angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектурное наследие Микеланджело

Сикстинская капелла и базилика Св. Петра

Роспись потолка Сикстинской капеллы и собор Св. Петра — одни их главных шедевров Микеланджело. В этой части узнаем, как он их создавал.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Капелла до росписи
2. Джотто, Капелла Скровеньи, один из дальних предшественников сикстинской капеллы
3. Капелла снаружи
4–6. Роспись Сикстинской капеллы
7. Как роспись видел Микеланджело в процессе работы
8. Схема росписи
9. Работа советского художника-авангардиста Соломона Никритина — анализ росписи капеллы с точки зрения тектоники, насыщенности живописи

Давайте поговорим о росписи потолка Сикстинской капеллы — живописном шедевре Микеланджело. На эту работу у него ушло четыре года жизни.

⛪️ Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Ее построили по заказу папы римского Сикста IV с крепкими стенами — чтобы защищать кардиналов во время собраний. Конклавы для выборов нового папы проводятся там до сих пор. Стены капеллы расписаны в конце 15 века флорентийскими и умбрийскими мастерами — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Потолок капеллы был украшен изображением звездного неба, традиционным для многих церквей Раннего Возрождения.

👨‍🎨 Для росписи потолка Микеланджело пригласил уже папа Юлий II в 1508 году. Сначала тот отказался, считая себя скульптором, а не живописцем — но в итоге взялся. Мечта о грандиозном цельном произведении, которую он пытался реализовать в мавзолее папы Юлия, но не смог, в Сикстинской капелле стала реальностью. Для этого пришлось перейти от архитектуры и скульптуры — к живописи, но Микеланджело нашел способ это компенсировать.

Роспись заняла четыре года. За это время Микеланджело покрыл фресками 600 квадратных метров, работая на высоте 18 метров. Легенда гласит, что он делал это в положении лежа, но это легенда — из его собственных писем известно, что приходилось стоять, запрокинув голову. Неудобная поза, близкий контакт с краской и сыростью на протяжении долгого времени привели к тому, что Микеланджело основательно подорвал здоровье. Фрески сложно переделывать, их сразу надо делать «начисто» — мастер в совершенстве освоил эту технику.

🎨 Микеланджело должен был заполнить росписями не только среднюю часть пологого свода, но и разные по размерам и площади плоскости: паруса по углам капеллы и между окон, распалубки, полукруглые арки над окнами и так далее. Все это художник сумел объединить сложной нарисованной архитектурной системой. В живописи Сикстинской капеллы объединяются реальная архитектура и нарисованная, пространство зала перетекает в пространство картин. При этом Микеланджело удается избежать примитивных иллюзионистских приемов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Сотворение Адама
2. Фрагмент из сцены сотворения земли, иногда утверждают, что это портрет Микеланджело, рисующего фреску
3. Грехопадение Адама и Евы
4. Фрагмент сцены Всемирного потопа
5–7. Пророки
8–9. Сибиллы
10. Давид и Голиаф

Система росписи свода капеллы созревала в ходе подготовительной работы. У Микеланджело было свое видение, которое менялось в ходе работы над росписью: композиция стала более сложной.

👥 Первоначально Микеланджело хотел разместить в нишах между распалубками изображения двенадцати апостолов, а все остальные плоскости покрыть орнаментом — к этой схеме часто прибегали создатели монументальных росписей в эпоху Возрождения, в том числе и Рафаэль. Но начав работу, Микеланджело изменил этот план.

📏 Нижний уровень, ближе всего к стенам — пророки и сивиллы, каждая фигура около трех метров. В арках над окнами — эпизоды из Библии и предки Христа, показанные простыми людьми, которые занимаются повседневными делами. Это основание, пьедестал для всей композиции. Здесь живопись приглушена, а сюжеты, поведение героев попроще и поближе к нашей жизни. Над ними начинает на потолке развиваться сюжет альтернативной архитектуры, созданной средствами живописи. Эта архитектура охватывает весь потолок.

📖 В центре композиции — девять сцен из Книги Бытия: Создание Небес и Земли, Адам и Ева, История Ноя. Сцены разделены написанными карнизами и тягами, которые выглядят объемно, как настоящие. Повороты фигур, их позы должны были отвечать положению зрителя по отношению к пространству: мы смотрим с земли на события, которые уже навсегда отразились на небесах.

🎨 В каждой теме по три сцены, построенные по канонам средневекового триптиха: главное событие в центре, а сцены на боковых панелях дополняют рассказ. В некоторых сценах персонажи изображены дважды, совершая разные действия. Микеланджело в одних сценах собирает множество персонажей и строит сложные композиции, а в других, как в знаменитом сотворении Адама — в центре композиции только две руки. В таких картинах, где хорошо видна фигура отдельного персонажа, заметно, что Микеланджело не изменяет своим находкам периода Давида. Фигуры не отличаются идеальными пропорциями или позами, а создают ощущение внутренней динамики и борьбы.

1. Собор Св. Петра, Рим, Италия
2. Эскиз купола, нарисованный Микеланджело
3. Схема купола
4. Модель купола в масштабе 1:15, раскрашенное дерево, 1558–1561
5–7. Современный вид купола
8. Вид на площадь Св. Петра с купола собора
9. Планы Собора Св. Петра: старая базилика, нереализованный план Браманте, план Микеланджело и план Микеланджело после изменений Мадерны
10. Главный фасад собора, арх. К. Мадерна, 1607–1612

Теперь разберем Собор Святого Петра в Риме, который строило много архитекторов, и вклад Микеланджело был очень значительным.

⛪️ Папа Юлий II поручил построить новый храм на месте старой базилики Св. Петра. К работе привлекли крупнейших архитекторов. В 1506 году Браманте предложил план в форме греческого креста с равными сторонами. После этого проектированием занимались Рафаэль, Перуцци и Антонио да Сангалло — каждый предлагал свое.

📐 В 1546 году постройкой занялся Микеланджело. У него были непростые отношения с Браманте, но Микеланджело ценил его дарование и считал, что отказ от центрально-купольного плана — это «отступление от истины». Он вернулся к проекту Браманте, добавив многоколонный входной портик с восточной стороны. Внутри ему удалось добиться большей ясности и простоты пространства, подчиняя все детали основной форме равноконечного креста.

⚪️ Одна из самых узнаваемых деталей Собора Святого Петра — его купол. Микеланджело вдохновлялся куполом Санта Мария дель Фьоре. При этом купол Собора Св. Петра оказался внушительнее и ближе к форме круга благодаря 16-реберному барабану против восьми ребер у флорентийскго собора. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между ними.

🔝 Купол разделен на несколько ярусов. Первый ярус в основании опирается на паруса. Два следующих яруса — барабан купола. Завершает композицию глава купола с изящным световым фонарем на вершине. Весь купол усилен металлической цепью, закрепленной огромным кольцом в основании.

Кольцо не могло сдержать напряжение, и начали появляться трещины. К началу 18 века инженерам Ватикана пришлось добавить еще несколько натяжных колец, которые удерживают купол до сих пор.

🏗 Постройка храма продолжилась и после смерти Микеланджело. Купол достраивал Джакомо делла Порта, придав ему более вытянутые очертания.

✝️ После его смерти главным архитектором стал Карло Мадерна. По настоянию папы Павла V он расширил собор в сторону площади. Он превратил форму греческого креста в традиционную раннехристианскую базилику в форме вытянутого креста, добавив к подкупольной части храма три длинных нефа.

🏛 Также Мадернапостроил новый фасад с мощными группами колонн. Он закрыл собой купол собора, так что тот теперь можно полностью видеть только издалека. Мадерну критиковали за то, что он изменил замысел Микеланджело, но хвалили за то, что сделал это удачно.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;