angle-down facebook instagram vkontakte warning

Архитектурное наследие Микеланджело

Римские проекты Микеланджело

Главными заказчиками Микеланджело в Риме были папы, а само сотрудничество не всегда складывалось гладко. Познакомимся с работами мастера в Вечном городе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

Как Микеланджело завоевывает Рим

1. Папа Юлий II
2. Первая версия мавзолея, рисунок Микеланджело
3. Мавзолей в пространстве собора
4. Вторая версия
5–9. Реализованный проект
10. Скульптура «Восставший раб»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте рассмотрим проекты Микеланджело в Риме. Главными заказчиками в городе были папы — Микеланджело довелось работать на девятерых, а всего при его жизни их сменилось 13. Сотрудничество не всегда складывалось гладко: например, с момента первого контракта на сооружение гробницы папы Юлия II до завершения работы прошло 40 лет.

Почему так получилось 👇

📜 В 1505 году Юлий II попросил Микеланджело вернуться в Рим из Флоренции. Папа заказал мастеру собственный мавзолей — колоссальный памятник из 40 фигур. Микеланджело несколько месяцев провел в горах Каррары, лично руководя добычей мрамора. Но папа передумал: посчитал постройку гробницы дурной приметой, к тому же его внимание переключилось на строительство Собора Святого Петра.

🤫 Впрочем, есть и другие версии: что папу убедил отказаться от проекта Донато Браманте (из зависти), а также, что гигантская и сложнейшая архитектурно-скульптурная композиция просто была не под силу самому художнику, и он это в какой-то момент осознал.

Спустя восемь лет к Микеланджело обратились наследники Юлия II — тот к тому времени уже умер. По второму проекту мастер создал мраморные фигуры Моисея, Восставшего и Умирающего рабов. Но на этом эпопея не закончилась: всего было подписано шесть контрактов на шесть разных проектов. В финальном варианте, законченном в 1545 году, было два яруса.

⬇️ Нижний ярус отчасти напоминал второй проект, но претерпел значительные изменения. В нишах вместо фигур рабов установлены фигуры Рахили и Лии — а также фигуры Мадонны и папы, исполненные не самим мастером, а его учениками.

⬆️ Верхний ярус решен как архитектурное завершение, декорированное пилястрами. Мощные волюты на постаментах своими массивными динамичными формами предвосхитили стиль барокко, утвердившийся в европейском искусстве 17 века.

Важную роль в композиции играют статуи. Среди безусловных шедевров Микеланджело — скульптура Моисея. Не менее эмоциональные «Скованный раб» и «Умирающий раб» не вошли в окончательное решение надгробия, но все равно стали одними из известных работ мастера.

1. Капитолийский холм в начале работ
2. Строительные работы
3. Проект Браманте для Бельведера
4. Выход с пандуса-лестницы на площадь
5. Вид площади от лестницы
6–8. Дворцы
9. Вид на город с площади
10. Статуя Марка Аврелия (копия, оригинал в музее)

Теперь рассмотрим Капитолийскую площадь — архитектурный ансамбль, который спроектировал Микеланджело.

Возрождение мечтало об идеальном городе. Теоретики архитектуры писали о нем, художники представляли себе его пространство в картинах. Но в действительности «урбанистических» проектов было очень мало, теснота средневековых городов не позволяла развернуться. А Рим в эти годы вообще не имел ясной организации и единого центра — он был больше, чем такие города, как Флоренция, и его структура была довольно хаотичной.

🏛 Капитолийский холм был важнейшей точкой еще в Древнем Риме с сакральными и важными государственными объектами. В средние века религиозное значение места сошло на нет, но оно стало государственным центром города — сюда перенесли здание префектуры. Потом здесь начались перестройки, и к началу Возрождения площадь превратилась в довольно хаотичное скопление зданий.

🐐 В 16 веке площадь находилась в плачевном состоянии, не зря ее называли «козий холм» — здесь пасли мелкий скот. Тогда папа Павел III поручил Микеланджело перестроить площадь.

▪️ По одной версии, поводом стал неудачный визит в 1536 году короля Испании, императора Священной Римской империи Карла V, который хотел попасть на площадь, но не смог из-за зарослей и развалин.

▪️ По другой — подготовка к триумфальному параду в честь императора в 1538 году.

▪️ По третьей — папа решил поставить там конную статую Марка Аврелия (кстати, считалось, что это император Константин, тот, который легализовал христианство). Папа советовался с Микеланджело. Художник был против: красивая античная фигура не смотрелась бы в таком нелицеприятном антураже. Может быть, тогда мастер и высказал свои первые идеи о трансформации площади.

▪️ Интересно, что в 1537 году Микеланджело получил римское гражданство (напомним, что тогда в Италии каждый город был сам себе государством).

📐 Микеланджело начал делать первые наброски реконструкции около 1536 года. Главная идея — открыть площадь к комплексу Ватикана, а не к Римскому форуму (как было в античности), символически «отвернувшись» от прошлого Рима к христианству и его символу — Собору Святого Петра.

▪️ Идею организации площади ему подсказал проект двора Донато Браманте для Бельведерского дворца (часть комплекса Ватикана). Это было вытянутое пространство с лестницами и террасами. Проект не был реализован при жизни архитектора, а его плану не последовали следующие архитекторы и папы, но Микеланджело был хорошо знаком с концепцией.

▪️ В центр Микеланджело поставил Марка Аврелия, статуя стала главным акцентом площади. Отреставрировал Дворец сенаторов и Дворец консерваторов, а также построил Новый дворец на противоположной стороне площади. Вместе три здания создавали симметричное трапециевидное пространство.

▪️ Однако в этом было было и важнейшее отступление мастера от традиций Возрождения: идеальной площади полагалось быть идеально квадратной, и знаменитый эффект перспективного искажения возникал бы сам собой. Микеланджело идет наперекор ему: расширяя площадь от выхода на нее — к главному зданию. В барокко такие игры с пространством станут нормой.

▪️ В западной части площади архитектор поставил балюстраду. Чтобы еще больше подчеркнуть центральную ось площади и ее новую геометрию, он также добавил пандус-лестницу Кордоната от подножия холма к площади на его вершине.

💡 Капитолийская площадь — первый пример подобной организации городского пространства. Микеланджело задал не только тон будущим серьезным перестройкам города, но и тенденцию, которой позже следовали итальянские и французские архитекторы, а за ними и весь мир.

⌛️ Сам Микеланджело не увидел полную реализацию своего замысла. Работы шли очень медленно, и к концу жизни архитектора в 1564 году не было возведено даже половины задуманных зданий. После смерти Микеланджело работы возглавил ученик Микеланджело Джакомо делла Порта, а затем уже его ученик — Джироламо Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была завершена только в 1654 году.

1. Антонио да Сангалло
2. Папа Павел III
3. Дворец на момент смерти да Сангалло (реконструкция по документам, характеру кладки кирпича и другим данным)
4. Фасад палаццо
5. Вход в палаццо и балкон
6. Карниз, лилии — геральдический цветок семьи Фарнезе
7. Двор палаццо, его пропорции (высота, ширина, глубина) — 1:1:1
8. Росписи в одном из главных залов палаццо — Аннибале Каррачи, 1595
9–10. Другие пространства дворца

Давайте рассмотрим Палаццо Фарнезе, где архитектор взял уже готовое здание и смог придать ему другой характер.

👤 Владельцем палаццо был Алессандро Фарнезе, который позже стал папой Павлом III. Он постоянно расширял и перестраивал дворец в соответствии с тем, как менялся его статус в политической системе Рима. Для вельмож эпохи Возрождения палаццо в новом стиле было не столько местом для жизни (многие из них были весьма неудобны даже по тем меркам), сколько способом обозначить свое место в обществе. Ради этого довольно часто нарушались строгие «нормы» средневекового города, которые ограничивали высоту зданий и другие их характеристики (скорее из соображений удобства и скромности, чем из эстетических, как сегодня).

🧱 Композиция дворца в целом соответствует классическим флорентийским палаццо — только построен он не из камня, а из кирпича. Сначала работы велись по проекту архитектора Антонио да Сангалло Младшего. После его смерти в 1546 году к делу подключился Микеланджело. Вазари отмечал в своих записях, что надежды на успешное завершение проекта или гармоничный вид почти не было — стройка заходила в тупик.

🔷 Микеланджело завершил третий этаж и изменил внутренний двор. Интересно, что он был известен своим неуживчивым характером и не мог сотрудничать с другими мастерами, все время ссорился. Но проект уже умершего Сангалло он продолжил весьма элегантно. Хотя от первого архитектора палаццо не осталось четких указаний (даже полных чертежей, только пара рисунков — остальное решалось на стройке), его идея была ясна. Он хотел сделать фасад достаточно простым и четким: кирпичный фон, на котором ярко смотрится белый камень обрамления окон и дверей.

🔅 Микеланджело в целом сохранил замысел Сангалло. Но он добавил фасаду мощный портал с рустом, балкон, сильно выступающий карниз, который отбрасывает тень на часть фасада. Все это делает простой фасад Сангалло значительно активнее и монументальнее, хотя при этом Микеланджело не менял работу предшественника, а просто вовремя ее подхватил и направил в другое русло. Во внутреннем дворе палаццо появился третий ярус, добавляющий динамизма.

🍇 Микеланджело также предлагал построить мост через Тибр от палаццо к садам виллы Фарнезе, владениям Алессандро на противоположном берегу. Однако идея так и не была реализована.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
9100₽ 4550₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;