angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектурное наследие Микеланджело

Архитектура Микеланджело во Флоренции

Во Флоренции Микеланджело соорудил новую сакристию с знаменитыми скульптурными группами надгробий, а также библиотеку Лауренциана. Узнаем, как мастер добился выразительности.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1, 2. Базилика Сан-Лоренцо.
3. Интерьер базилики, работа Брунеллески
4. План базилики
5. Папа Лев Х, портрет работы Рафаэля, 1520
6. Первый вариант фасада Микеланджело
7. Еще один вариант — видно, как Микеланджело изучает разную высоту центрального фронтона, подчеркивает важность боковых элементов
8. Третий вариант, последний
9. Деревянная модель, размеры 216 на 283 см
10. Компьютерная модель церкви с фасадом

Давайте обсудим флорентийские проекты Микеланджело. И начнем с так и нереализованного фасада для Базилики Сан-Лоренцо.

⁉️ Проблема фасада была одной из самых важных для архитекторов Возрождения. С одной стороны, ни денег, ни места для новых крупных зданий еще не было. С другой, античное архитектурное наследие в первую очередь воспринималось как полезное для фасадов. Ведь от древнеримских зданий осталось не так много пространств, зато фасад для архитекторов был чем-то вроде картины, на которой можно было «нарисовать» античность. Наконец, фасад — это легкий способ обновить здание и сделать его «моднее». А ведь когда сейчас так поступают со старыми зданиями, мы обычно расстраиваемся!

⛪️ Базилика Сан-Лоренцо — одна из старейших церквей Флоренции. Построенную в конце 4 века, ее перестроили в романском стиле в 11 веке, а в 15 веке Брунеллески возвел на этом месте новую ренессансную церковь. В приходе базилики жила и семья Медичи. Как и многие церкви этого времени, базилика имела пирамидальную структуру: высокий центральный неф, боковые пониже, и два ряда капелл по краям — еще ниже. Для такого фасада античная логика фасада храма, который вписывается в равносторонний квадрат или слегка вытянутый прямоугольник, радикально не подходила. Церковь стояла без фасада — то есть с голой каменной стеной.

✝️ Папа Лев X (Джованни Медичи) поручил Микеланджело спроектировать новый фасад из белого каррарского мрамора. Помощник выполнил по рисунку Микеланджело деревянную модель, которой тот не был доволен. Решение, тем не менее, очевидно. Микеланджело выделяет центральную часть фасада, которая относится к самому высокому главному нефу. Достаточно смело он разделяет фасад на два уровня, признавая тем самым, что объединить здание одной ордерной системой не получится.

🏛 В одном из вариантов боковые крылья фасада остаются на первом уровне, в другом — Микеланджело решительно поднимает их до второго. В любом случае, чтобы уравновесить боковые части, он выделяет их ордером (более массивным в первой версии и менее — во второй). Финальный вариант больше похож на палаццо. Прямоугольная стена полностью скрывает церковь с ее сложной геометрией.

🧩 Отдельно важно отметить, как Микеланджело относится к объему фасада. Элементы ордера, полуколонны, пилястры, карнизы не выступают далеко вперед. Они, особенно на краях, похожи на складки одежды. Впервые в итальянской архитектуре используется такой смелый ордер в сложной композиции: он напоминает не столько триумфальную арку с ясным центральным акцентом, сколько конструкции сцен римских театров, у которых в качестве фона для актеров были высокие и широкие стены с ордерным украшением.

✍️ Микеланджело неоднократно ездил за мрамором для фасада в Каррару и Пьетрасанту. Однако работа осталась незавершенной — художник сам разорвал контракт с папой, указав в качестве причины нехватку материала. Его остатки пошли на отделку Санта-Мария-дель-Фьоре.

▪️ К слову, возможность завершить внешний фасад Базилики Сан-Лоренцо по проекту Микеланджело до сих пор обсуждается.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Флоренция: поле для экспериментов Микеланджело

1. План церкви с указанием расположения сакристий, старой — слева, новой — справа
2. Старая сакристия
3. Старая сакристия, план и разрез
4. Старая сакристия, купол
5–7. Новая сакристия
8, 9. Гробницы
10. Купол

Теперь разберем знаменитую Капеллу Медичи (Новую сакристию) в базилике Сан-Лоренцо, которую Микеланджело начал делать параллельно с фасадом церкви. И Старая, и Новая сакристии — это церкви внутри церкви, которые семья Медичи устроила себе в городском храме благодаря влиянию и щедрым пожертвованиям.

🏗 Старая сакристия была построена Брунеллески. Это замечательный образец архитектуры раннего Ренессанса. Брунеллески не перегружает ее декорацией: стены чистые, карниз делит их на две части. У алтаря справа и слева декорация становится насыщенной — коринфские пилястры, в которые вставлены небольшие скульптурные картины с цветами, и два «храма» — фронтоны на ионических колоннах, которые оформляют вход в небольшие комнаты справа и слева от алтаря.

⭕️ Сама сакристия обладает очень простыми и изящными пропорциями. Брунеллески не решался на более сложное — высота от пола до карниза равна высоте от карниза до основания купола, которая равна высоте купола. Таким образом, это круг, который наполовину вписан в квадрат — вычитанное еще у Витрувия сочетания земного (квадрат) и небесного (круг).

🆕 Теперь начали возводить новую — когда кардинал Джулио де Медичи привлек к проекту Микеланджело, капеллу уже возвели до карниза, без отделки и купола. Архитектор занялся общим проектированием помещения, ориентируясь на стиль Брунеллески. Но разница между двумя сакристиями снова показывает, что Микеланджело идет вперед.

1️⃣ Новая сакристия обладает такими же размерами, но Микеланджело поступает с интерьером иначе. Используя похожую серую цветовую гамму, он делает ее контрастнее. По всем четырем стенам идут коринфские пилястры, в которые вставлены ниши, двери, окруженные белой ордерной декорацией, мраморные скульптуры. Контраст темного ордера и белой стены делает его главным героем, тогда как у Брунеллески внимание к себе притягивают терракотовые вставки, медальоны, барельефные иконы.

2️⃣ Но и на втором уровне Микеланджело продолжает эту работу: здесь тоже есть пилястры, а также окна, накрытые довольно массивными треугольными фронтонами. Можно сказать, что, занимая и первый, и второй уровень, Микеланджело продолжает тему, начатую в фасаде. И в отличие от Брунеллески, не боится сделать второй уровень в два раза ниже первого: масштабируя пилястры и акцентируя окна, он добивается равновесия.

🙏 В Новой сакристии предполагалось установить четыре надгробных памятника для членов семьи Медичи. Позже планировали установить надгробия и обоим папам из дома Медичи — Льву X и Клименту VII.

👥 Но Микеланджело сделал только два памятника для не самых известных представителей семьи: Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци», и его брата Лоренцо Медичи. Гробницы украшены их изваяниями и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. Микеланджело гармонично вписал скульптуры в пространство капеллы, которое уже было создано до него. Обратите внимание на эти памятники, каждый из них — это мини-фасад, причем достаточно активный — с глубокими нишами, выступающими пилястрами, карнизом, который делает то шаг вперед, то шаг назад.

1. Советская марка к юбилею Микеланджело с вестибюлем библиотеки, 1975
2. Гравюра с залом библиотеки и читателями, 18 век
3. Зал библиотеки
4. Разрез библиотеки и вестибюля
5. План вестибюля
6, 7. Лестница
8, 9. Рисунки Микеланджело — поиск конфигурации лестницы, набросок вестибюля
10. Фрагмент стены вестибюля

Давайте обсудим знаменитую Библиотеку Лауренциана. Она вплотную примыкает к церкви Сан-Лоренцо, так что все это один комплекс.

📜 Библиотека названа по имени Лоренцо I Медичи. Он собрал большую коллекцию манускриптов, заметно расширив собрание своего деда Козимо Медичи Старшего. Постройку в 1524 году заказал Джулиано Медичи — только он уже год как был папой Климентом VII. Коллекция была продолжением других коллекций семьи Медичи — скульптуры, искусства. Вокруг них собрался своего рода университет (более консервативную школу, которая была во Флоренции с 14 века, Медичи выселили в город Пиза). Библиотеки раньше чаще бывали при монастырях, так что Лауренциана — тоже серьезный шаг вперед для культуры Возрождения.

✉️ Переписка Микеланджело с заказчиком папой Климентом свидетельствует, что он очень беспокоился о практических вопросах. Климент не хотел раздувать бюджет, зато просил отделить греческие книги от латинских, редким книгам отвести отдельный кабинет, сделать стены и своды покрепче, чтобы защитить драгоценные издания от огня, и т.д. Микеланджело был согласен на все, но в ответ предлагал в первую очередь художественные решения. На одни из них папа соглашался, другие критиковал — меценаты были главными художественными критиками эпохи, образованными и компетентными.

✍️ Микеланджело спроектировал вестибюль и читальный зал. Их возвели за два года — затем отделкой библиотеки тридцать лет занимались по его эскизам другие мастера. Библиотеку закончили только в 1559 году, когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы — первый вариант лестницы он начал еще во Флоренции, но не успел доделать.

🌋 Лестница напоминает поток лавы, вытекающий из дверей, и будто не умещается в вестибюле: сама лестница широковата, а элементы в углах сталкиваются, будто здание «сжали». В этой неустойчивой динамике уже видно будущее барокко, а в избыточности и пафосе — маньеризм. Лестнице вторит оформление стен вестибюля. Это парные колонны, вставленные в ниши, как если бы это были скульптуры. В углах они превращаются в довольно странную комбинацию круглых и угловатых профилей.

📚 В самом зале при этом все очень строго и уравновешено. Такой контраст с динамичным, тревожным вестибюлем неслучаен: тот как бы подготавливает посетителя к спокойствию читального зала. Библиотека стала первым проектом Микеланджело, где он добивается выразительности только архитектурными средствами, без статуй.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;