Архитектурное наследие Микеланджело
Ранние годы и период ученичества
Уже в ранних работах Микеланджело можно увидеть удивительное владение скульптурой и внимание к деталям. Рассмотрим их.
1. Давид, 1501–1504
2. Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо. Надгробие Джулиано Медичи, Флоренция, 1520–1535
3. Гробница папы Юлия II, Рим, 1545
4. Собор Св. Петра, Рим
5. Порта Пиа, Рим, 1561–1565
6. Колоннада Св. Петра, арх. Бернини
Микеланджело — анти-Палладио
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. В этом доме в местечке Капрезе родился Микеланджело
2. Доменико Гирландайо, «Рождество Богородицы», часть росписей в капелле Торнабуони (глава банка Медичи в Риме), 1485–1490
3. Донателло, «Мадонна с младенцем» («Мадонна в облаках»), ок. 1430
4. Бертольдо ди Джованни, битва между римлянами и варварами, ок. 1480 — по мотивам рельефа римского саркофага
5. Джотто, «Оплакивание Христа», капелла Скровеньи, Падуя, ок. 1305
6. Кампанила Джотто, 1334–1359
7. Мазаччо, фреска в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1426-1428
8. Лоренцо Медичи, окруженный художниками и мыслителями, фреска 17 века — справа Микеланджело показывает «Фавна», свою первую работу, утраченную или никогда не существовавшую
Поговорим о ранних годах Микеланджело Буанаротти.
👶 Родился в 1475 году в местечке Капрезе около Флоренции в семье городского главы и судьи. Его отец был обедневшим французским дворянином. Не имея возможности содержать много детей, он отдал Микеланджело в семью кормилицы — жены местного каменотеса. Поэтому мальчик с детства овладел резцом и молотом.
📜 В «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари, рассказ о будущем великом художнике начинается так: «...родился, говорю я, сын в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи; назвал он его Микеланджело: в самом деле, долго не размышляя, а по внушению свыше, отец хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее в его гороскопе тем, что при его рождении Меркурий в сопровождении Венеры были благосклонно приняты в обители Юпитера, а это служило знаком того, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительные».
🎓 Юность и ученические годы Микеланджело прошли во Флоренции. Город уже прославился такими именами, как Брунеллески, Мазаччо, Донателло, совершившими революцию в архитектуре, живописи и скульптуре. Покровительство Медичи привлекало в город все новых мастеров, а также философов и ученых. Микеланджело сначала учился у флорентийского художника Доменико Гирландайо. Потом перешел в обучение к скульптору Бертольдо ди Джованни — последователю Донателло, возглавлявшему художественную школу семьи Медичи.
🎨 Изучал живопись, копируя Джотто и Мазаччо, художников, составивших славу новой флорентийской живописи. Джотто, хотя его относят к завершающему периоду готики, тем не менее, прославился тем, что ввел в свои религиозные картины элемент человеческой теплоты. Кроме того, он одно время надзирал над строительством Санта-Мария-дела-Фьоре — по его проекту была построена кампанила собора. А Мазаччо, современник и друг Брунеллески, известен тем, что начал активно использовать в своей живописи перспективу.
👑 Таланты Микеланджело заметил главный меценат (равно художественный критик) — Лоренцо Великолепный. Лоренцо пригласил его жить во дворце, воспитывал вместе со своими детьми и племянником Джулио (потом он станет папой Климентом VII). Именно у Медичи Микеланджело выполнил первые барельефы — «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Микеланджело
1–5. Мадонна у лестницы, 1491
6–10. Битва кентавров, 1492
Рассмотрим две первые работы Микеланджело — барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
🔨 Сам по себе жанр этих работ как раз соответствует самому началу карьеры. Это небольшие (56х40 см и 84х90 см) мраморные барельефы с привычными сюжетами — одним религиозным, другим античным. Из размер и относительная простота идеи позволяли ученику самостоятельно справиться с задачей и показать, на что он способен.
🤱 «Мадонна у лестницы» была создана около 1490 года — Микеланджело тогда было около пятнадцати лет. Барельеф находится в доме семьи Микеланджело, который сегодня стал его музеем. Исследователи отмечают, что в «Мадонне» есть отсылки к Донателло — в пропорциях, расположении рук. В этой ранней работе уже видно удивительное владение скульптурой и внимание к деталям.
☁️ Эту работу Микеланджело удобно сравнить с работой Донателло «Мадонна в облаках», которую мы показали ранее. У Донателло похожая задача — крупная фигура Богоматери и несколько детей вокруг, один из них — Иисус, а также несколько ангелов. Все фигуры у него располагаются в одной плоскости, только перекрывая друг друга.
📐 У Микеланджело композиция смелее. Он отодвигает Мадонну к краю, хотя в целом она занимает центральное положение. И использует лестницу, чтобы создать очевидную разницу в планах: чем выше дети на лестнице, которая уходит от нас в глубину, тем они меньше. По всей вероятности, на барельеф должны были смотреть снизу вверх, что усиливало бы эффект перспективы.
⬜️ Работа полна тонких деталей: слегка повернутая ступня у Мадонны, ребенок, который «висит» на перилах. Исследователи также отмечают резкий контраст между гладкими поверхностями камня (куб, на котором сидит Мадонна, и ступени лестницы) и большим количеством складок у одеяния.
⚔️ «Битва кентавров» создана около 1492 года, незадолго до смерти Лоренцо Медичи. Она вдохновлена классическим рельефом Бертольдо ди Джованни и изображает мифическую битву между лапифами и кентаврами. Здесь Микеланджело впервые отошел от двухмерного барельефа к трехмерной скульптуре. Работа осталась незавершенной — возможно, намеренно. Сам Микеланджело считал ее лучшей из своих ранних работ.
💪 В этой работе очевидно развивающееся у Микеланджело увлечение телом как самостоятельной задачей — мышцами, складками, поворотами, напряжениями и т.д. Нельзя сказать, кто с кем борется, и не везде понятно, кому принадлежит рука или нога. Но по отдельности каждая из них сделаны так, что их можно долго рассматривать. А все вместе — создают своего рода узор, с динамичными светотенями и драматичным настроением. А вот рельеф Бертольдо ди Джованни с похожим сюжетом (правда, бронзовый), совсем не кажется таким интересным.
Микеланджело
1–4. Пьета, 1499
5–10. Давид, 1501–1504
Давайте посмотрим две ранние скульптуры Микеланджело — «Пьету» и «Давида».
🔜 Исследователи считают, что в этих скульптурах Микеланджело тоже делает шаг вперед. Он отказывается от точности, которую любили скульпторы старшего поколения, увлеченные исследованиями природы. Но и не создает идеализированные образы, как в готике или классической античности, образцы которой он видел в коллекции Медичи. Микеланджело не стремится к гармонии, но его привлекают контрасты и напряженные фигуры — прежде всего, он хочет отразить в этих работах себя, а не абстрактный сюжет или реальную модель.
🙏 «Пьета» — традиционная сцена оплакивания Христа Богоматерью. Французский кардинал Жан Билэр заказал статую для своей гробницы. Уже в 18 веке ее перенесли в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Интересно, что Христос и Мария изображены не страдающими, а скорее печальными. Мария при этом очень молода, хотя традиционно ее изображали женщиной около 50 лет.
🔺 Микеланджело выбрал пирамидальную композицию, вершина совпадает с головой Марии. Для соблюдения композиции Микеланджело добавил более высокий постамент в правой части. Также скульптор нарушил пропорции, чтобы показать на коленях женщины взрослого мужчину, но из-за драпировок все выглядит гармонично.
©️ Считается, что это единственная подписанная работа Микеланджело. Якобы он подписал ее, услышав разговор двух миланцев о том, что такую совершенную работу могли сделать только в Милане.
👤 «Давид» — пятиметровая статуя из цельного куска мрамора. Она должна была стать частью большой группы из 12 ветхозаветных персонажей для соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре.
🗡 В отличие от более ранних скульпторов, Микеланджело не стал изображать голову Голиафа. Давид стоит в расслабленной позе — вероятно, перед битвой. Статуя расположена в контрапосте — это античный прием, когда весь вес находится на одной ноге, а вторая немного выставлена вперед. Такая поза придает телу естественный изгиб, подчеркивая его.
👁 Пропорции немного искажены. У фигурыбольшие голова и руки, особенно левая. Вероятно, это сделано из-за того, что скульптура должна была стоять на крыше, так что на нее бы смотрели снизу.
🗣 Искусствовед Генрих Вельфлин писал: «Каков же идеал молодой красоты у Микеланджело? Это великаноподобный юноша в переходном возрасте, не мальчик, но и не взрослый мужчина, в том возрасте, когда тело вытягивается, когда все члены, громадные руки и ноги, бывают несоразмерны. Микеланджело неудержимо отдается здесь натурализму; он не останавливается перед последствиями и увеличивает неуклюжую модель до огромных размеров, к тому же придает ей жесткое, неприятное, угловатое движение, а ноги устанавливает так неудачно, что между ними образуется уродливый треугольник. С красотой линий он не считается; вся фигура Давида непосредственное воплощение натуры, граничащей при ее размерах с сверхъестественностью. Она изумительна каждой деталью, поражает упругостью тела, но, говоря откровенно, она безобразна».
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день