предложил использовать принцип пневматической почты, когда снаряд передвигается в туннеле благодаря сжатому воздуху. Бич даже выстроил экспериментальный туннель длиной 400 метров и предлагал опробовать его за 25 центов. Спустя три года туннель закрыли и опечатали из-за финансовых сложностей.
🚂 В 1870–е в Нью-Йорке появилось надземное метро на эстакадах. Сначала это была одноколейная линия Девятой авеню на канатной тяге, потом ее перестроили в железную дорогу. Позже к ней добавились линии Шестой и Третьей авеню.
❓ Строительство первых линий подземки было осложнено из-за сланцевых пород. В итоге решили строить метро на небольшой глубине до 4,5 метров: выкапывали огромную траншею, устанавливали колонны и балки, а потом восстанавливали улицу поверх бетонного слоя.
🚇 Подземное метро в Нью-Йорке открыли в 1904 году со станции Сити-холл. Подземка быстро развивалась. В 1940-е надземные линии оказались ненужными, и их закрыли.
📏 Сегодня нью-йоркское метро — одно из крупнейших в мире. Общая длина эксплуатируемых путей — 1370 км, в том числе для пассажирского — 1070 км. Метро состоит из 472 станций.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Станция «14-я улица / Шестая авеню», Нью-йоркское метро, 1918
2. Станция «Третья авеню», Нью-йоркское метро, 1924
3. Станция «42-я улица — Брайант-парк / Пятая авеню», Нью-йоркское метро, 1926
4. Станция «23-я улица», Нью-йоркское метро, 1940
5. Станция «72-я улица», Нью-йоркское метро, 2017
6–9. Разные входы на станции нью-йоркского метро.
Признаемся честно: архитектура нью-йоркского метро с его типовыми станциями довольно однообразная. Метрополитен Нью-Йорка интересен как единый объект, который складывается из отдельных элементов.
Посмотрим на него под этим углом 👇
🔩 Инфраструктурные элементы не меняются, как и сетка города. Колонны, облицовка стен, дизайн остаются типовыми, так что одну станцию не отличить от другой. Они даже называются не как-то специально, а по названиям улиц, на которых расположены.
🌇 Нет традиции вестибюлей. Большинство входов на станции находится прямо на перекрестках нью-йоркских улиц. Метро воспринимается не как отдельное событие, а как еще одно измерение города — так же, как небоскребы.
🚉 Однако это однообразие создает особенный дух и равномерный фон, на котором ярче выступают события самого города: разные и деловитые жители, стрит-арт, графический дизайн, отдельные станции с красивой архитектурой.
1–5. Граффити на вагонах нью-йоркского метро
6. Кит Харинг, «Без названия», Нью-йоркское метро, 1984 — известный художник с 1980 по 1985 мелом нарисовал более 5000 рисунков в метро Нью-Йорка.
7. Лиза Динхофер, «Loosing My Marbles», станция «Тайм-Сквер», 2001
8. Бинг Ли, «Empress Voyage», станция «Канал-стрит», 1998 — инсталляция посвящена возвращению американского торгового корабля с Дальнего Востока в 1794 году, на каждой из плиток изображен привезенный товар.
9. Том Оттернесс, «Life Undeground», станция «14-я улица / Восьмая авеню» 2001 — инсталляция из причудливых миниатюрных бронзовых фигурок людей и животных в разных ситуациях; сам скульптор объяснял, что хотел сказать о «невозможности понять жизнь в Нью Йорке».
Станция «Всемирный торговый центр», арх. Сантьяго Калатрава, Нью-йоркское метро, 2016
Давайте посмотрим, что же делает нью-йоркское метро особенным.
✍️ Метро — своеобразная «летопись» истории Нью-Йорка. Город развивается очень быстро, многое в нем меняется. Подземка с ее одинаковыми, не меняющимися элементами становится «музеем личных воспоминаний» современных художников, музыкантов, писателей. А еще на ее фоне все высказывания выглядят особенно ярко.
🗯 Одним из главных художественных «языков» метро стало граффити. Нью-йоркский стрит-арт появился в бедных кварталах. Уличные художники расписывали здания — а также спускались в метро, оставляя граффити на стенах и в вагонах.
🕊 На другом конце спектра — дорогие штучные проекты вроде станции метро, спроектированной Сантьяго Калатравой. Станция, соединяющая метро со станцией пригородного железнодорожного сообщения и паромной переправой, находится рядом с мемориалом жертвам теракта 11 сентября 2001 года. Белоснежная конструкция, вдохновленная голубем мира, тоже говорит о памяти и истории — но для этого использованы совсем другие ресурсы, чем баллончик с краской.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день