Архитектурное наследие Микеланджело
Последние архитектурные работы
Поздние архитектурные проекты Микеланджело отличаются необычностью. Узнаем, почему, и посмотрим на работы зрелого мастера.
1, 2. Санта-Мария-Маджоре, Рим, Италия
3. План Капеллы Сфорца
3–9. Капелла Сфорца
10. Панорама капеллы
Давайте разберем поздние проекты Микеланджело. И начнем с Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.
✍️ Часовня построена как усыпальница влиятельной миланской семьи Сфорца. Микеланджело создал проект — и хотя он не участвовал в его реализации, а некоторые детали явно не принадлежат ему, общий образ капеллы обязан его видению.
📐 В церкви Санта-Мария Маджоре несколько капелл, которые принадлежат знатным семьям. Это небольшие помещения внутри большой и роскошной церкви, и Микеланджело должен был постараться спроектировать пространство, которое могло бы конкурировать с основным.
🏛 Купол капеллы стоит на парусах, создавая вместе с пространством динамический объем. У боковых апсид необычные скругленные очертания. Мощные колонны свободно стоят рядом со стенами, не примыкая к ним. Глубокая входная арка и прямоугольная алтарная ниша перекрыты широким цилиндрическим сводом.
〰️ Захватывающее ощущение появляется благодаря сочетанию пространства и объемов. Для такой пластической выразительности уже не нужны лишние украшательства, пространство становится самодостаточным. Динамику создает наложение трех осей: от входа к алтарю, еще одна — поперечная ось, вертикальная — от пола к куполу.
👁 Монументальность небольшому пространству придают угловые коринфские колонны на постаментах, криволинейные арки, свод неправильной формы, овальные пространства по бокам с темными углами, которые не дают зрителю оценить размеры пространства.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Центральный зал Терм Диоклетиана до восстановления их в качестве церкви
2. План церкви
3–8. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
9. Линия меридиана на полу церкви
Перед нами базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Это одна из самых необычных церквей, построенных в Риме.
🚰 Базилика построена на месте бывших руин центральных залов терм Диоклетиана. Ее предложили построить в честь всех христианских рабов, погибших при строительстве бань. За проект взялся Микеланджело. Это уникальная постройка, в которой Ренессанс непосредственно сталкивается с античной архитектурой.
⛪️ В основу базилики Микеланджело положил равносторонний греческий крест. На каждом кубическом конце находится по часовне. У церкви нет фасада: вход расположен в одной из апсид основного помещения фригидария.
🔝 Микеланджело пришлось поднять пол на 28 метров, чтобы он соответствовал уровню улицы 16 века. Большой сводчатый трансепт длиной 90 метров и шириной 27 метров подчеркивал масштаб изначальной римской постройки. Своды трансепта поддерживают настоящие римские колонны из красного гранита.
☀️ Уже в 18 веке на полу базилики добавили линию меридиана. Через небольшое отверстие в южной стене каждый день в полдень на эту линию попадает луч солнца.
1. Порта Пиа, Рим, Италия
2. Порта Пиа, вид со стороны города
3. Порта Пиа, вид с внешней стороны
4. Порта Пиа, вид с внутренней стороны
5, 6. Проект фасада Микеланджело
7. Разрушенная стена рядом с Порта Пиа после прорыва отряда берсальеров, 1870
Завершим разговор о Микеланджело его последним проектом — Порта Пиа.
🙏 Порта Пиа (Ворота Пия) заказал папа Пий IV. Он построил Номентанскую дорогу, и ему нужны были новые ворота в северо-восточной части Аврелиановой стены Рима вместо снесенных Номентанских ворот.
⌛️ Микеланджело предложил три варианта. Как рассказывает Вазари, папа выбрал самый дешевый из трех. Работы велись с 1561 по 1565 годы, когда Микеланджело уже умер.
🚪 Порта Пиа являются символическим входом в город. Микеланджело спроектировал их так, что они напоминают театральный занавес — знак наступающего барокко, как и разорванный фронтон. Для большего эффекта ворота установлены позади линии стены.
🏛 Сегодня ворота выглядят по-другому. В 19 веке архитектор Вирджинио Веспиньяни перестроил их после удара молнии: сделал неоклассицистический северо-восточный фасад, добавил новые здания и внутренний двор.
🗡 Ворота Пия вошли в историю Италии 20 сентября 1870 года: пробив стену рядом с закрытыми воротами, в Вечный город вошли передовые отряды берсальеров — завершилось движение рисорджименто, целью которого было создание единого итальянского государства.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день